Большая Советская энциклопедия

    каприччио (множественное число — каприччи) (итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), блестящая виртуозная инструментальная пьеса свободной формы, нередко с причудливой сменой эпизодов, настроений. Первоначально К. были вокальными пьесами типа Мадригала, на рубеже 16—17 вв. появились инструментальные К. полифонического склада, близкие к Ричеркару,канцоне (См. Канцона),фантазии (См. Фантазия),токкате (См. Токката). Сольные К. 18 в. — как бы импровизируемые каденции, позволяющие исполнителю продемонстрировать богатство его фантазии. Позднее скрипичные К. приближаются к этюду (24 каприччо Н. Паганини для скрипки соло, известные и в обработках Ф. Листа и Р. Шумана для фортепиано), клавирные и фортепьянные — к характерной пьесе. В 19 в. создавались оркестровые К. — обычно с ярко выраженной национальной окраской музыки («Итальянское каприччо» Чайковского, «Испанское каприччо» Римского-Корсакова и др.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.; = каприччио I

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КАПРИЧЧО (каприччио) (итал. capriccio - букв. - каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада, с причудливой сменой эпизодов и настроений (родственна фантазии); в оркестровой музыке 19 в. характеризуется ярко выраженной национальной окраской музыкального материала.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    каприччоCapricco

  7. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  8. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. муз.

    caprice m

  9. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  10. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. муз.

    capricho m

  11. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    КАПРИ́ЧЧИО,КАПРИ́ЧЧО, неизм.; ср. [итал. capriccio] Род музыкальных произведений свободной формы, отличающихся живостью, неожиданными и оригинальными оборотами.

    * * *

    капри́ччо

    каприччио (итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), виртуозная инструментальная пьеса с причудливой сменой эпизодов и настроений (родственна фантазии); в оркестровой музыке XIX в. характеризуется ярко выраженной национальной окраской музыкального материала.

    * * *

    КАПРИЧЧО

    КАПРИ́ЧЧО (каприччио) (итал. capriccio, букв. — каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада, с причудливой сменой эпизодов и настроений (родственна фантазии(см. ФАНТАЗИЯ (музыкальная пьеса))); в оркестровой музыке 19 в. характеризуется ярко выраженной национальной окраской музыкального материала.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Музыкальная энциклопедия

    каприччио (итал. capriccio, букв. - каприз, прихоть; множеств. число - каприччи), также каприс (франц. caprice), - инстр. пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для мн. К. типична причудливая смена эпизодов, настроений. Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин "К." применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. "12 каприччи" для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста "огня в исполнении". "Причудливое каприччо" для скрипки соло К. Фарина (1627) - это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания. В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". П. Локателли ("Искусство скрипки", 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному - как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём "Универсальном словаре" К., писал "о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной". Увлечение инструментальными К., а также разл. рода "фантазиями" и всевозможными stravaganza, т. е. "необычностями", "своеобразностями", было в 17-18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов "открытием", отражено в самом названии "каприччо". В нач. 19 в. Н. Паганини в своих "24 каприччи" для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и "игра трудностями" сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного "каприччо" Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала ("Итальянское каприччио" Чайковского, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Арабское каприччио" Сен-Санса и др.).

    И. М. Ямпольский.

  15. Источник: Музыкальная энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: