(Mýrōn)
древнегреческий скульптор середины 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах (на границе Беотии с Аттикой), работал в Афинах. Произведения М. (исполненные главным образом в бронзе) не сохранились и известны лишь по свидетельствам античных авторов и римским мраморным копиям. Крупнейший представитель ранней классики (См. Классика), М. преодолевал застылость искусства архаики (См. Архаика), проявляя особый интерес к изображению кульминационных моментов в развитии движения; выявляя в гармонии человеческого тела динамически-напряженное начало, М. показывал красоту атлетического усилия («Дискобол». Национальный музей, Рим) или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв (группа «Афина и Марсий»). Особой популярностью, судя по античным эпиграммам, пользовалась созданная М. статуя коровы, поражавшая современников своей жизненностью. М. был также мастером торевтики (См. Торевтика) (исполнял кубки с рельефными изображениями).
Лит.: Вальдгауер О. Ф., Мирон, Берлин — П. — М., 1923; [Соколов Г.], Мирон. Поликлет. [Альбом], М., 1961; Poulsen V. Н., Myron. Ein stilkritischer Versuch, в кн.: Acta archaeologica, v. 11, Kbh., 1940.
Мирон. «Афина». Либигхауз. Франкфурт-на-Майне. Римская копия.
Мирон. «Марсий». Латеранские музеи. Рим. Римская копия.
муж. рыба из рода коропов, чебаков, усач. Cyprinus barbus.
| Мирон (имя) из ряду вон. Ты, Мирон, поди вон. Смотреть Мироном, влад. быть с виду простоватым.
| пермяц. незаконнорожденный (Наумов). Мирончик муж., петерб. порода небольших простых яблок. Миронник муж. растение вероника, Veronica chamaedris, грыжная, незабудка, дубравка;
| Veronica latifolia, змеиная головка, - укус, - трава, зорник, кукольник.
МИРО́Н, мирона, муж. (зоол.). Речная рыба из семейства карповых, водящаяся на юге СССР; то же, что усач.
м.
1.
Речная рыба семейства карповых.
2.
Мясо такой рыбы, употребляемое в пищу.
3.
Кушанье, приготовленное из такого мяса.
МИРОН - древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека ("Дискобол", "Афина и Марсий", сохранились в копиях).
МИРОН, древнегреческий скульптор середины 5 в. до нашей эры. Представитель искусства ранней классики. Создал гармонические образы, утверждающие силу и красоту человека ("Дискобол", сохранился в копиях).
Миро́н имя собств. м. р. Из греч. Μύρων, отсюда Миро́н Ники́тич – шутливое название мирового судьи, арготическое искажение из мирово́й судья́; см. Христиани, AfslPh 32, 268. Неясно миро́н "сорт яблок", которое Преобр. (I, 538) относит сюда же, ссылаясь на ти́товка, анто́новка с аналогичным знач.
миро́н рыба "Cyprinus barbus". Объяснение из греч. μύραινα "мурена" (Мi. ЕW 202; Маценауэр, LF 10, 325; Фасмер, Гр.-сл. эт. 130 и сл.) не объясняет знач., даже если предположить народноэтимол. воздействие имени Миро́н. Производить название рыбы исключительно из последнего тоже нельзя, вопреки Преобр. (I, 538). Приводимое мной (там же) др.-русск. мѣрена (Афонск. гора 25, 27, XVII в.) является в этом тексте иноязычным словом (там южные рыбы называются их греч. именами). Последнее, несомненно, представляет собой греч. μυραινα (откуда и др.-русск. мюрона – то же, Палея ХIV в., см. Срезн. II, 254). Это не исконнослав. слово, а также не родствен ное др.-чеш. mřěň, mřěněk, чеш. mřínek? рыба "Nemachilus, вьюн", нем. Schmerle – то же, вопреки Махеку (ZfslPh 19, 56 и сл.).
сотр. "Киевской старины" 1880—90 гг.
{Венгеров}
Мирон
игумен черепов. Воскр. м., 1731—43 г.
Дополнение: Мирон, 1722—1731 г.
игумен Преобр. пензенск. мон.; в череповецк. Воскресенск. мон. был игуменом с 12 марта 1731 г. по 1736 г. (кажется одно лицо с Мироном, иг. Тропск. никол. мон., см.).{Половцов}
(Myron)
из Элевтер, греческий скульптор 5 в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беотии. Его деятельность определяется приблизительно серединой 5 в. - временем побед трех атлетов, чьи статуи он изваял в 456, 448 и 444 до н.э. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое известное произведение Мирона - Дискобол (Метатель диска). Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент. В хвалебной эпиграмме, посвященной его бронзовой статуе атлета Ладаса, подчеркивается, что тяжело дышащий бегун передан необычайно живо. Стоявшая на Афинском акрополе скульптурная группа Мирона Афина и Марсий отмечена таким же мастерством в передаче движения.
ЛИТЕРАТУРА
Соколов Г.И. Мирон. Поликлет [[Альбом]]. М., 1961
Ми́рон
древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. Один из главных мастеров эпохи ранней классики; стремился преодолеть статичность архаической скульптуры, проявлял особый интерес к изображению движений, создавал гармонические образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол», «Афина и Марсий», сохранились в копиях).
* * *
МИРОНМИ́РОН, древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол»(см. ДИСКОБОЛ), «Афина и Марсий», сохранились в копиях). Первый мастер сложных бронзовых отливок. Все произведения Мирона дошли до нас только в римских копиях. «Дискобол» Мирона — первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.
• Myron,
см. Sculptores, Скульпторы, 4.