I
Репри́за (франц. reprisc, от reprendre — брать обратно, возобновлять)
в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.
IIРепри́за
в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после которых следует пауза. 3) В конном цирке — движение лошади одним и тем же аллюром (См. Аллюры).
РЕПРИ́ЗА, -ы, жен. (спец.).
1. Повторение какой-н. части музыкального произведения, а также новый знак такого повторения.
2. В цирке, на эстраде: короткая шуточная сценка, исполняемая между основными номерами. Клоун для реприз. Репризы коферансье.
3. В цирке: движение лошади одним и тем же аллюром, возобновление прежнего аллюра.
| прил. репризный, -ая, -ое.
-ы, ж. и репри́з, -а, м.
1. муз.
Повторение какого-л. раздела музыкального произведения.
Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу. А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов.
||
Нотный знак этого повторения.
2.
Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами разговорного или пантомимного жанра в цирке или на эстраде.
[Маяковский] не гнушался цирком, писал репризы для клоунов. Лебедев-Кумач, О качестве поэзии и о качестве критики.
В Краснодаре публика не всегда реагировала на мои репризы. М. Румянцев, На арене советского цирка.
[франц. reprise]
I
ж.1.
Повторение какого-либо раздела музыкального произведения (в музыке).
2.
Нотный знак, указывающий на такое повторение.
II
ж.Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на эстраде).
III
ж.Повторный удар (в фехтовании).
IV
ж.Возобновление лошадью прежнего аллюра (в спорте).
РЕПРИЗА (франц. reprise - от reprendre - возобновлять, повторять),1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.
РЕПРИЗА (французское reprise - повторение), 1) точное или измененное повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего ее раздела. Типична для различных 3-частных форм, сонатной формы. 2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).
жен.;
муз. reprisereprise
ж. муз.
reprise f
ж. муз., театр.
vuelta f
ж. муз.
ripresa, ripetizione f, ritornello m; sketch(цирк, эстрада)
РЕПРИ́ЗА -ы; ж.;РЕПРИ́З, -а; м. [франц. reprise]
1. Муз. Повторение какого-л. раздела музыкального произведения; нотный знак этого повторения.
2. В цирке и на эстраде: короткий шуточный номер (словесный или пантомимический). Клоун для реприз. Писать репризы.
* * *
репри́за(франц. reprise, от reprendre — возобновлять, повторять), 1) раздел музыкальной формы, содержащий повторение материала после его развития или изложения нового (например, в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде — словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот). 3) В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.
* * *
РЕПРИЗАРЕПРИ́ЗА (франц. reprise, от reprendre — возобновлять, повторять),
1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме(см. СОНАТНАЯ ФОРМА)).
2) В цирке и на эстраде — словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).
3) В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.
(франц. reprise, от reprendre - возобновлять).
1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3-частную схему ABA (где В - развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты.
Большая роль Р. в муз. форме определяется след. фундаментальными принципами: Р., создавая симметрию, выполняет функцию архитектонического, конструктивного скрепления формы; Р., возвращая начальный тематич. материал, подчёркивает его роль как основного, по отношению к к-рому материал среднего раздела (В) получает значение побочного.
Р. не обязательно точно повторяет начальный раздел. Его фактурные изменения создают варьированную Р. (П. И. Чайковский, Ноктюрн cis-moll для фп., ор. 19 No 4). Воспроизведение начального раздела с усилением его экспрессивности ведёт к образованию динамизированной (или динамической) Р. (С. В. Рахманинов, Прелюд cis-moll для фп.).
Р. может воспроизводить начальный материал в др. тональности - так возникает тонально-смещённая Р. (Н. К. Метнер, Сказка f-moll для фп. ор. 26 No 3). Встречается и только тональная Р. без повторения начального тематич. материала (Ф. Мендельсон, "Песни без слов" для фп., No 6). В сонатной форме распространена субдоминантовая Р. (Ф. Шуберт, 1-я часть фп. квинтета A-dur).
Ложной Р. называется момент воспроизведения начальной темы в неглавной тональности в конце ср. части формы, после к-рого начинается подлинная Р. Зеркальная Р. воспроизводит ранее изложенный материал, состоящий из двух или более тем, в обратном порядке (Ф. Шуберт, песня "Приют", схема AB С ВА).
2) Ранее Р. называли часть формы, отграниченную двумя знаками повторения -||::||. Название вышло из употребления.
Литература: см. при статье Форма музыкальная.В. П. Бобровский.Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в нотах:. Эти значки указывают, что раздел, в сторону которого обращены две точки, нужно повторить. И такое повторение и знаки, его указывающие, называются репризой. В сонатной форме (вы можете прочесть о ней далее) реприза -- это последний из трех ее основных разделов. Она наступает после разработки и является как бы выводом из нее, ее итогом, хотя по музыкальному материалу, в основном, повторяет экспозицию. В репризе все музыкальные темы, уже знакомые по экспозиции, проходят в одной -- главной -- тональности произведения. Иногда реприза сонатной формы бывает необычной, «ненормативной», как говорят музыканты. Например, в ней сначала звучит побочная партия, а затем уже главная (см. рассказ об экспозиции). Такую репризу называют зеркальной. Может быть реприза и сокращенной. Иногда репризой называют заключительную часть фуги. По существу это неточно, так как музыкальный материал, хотя и тот же самый, обычно бывает там расположен по-иному. Реприза в трехчастной форме -- это повторение начального раздела после какого-то, обычно контрастного, среднего эпизода. Наконец, в форме рондо (о ней вы можете прочесть на следующих страницах) понятие репризы совпадает с рефреном.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.