ДОГМА́ТИК, -а, муж. Человек, склонный к догматизму.
-а, м.
Тот, кто склонен к догматизму.
1.
ДОГМА́ТИК1, догматика, муж. (книжн.).
1. Человек, придерживающийся догматического образа мышления. Упрямый догматик.
2. Писатель по вопросам догматики.
2.
ДОГМА́ТИК2, догматика, муж. (церк.). Род церковного песнопения в честь богородицы у православных христиан, содержащего в себе догматы вероучения.
I
м.Специалист в области догматики - раздел богословия, в котором даётся систематическое изложение догматов какой-либо религии.
II
м.Тот, чьё мышление отличается догматизмом - схематическим, односторонним мышлением, опирающимся на слепую веру в авторитет, защищающим какие-либо устаревшие положения и оперирующим догмами.
муж. dogmatic person;
dogmatistdogmatist
м.
dogmatique m
м.
dogmático m
м.
dogmatico
тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы. В философии первоначально (по Сексту Эмпирику) догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в противоположность все подвергавшим сомнению скептикам; по Канту, те, кто выдвигает позитивные метафизические положения в обход опыта и наблюдения, не спрашивая, имеет ли право человеческий разум на такие утверждения.
ДОГМА́ТИК -а; м. Тот, кто склонен к догматизму.
◁ Догмати́ческий (см. 1.Д.). Д-ое мышление. Догмати́чески, нареч.
* * *
ДОГМАТИКДОГМА́ТИК (греч. Dogmatikos, от dogma — учение), песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее стихиры(см. СТИХИРА) на «Господи воззвах» воскресной великой Вечерни(см. ВЕЧЕРНЯ), в котором содержится догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и соединении в Его лице двух естеств — Божественного и человеческого. Составление догматиков восьми гласов(см. ГЛАС) приписывается преподобному Иоанну Дамаскину(см. ИОАНН ДАМАСКИН). Догматики помещаются в Октоихе(см. ОКТОИХ). Аналогичные песнопения малой Вечерни называются малыми догматиками.
гимн христианской церкви, излагающий догматы веры. 8 гласам соответствуют 8 Д. Сочинение их текста и музыки приписывают Иоанну Дамаскину. Яркая поэтич. образность текстов Д. привлекала внимание рус. мастеров пения. Распетые ими мелодии Д. отличаются большой выразительностью и принадлежат к числу лучших образцов знаменного распева 16 в. Напевы Д. приведены в сб. Н. Д. Успенского "Образцы древнерусского певческого искусства" (Л., 1968, 1971), а также в некоторых трудах по истории русской музыки.
Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, с. 84-94, 117-122, М., 1971, с. 100-111, 135-144.Н. Д. Успенский.