Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    Философский термин.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. История Философии: Энциклопедия

    НЕ-Я

    противополагаемый ‘Я’ один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: ‘Я’ полагает ‘Н.’ или ‘Я’ полагает ‘Н.’ в ‘Я’. Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (‘Я’ полагает само себя’), следствием которого становится необходимость для ‘Я’ определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является ‘H.’ (‘H.’ не есть ‘Я’). Так как только ‘Я’ полагается первоначально, то и противополагать можно только этому ‘Я’; более того, только само ‘Я’ есть то, что противополагает, и таким противополагаемым ‘Я’ есть ‘Н.’. Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что ‘Я’, полагая ‘H.’, творит тем самым природу и мир вне человека — т.наз. ‘вещи в себе’. Фихтеанское ‘Н.’ не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской ‘вещи в себе’, полагая, что ‘Н.’, даже будучи отличным от ‘Я’, полагается ‘Я’ не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: ‘Я’ полагает ‘Н.’ в ‘Я’), т.е. ‘Н.’ само является только чем-то представленным в сознании, в ‘Я’, его содержанием и не более. В определенной мере отношение ‘Я’ и ‘Н.’ может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения (‘Я’ и ‘Н.’) осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: ‘Я’ противополагает в ‘Я’ делимому ‘Я’ делимое ‘Н.’, из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как ‘Я’ и ‘Н.’ оба полагаются в ‘Я’ и через ‘Я’, как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо ‘Я’ определено ‘Н.’ и между ними складывается причинное отношение основания и ‘Я’ оказывается теоретическим; 2) либо ‘Н.’ определено ‘Я’ и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а ‘Я’ оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность ‘Н.’ может быть уяснена только из теоретического ‘Я’, а необходимость последнего — из практического ‘Я’. Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического ‘Я’, показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру.

  3. Источник: История Философии: Энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    НЕ-Я

    осн. понятие философии Фихте. Не допуская существования независимой от сознания «вещи в себе» (Кант), он вынужден был ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному, другое – абсолютному сознанию, которые то совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений и распадений составляет ядро диалектики Фихте как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием Фихте постулировал и его противоположность – не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путем частичного взаимоуничтожения ими друг друга. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический, если наоборот – как практический.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    НЕ-Я - противополагаемый «я» один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: «я» полагает «Н.» или «я» полагает «Н.» в «Я». Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (»я» полагает само себя»), следствием которого становится необходимость для «я» определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является «Н.» (»Н.» не есть «я»). Так как только «я» полагается первоначально, то и противополагать можно только этому «я»; более того, только само «я» есть то, что противополагает, и таким противополагаемым «я» есть «Н.». Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что «я», полагая «Н.», творит тем самым природу и мир вне человека - т.н. «вещи в себе» Фихтеанское «Н.» не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской «вещи в себе», полагая, что «Н.», даже будучи отличным от «я», полагается «я» не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: «я» полагает «Н.» в «Я»), т.е. «Н.» само является только чем-то представленным в сознании, в «Я», его содержанием и не более. В определенной мере отношение «я» и «Н.» может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект не мыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения (»я» и «Н.») осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: «я» противополагает в «Я» делимому «я» делимое «Н.», из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как «я» и «Н.» оба полагаются в «Я» и через «Я», как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо «я» определено «Н.», и между ними складывается причинное отношение основания, и «я» оказывается теоретическим; 2) либо «Н.» определено «я», и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а «я» оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность «Н.» может быть уяснена только из теоретического «я», а необходимость последнего - из практического «я». Т.обр., Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического «я», показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    У ВО

    Санскр. анатма, анат-мавада. "Не-я" - одна из важнейших доктрин буддизма.

    Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс, учению брахманизма о существовании индивид., вечного субстанциального субъекта - "я", души и атмана - мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину "пяти скандх" (у юнь), т.е. пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина У в. тесно связана с буд. учением о всеобщем непостоянстве; в отличие от атмана, скандхи и их элементы - дхармы (см. Фа (1), п. 2) непостоянны, их возникновение и исчезновение причинно обусловлены. Из доктрины У в. вытекали отрицание существования какой-либо субстанции - носителя отличных от нее качеств и положение о дхарме как единстве качеств и их носителя. Впоследствии в буддизме возникли учения о двух типах отсутствия "я": пудгала найратмья (во У в.; жэнь У в. - "человеч. не-я")- об отсутствии единой души у личности; дхармья наратмья (фа У в.) - об отсутствии самодостаточных и независимых единичностей (дхарм) вообще. Последняя доктрина характерна для буддизма махаяны и связана с концепцией "пустотности" (шуньята, кун) сущего. Следствием доктрины У в. явилось отрицание существования высшего существа - творца и промыслителя. Доктрина У в. оказала значит, влияние на развитие средневек. кит. философии, прежде всего даосизма (см. "Гуань Инь-цзы").

    **Розенберг О.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Радхакришнан С. Инд. философия. Т. 1. М., 1956; Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983; Торчинов Е.А. О психология, аспектах учения праджняпарамиты // Психология, аспекты буддизма. Новосиб., 1986. Perez-Remon J. Self and Non-self in Early Buddhism. The Hague, 1981.

    E.A. Торчинов

  9. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  10. Орфографический словарь-справочник

  11. Источник: