Большая Советская энциклопедия

    I

    Репри́за (франц. reprisc, от reprendre — брать обратно, возобновлять)

    в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.

    II

    Репри́за

    в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после которых следует пауза. 3) В конном цирке — движение лошади одним и тем же аллюром (См. Аллюры).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. репри́за;
    2. репри́зы;
    3. репри́зы;
    4. репри́з;
    5. репри́зе;
    6. репри́зам;
    7. репри́зу;
    8. репри́зы;
    9. репри́зой;
    10. репри́зою;
    11. репри́зами;
    12. репри́зе;
    13. репри́зах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    РЕПРИ́ЗА, -ы, жен. (спец.).

    1. Повторение какой-н. части музыкального произведения, а также новый знак такого повторения.

    2. В цирке, на эстраде: короткая шуточная сценка, исполняемая между основными номерами. Клоун для реприз. Репризы коферансье.

    3. В цирке: движение лошади одним и тем же аллюром, возобновление прежнего аллюра.

    | прил. репризный, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж. и репри́з, , м.

    1. муз.

    Повторение какого-л. раздела музыкального произведения.

    Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу. А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов.

    ||

    Нотный знак этого повторения.

    2.

    Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами разговорного или пантомимного жанра в цирке или на эстраде.

    [Маяковский] не гнушался цирком, писал репризы для клоунов. Лебедев-Кумач, О качестве поэзии и о качестве критики.

    В Краснодаре публика не всегда реагировала на мои репризы. М. Румянцев, На арене советского цирка.

    [франц. reprise]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Повторение какого-либо раздела музыкального произведения (в музыке).

    2.

    Нотный знак, указывающий на такое повторение.

    II

    ж.

    Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на эстраде).

    III

    ж.

    Повторный удар (в фехтовании).

    IV

    ж.

    Возобновление лошадью прежнего аллюра (в спорте).

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    РЕПРИЗА (франц. reprise - от reprendre - возобновлять, повторять),1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    РЕПРИЗА (французское reprise - повторение), 1) точное или измененное повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего ее раздела. Типична для различных 3-частных форм, сонатной формы. 2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. reprisereprise

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    reprise f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз., театр.

    vuelta f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. муз.

    ripresa, ripetizione f, ritornello m; sketch(цирк, эстрада)

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    РЕПРИ́ЗА -ы; ж.;РЕПРИ́З, -а; м. [франц. reprise]

    1. Муз. Повторение какого-л. раздела музыкального произведения; нотный знак этого повторения.

    2. В цирке и на эстраде: короткий шуточный номер (словесный или пантомимический). Клоун для реприз. Писать репризы.

    * * *

    репри́за

    (франц. reprise, от reprendre — возобновлять, повторять), 1) раздел музыкальной формы, содержащий повторение материала после его развития или изложения нового (например, в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде — словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот). 3) В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

    * * *

    РЕПРИЗА

    РЕПРИ́ЗА (франц. reprise, от reprendre — возобновлять, повторять),

    1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме(см. СОНАТНАЯ ФОРМА)).

    2) В цирке и на эстраде — словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).

    3) В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Музыкальная энциклопедия

    (франц. reprise, от reprendre - возобновлять).

    1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3-частную схему ABA (где В - развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты.

    Большая роль Р. в муз. форме определяется след. фундаментальными принципами: Р., создавая симметрию, выполняет функцию архитектонического, конструктивного скрепления формы; Р., возвращая начальный тематич. материал, подчёркивает его роль как основного, по отношению к к-рому материал среднего раздела (В) получает значение побочного.

    Р. не обязательно точно повторяет начальный раздел. Его фактурные изменения создают варьированную Р. (П. И. Чайковский, Ноктюрн cis-moll для фп., ор. 19 No 4). Воспроизведение начального раздела с усилением его экспрессивности ведёт к образованию динамизированной (или динамической) Р. (С. В. Рахманинов, Прелюд cis-moll для фп.).

    Р. может воспроизводить начальный материал в др. тональности - так возникает тонально-смещённая Р. (Н. К. Метнер, Сказка f-moll для фп. ор. 26 No 3). Встречается и только тональная Р. без повторения начального тематич. материала (Ф. Мендельсон, "Песни без слов" для фп., No 6). В сонатной форме распространена субдоминантовая Р. (Ф. Шуберт, 1-я часть фп. квинтета A-dur).

    Ложной Р. называется момент воспроизведения начальной темы в неглавной тональности в конце ср. части формы, после к-рого начинается подлинная Р. Зеркальная Р. воспроизводит ранее изложенный материал, состоящий из двух или более тем, в обратном порядке (Ф. Шуберт, песня "Приют", схема AB С ВА).

    2) Ранее Р. называли часть формы, отграниченную двумя знаками повторения -||::||. Название вышло из употребления.

    Литература: см. при статье Форма музыкальная.В. П. Бобровский.

  25. Источник: Музыкальная энциклопедия



  26. Музыкальный словарь

    Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в нотах:. Эти значки указывают, что раздел, в сторону которого обращены две точки, нужно повторить. И такое повторение и знаки, его указывающие, называются репризой. В сонатной форме (вы можете прочесть о ней далее) реприза -- это последний из трех ее основных разделов. Она наступает после разработки и является как бы выводом из нее, ее итогом, хотя по музыкальному материалу, в основном, повторяет экспозицию. В репризе все музыкальные темы, уже знакомые по экспозиции, проходят в одной -- главной -- тональности произведения. Иногда реприза сонатной формы бывает необычной, «ненормативной», как говорят музыканты. Например, в ней сначала звучит побочная партия, а затем уже главная (см. рассказ об экспозиции). Такую репризу называют зеркальной. Может быть реприза и сокращенной. Иногда репризой называют заключительную часть фуги. По существу это неточно, так как музыкальный материал, хотя и тот же самый, обычно бывает там расположен по-иному. Реприза в трехчастной форме -- это повторение начального раздела после какого-то, обычно контрастного, среднего эпизода. Наконец, в форме рондо (о ней вы можете прочесть на следующих страницах) понятие репризы совпадает с рефреном.

  27. Источник: Музыкальный словарь



  28. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  29. Источник:



  30. Словарь бизнес-терминов

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

    РЕПРИЗА
    РЕПРИЗА (франц. reprise - от reprendre - возобновлять, повторять),1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) В цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  33. Источник: