(Кирилл) — выдающийся болгарский лирик. Род. в 1875 г. В сборниках стихотворений: "Песни и въздишки" (1896) и "Трепети" (1897) самобытное творчество X. обнаружилось очень ярко. В 1899 г. вышли его "Вечерни сенки". Тонкий анализ душевных движений, тоска по вольной жизни и бурной молодости — главные особенности X. Маленькая родина с примитивными нравами кажется ему слишком узкой. Он покидает "торные дороги" и пускается в жизнь, где море, волны, где манит его девиз: "жени и вино — вино и жени" ("Химн"). "Разумная жизнь, слава, идеалы" чужды X. Он опасается, что жизнь прекратится раньше, чем он успеет ее использовать. Более спокойным характером отличаются стихотворения его "На кръстопъть", в которых народные мотивы переплетаются с индивидуальными моментами. В 1905 г. X. написал: "Самодивска китка" (также народные мотивы) и "Стълпотворение", где символические картины вышли мало удачными. Неудачными оказались и рассказы X. Самобытностью и свежестью отличаются критические его статьи. Лучшие стихотворения X., с предисловием Ив. Вазова, вошли в сборник "Избрани стихотворения" (1904). Ср. Адам (Adam), "Вечерни сенки" (журн. "Мисъль", 1900, № 2); д-р К. Кръстев, "К. Хр. — Песни и Въздишки" (ib., 1896, № 5); его же, "К. Хр. — Трепети" (ib., 1898); Б. Ангелов, "На кръстопъть" (ib., 1901, № 6), "Наш лирик пред нашенска критика" (ж. "Праг", год. I, № 5); П. К. Яворов, "К. Хр." ("Мисъль", 1906).
M. Генов.
I
Хри́стов
Борис (р. 18.5.1914, Пловдив), болгарский певец (бас), народный артист НРБ (1975). Пел в народном хоре «Гусла», учился у Р. Страччари в Италии (1942), где дебютировал как оперный певец (1945). С 1946 солист различных итальянских театров, в том числе «Ла Скала» (Милан). С 1952 гастролирует в разных странах. Выступает и как концертный певец. Х. сочетает приёмы Бельканто с исполнительскими традициями Ф. И. Шаляпина. Важное место в его репертуаре занимают произведения русских композиторов, главным образом М. П. Мусоргского, русские песни. Среди партий — Кончак, Галицкий («Князь Игорь» Бородина), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Иван Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Банко, Филипп II («Макбет», «Дон Карлос» Верди), Мефистофель («Мефистофель» Бойто), Дон Кихот («Дон Кихот» Массне).
Лит.: Дейкова О., Борис Христов, София, 1965.
IIХри́стов
Добри (14.12.1875, Варна, — 23.1.1941, София), болгарский композитор, хоровой дирижёр, музыкальный теоретик, педагог. Член Болгарской академии наук (1929). Учился у А. Дворжака в Пражской консерватории. С 1903 работал в Варне, с 1907— в Софии. Дирижировал хорами, в том числе рабочими и церковными, преподавал в Государственной музыкальной академии (1922—33). Заложил основы национального профессионального песенного творчества, создал предпосылки для развития национального стиля в профессиональной музыке Болгарии. Был собирателем, исследователем музыкального фольклора болгар и др. балканских народов, использовал его в своих произведениях (программная увертюра «Ивайло», 1907; «Тутраканская эпопея», 1917; хоровая баллада «Добринка и Солнце», 1931; хоровые сюиты, т. н. венки). Х. — один из первых болгарских музыкальных теоретиков; в своих работах дал научное объяснение метроритмическим особенностям болгарских народных песен и танцев (неравнодольные размеры и др.). Среди его трудов — «Ритмические основы народной музыки» (1913); «Техническая структура болгарской народной музыки» (1928).
Лит.: Кръстев В., Добри Христов, София, 1961; его же, Добри Христов, София, 1975.
И. Везнев.
IIIХри́стов
Христо (р. 9.1.1915, Харманли), болгарский историк, академик Болгарской АН (1974). Член Болгарской коммунистической партии с 1944. В 1940 окончил исторический факультет Софийского университета. С 1949 доцент, с 1953 профессор новой и новейшей истории Болгарии в этом университете. С 1963 директор института истории Болгарской АН. Основные работы по новой и новейшей истории Болгарии; соавтор коллективного труда «История Болгарии» (т. 1—3, 1961—64).
Соч.: Захарий Стоянов. Обществена и политическа дейност, София, 1948; Революционната криза в България през 1918—1919, София, 1957; Освобождението на България и политиката на западните държави 1876—1878, София, 1968.
-а, -о.
прил. к Христос.
христов день устар. праздник пасхи.
- христова невеста
христовым именем жить{ (или перебиваться и т. п.)} устар. жить подаяниями, прося милостыню (Христа ради).
ХРИСТО́В, христова, христово (устар.). прил. к Христос.
❖
Христова невеста (устар.) - 1) монахиня; 2) об оставшейся в девицах, не вышедшей замуж. «Тетенька… в качестве христовой невесты смолоду около хозяйства ходила.» Салтыков-Щедрин. Христов день (устар.) - праздник пасхи. Христовым именем жить или перебиваться (устар.) - нищенствовать. «Старики, отец и тесть, были еще живы и перебивались христовым именем.» Салтыков-Щедрин.прил.
1.
соотн. с сущ. Христос, связанный с ним
2.
Свойственный Христу, характерный для него.
3.
Принадлежащий Христу.
прил. Christ's страсти ХристовыChrist's;
прил.
de Jesucristo
Христо́в день церк. — Pascua (florida), Fiesta de la Resurrección
жить Христо́вым и́менем уст. — pordiosear vi, mendigar vi
-христова невеста
прил.
di Cristo
Христов день церк. — Pasqua f
христова невеста (монахиня, послушница) — sposa di Gesù Cristo
-воинство христово
•
•
христовым именем жить / перебиваться уст. — mendicare vt, elemosinare vt; tendere la mano
ХРИСТО́В см. Христо́с.
Христо Ангелов (р. 9.I.1915) - болг. историк, чл.-корр. Болг. АН (1967). Чл. Болг. компартии с 1944. В 1940 окончил Софийский ун-т. С 1949 - доцент, с 1953 - проф. новой и новейшей истории Болгарии Софийского ун-та. С 1963 - директор Ин-та истории при Болгарской АН. Автор многочисленных работ по новой и новейшей истории Болгарии, соавтор 3-томной "История на България" (1961-64).
Соч.: Захарий Стоянов. Обществена и политическа дейност, София, 1948; Революционната криза в България през 1918-1919, София, 1957; Аграрните отношения в Македония през XIX в. и началото на XX в., София, 1964.