Большая Советская энциклопедия

    [от итальянского piano (сокращение от pianoforte или fortepiano) — фортепьяно], искусство игры на фортепьяно. Зародилось во 2-й половине 18 в. (В. А. Моцарт, М. Клементи, позднее И. Н. Гуммель, Дж. Филд и др.). Расцвет П. начался с середины 19 в. (Ф. Шопен, Ф. Лист). Среди представителей различных школ П. конца 19 — середины 20 вв. Х. Бюлов, К. Таузиг, И. Падеревский, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер, Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, В. Горовиц, А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гулд и другие. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит русской (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Есипова, С. В. Рахманинов) и советской (К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер и др.) школам П. В современных консерваториях ведутся специальные курсы истории, теории и методики П.

    Лит.: Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948 (лит.); Алексеев А., История фортепианного искусства, ч. 1—2, М., 1962-67; Schonberg Н., The great pianists, N. Y., 1963.

    Г. М. Коган.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Малый академический словарь

    , м. муз.

    Искусство игры на фортепьяно.

    Пианизм М. И. Глинки. Современный пианизм.

  3. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  4. Толковый словарь Ушакова

    ПИАНИ́ЗМ, пианизма, мн. нет, муж. (см. пианино) (муз.). Отличительные, характерные черты фортепианной музыки.

    || Искусство игры на фортепиано, как особый вид музыкальной культуры. Тонкий пианизм молодого виртуоза.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Отличительные, характерные черты фортепианной музыки.

    2.

    Искусство игры на фортепиано как вид музыкальной культуры.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Энциклопедический словарь

    ПИАНИ́ЗМ -а; м. Спец.

    1. Отличительные, характерные черты фортепианной музыки. П. М.И.Глинки. Современный п.

    2. Искусство игры на фортепиано. Достичь высот пианизма.

    Пианисти́ческий (см.).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальная энциклопедия

    (от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano - фортепьяно) - иск-во игры на фп. Зарождение П. относится ко 2-й пол. 18 в., когда начали складываться две школы П., господствовавшие и в нач. 19 в., - венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд). Расцвет П. связан с исполнит. деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В П. 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др. Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологич. школа П. оказала нек-рое влияние на развитие теории П. (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практич. значения она не имела. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит рус. пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум сов. школам - московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистич. традиции крупных представителей рус. П. кон. 19 - нач. 20 вв., лучшие сов. пианисты сочетают в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким технич. мастерством. Достижения сов. П. принесли мировое признание сов. пианистич. школе. Мн. сов. пианисты получили премии (в т. ч. первые) на междунар. конкурсах. В сов. консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике П.

    Литература: Геника Р., История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, ч. 1, М., 1896; его же, Из летописей фортепиано, СПБ, 1905; Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева, М., 1954; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; его же, История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Marmотte1 A. Fr., Les pianistes cйlиbres, P., 1878; Вie O., Das Klavier und seine Meister, Mьnch., 1898, 1921; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Lausanne - P., 1904, Bologna, 1969; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919, 1921; Вrower H., Modern masters of the keyboard, Preeport, N. Y., 1926, 1969; Brook D., Masters of the keyboard, L., 1946, Westport (Conn.), 1971; Casella A., Il pianoforte, Mil., 1954; Loesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Schonberg H., The great pianists, N. Y., 1963; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr-Schwarzwald, 1964; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., 1965; Сhapin V., Giants of the keyboard, Phil.-N. Y., 1967.G. M. Коган.

  11. Источник: Музыкальная энциклопедия