НАУКООБРА́ЗНЫЙ, -ая, -ое; -зен, -зна. Научный лишь по виду, создающий видимость научности.
| сущ. наукообразность, -и, жен.>
-ая, -ое; -зен, -зна, -зно.
1.
Обладающий внешними признаками научности.
2. устар.
То же, что научный (во 2 знач.).
У нас как будто никто и не понимает, что без изучения, глубокого и напряженного, без наукообразного развития эстетического чувства нельзя понимать поэзии. Белинский, Русская литература в 1841 г.
Первый пример наукообразного изложения естествоведения представляет Гегелева «Энциклопедия». Его строгое, твердо проверенное воззрение почти современно Шеллингу. Герцен, Письма об изучении природы.
НАУКООБРА́ЗНЫЙ, наукообразная, наукообразное; наукообразен, наукообразна, наукообразно (книжн.). Обладающий внешними признаками научности.
прил.
Обладающий лишь внешними признаками научности; создающий лишь видимость научности.
прил. pseudo-scientificscientific-looking.
pseudowissenschaftlich
наукообразный pseudowissenschaftlich
qui se donne pour la science; scientifique(vx)
прил.
(p)seudocientífico
прил.
pseudoscientifico
НАУКООБРА́ЗНЫЙ -ая, -ое; -зен, -зна, -зно. Научный лишь по виду, создающий видимость научности, претендующий на научность. Придать докладу н. вид. Н-ое изложение вопроса. Н. стиль статьи.
◁ Наукообра́зно, нареч. Н. излагать свою тему. Наукообра́зность, -и; ж.
Конкретный. В качестве недавно введенных «неправильных галлицизмов» [в книге Н. Г. «Неправильности в современном разговорном, письменном и книжном русском языке» (1890) — Л. А.] отмечены такие слова: (...) конкретный (concret — «слово отчасти логическое, отчасти философское, но в русском литературном языке не подлежащее употреблению») (15), констатировать (галлицизм... весьма часто употребляемый) (15), консервативный (по-русски... охранительный, или сохранительный) (15), максимальный и минимальный (16), массовый («с французского слова masse, en masse, употребляется в смысле громадный, скученный, что совершенно неправильно») (16), пенсион («с французского pension, по-русски — пенсия») (18), сервировать (19), рационально, регулировать (16), традиция, традиционный (20), фон (21) и др. под.
[По поводу слова конкретный следует сноска. — Л. А.]: Слово конкретный начало употребляться в 30-х годах. Так, Белинский в рецензии на «Уголино» Полевого (1838) писал: «Конкретность производится от конкретный, а конкретный происходит от латинского concresco — срастаюсь. Это слово принадлежит новейшей философии и имеет обширное значение. Здесь мы употребляем его как выражение органического единства идеи с формой. Конкретно то, в чем идея проникла форму, а форма выразила идею... Другими словами, конкретность есть то таинственное, неразрывное и необходимое слияние идеи с формой, которое образует собой жизнь всего и без которого ничего не может жить... Конкретности противопоставляется отвлеченность, которая в искусстве существует как аллегория» (Белинский, 1906, ч. 1, с. 710).
(Виноградов. Очерки, с. 397—398).
Наука, наукообразный, научный. Система живых морфологических и лексических отношений, свойственная языку, определяет строй словообразования. Например, слово наука (древнерусские наукъ и научение) в русском литературном языке еще с XVI—XVII вв. приобрело книжный отпечаток. Имя прилагательное к нему было образовано посредством словосложения. Эту функцию до 40-х годов XIX в. выполняло слово наукообразный. Например, у Герцена в дневнике под 18 августа 1843 г. о Шеллинге: «По мере того, как он развивает свою положительную науку, становится тягостнее и неловче; чувствуешь, что его решение не разрешает, что все покрыто туманом, не свободно. Мало-помалу он совершенно оставляет наукообразный путь и теряется в самом эксцентрическом мистицизме, объясняет сатану, чудеса, воскресение, сошествие духа au pied de la lèttre». У В. Г. Белинского в письме Н. В. Станкевичу (29 сентября — 8 октября 1839 г.): «Мне сладко думать, что я, лишенный не только наукообразного, но и всякого образования, сказал первый несколько истин, тогда как премудрый университетский синедрион порол дичь».
Казалось бы более естественным и прямым сразу образовать к слову наука имя прилагательное научный (ср. азбука — азбучный; скука — скучный и т. д.). Но научный прежде всего связывалось с глаголом — научить (ср. приметный — приметить; отличный — отличить; преступный — преступить; привычный — привыкать и т. д.). Кроме того, слово научный соединяло бы в один лексический ряд научить и наука, внушая представление о том, что наука — это действие и его результат по глаголу научить (но ср. учить — научить, приучить, отучить и т. д. ). В народной речи значение действия и было присуще слову наука (например, отдавать в науку); ср. у И. А. Крылова:
Это, щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.
У Пушкина в «Евгении Онегине»:
Его пример — другим наука.
Сомневаться в том, что слово наука входило в основной словарный фонд русского языка XVIII—XIX вв., не приходится. В XIX в. образуется слово научный и тем самым устанавливается словообразовательная и грамматическая связь между словами наука — научить — научный.
Доктор А. Тарасенков, лечивший Гоголя, вспоминает свой разговор с Гоголем: «Не помню почему-то я употребил в рассказе слово научный; он (Гоголь) вдруг перестал есть, смотрит во все глаза на своего соседа и повторяет несколько раз сказанное мною слово: ”научный“, ”научный“, а мы все говорим ”наукообразный“; это неловко, то гораздо лучше» (Тарасенков А. Последние дни жизни Гоголя. М., 1902, с. 10).
В разборе словаря Даля акад. Я. К. Грот отмечал в качестве новообразований 20—50-х гг. XIX в. слова: научный, проявление, деятель, даровитый, отчетливый, настроение, творчество, сопоставление, сдержанность, плоскогорье и пр. (Филол. разыскания, 1899, с. 14).
(Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 57—58).
О слове научный, наукообразный смотри так же: Виноградов. Очерки, с. 428—429. — Л. А.