— 1) Еврейский пророк живший во времена царя Давида. Когда Давид спасался от гонений Саула, Г. поддерживал его своими советами. После воцарение Давида Г. был одним из его советников и руководил устройством богослужения в Скинии (2 Пар. XXIX, 25). Он же вел запись деяний Давида и возвестил последнему божественное наказание за исчисление народа (2 Цар. XXIV, 11 и сл.). — 2) Один из двенадцати сыновей Иакова (Быт. XXX, 11). От него произошло колено Гадово, которое, по переселении евреев в Палестину, получило в надел один из заиорданских округов, славившихся своими пастбищами (Иис. Навин XIII, 24—27). Гадово колено было передовым постом израильского народа за Иорданом; ему приходилось прежде и чаще всего терпеть от нападений хищников. Отсюда дух воинственности, отличавший его от других колен; библейский историк говорит о его членах, как о людях мужественных, вооруженных щитом и копьем: "Лица львиные — лица их, и они быстры, как серны на горах" (1 Пар. XII, 8). Гадово колено раньше других сделалось предметом нападений сирийских царей и покорено было ассирийским царем Тиглатпалассаром (4 Цар. X, 3; XV, 29).
А. Л.
ГАД, -а, муж.
1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.).
2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.).
| прил. гадский, -ая, -ое (ко 2 знач.).
-а, м.
1. обычно мн. ч. (га́ды, -ов).
Земноводное или пресмыкающееся животное.
Всяких гадов, особенно змей и жаб, Чоп ненавидел. Паустовский, Колхида.
2. прост. бран.
Об отвратительном, мерзком человеке.
— Все мы жестоки, все мы изверги, все плакать заставляем людей , но из всех — пусть уж так будет решено теперь — из всех я самый подлый гад! Достоевский, Братья Карамазовы.
[Артем] бросил напильник и, надвинувшись всей громадой на гетманца, прохрипел: — Как смеешь бить, гад? Н. Островский, Как закалялась сталь.
(иноск.) — мерзавец, сквернавец (о низкопоклонном, противном негодяе)
Ср. Гадов, кроме лягушек, (в Петербурге) в наличности никаких не имеется, если не причислить к этому классу некоторых господ из двуногой породы.
Вс. Крестовский. Сильные ощущения под Петербургом.
См. двуногие.
ГАД, гада, муж.
1. Земноводное пресмыкающееся животное (зоол.).
2. перен. Отвратительный, дурной человек (разг. фам. бран.). Такого гада, как он - поискать.
I
м.1.
разг.-сниж.Человек, совершивший что-либо отвратительное, мерзкое.
2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.
II
м.1.
разг.-сниж.Человек, вызывающий отвращение, гадливость.
2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.
III
м.Тот, кто во времена язычества служил Гаде - богине счастья и фортуны (а сам ритуал такого служения назывался гаданием).
IV
м. разг.Представитель земноводных или пресмыкающихся животных.
I I., род. п. га́да, укр. гад, блр. гад, др.-русск. гадъ, ст.-слав. гадъ ἑρπετόν (Супр.), болг. гад, сербохорв. га̏д, словен. gàd, род. п. gáda, чеш., слвц. had, польск. gad, в.-луж. had, н.-луж. gad. Праслав. *gadъ "отвратительное животное" исконнородственно лит. gė́da "стыд, срам", др.-прусск. gīdan вин. ед. "стыд", ср.-в.-н. quât "злой", нидерл. kwaad "злой", нов.-в.-н. Kot "грязь, нечистоты"; см. Бернекер 1, 289 и сл.; Зубатый, AfslPh 16, 422; Бругман, IF 5, 375 и сл.; Траутман, BSW 81; Смешек, Mat. i Pr. 4, 406; Цупица, GG 86. Слав. gadъ связано чередованием гласных с польск. żadzić się "испытывать отвращение", żadny "гадкий, отвратительный"; см. Мейе, MSL 14, 387; Остен-Сакен, KZ 44, 153 и сл.; Брюкнер, KZ 45, 324. Менее вероятно толкование Брюкнера (KZ 48, 220) слав. gadъ "змея" < "прорицатель"; ср. гада́ть. Ср. также Хаверс, 46.II II. "предсказатель", олонецк.1 (Кулик.), от гада́ть.
•
• 1 Точнее, каргопольское; см. Кулик. - Прим. ред.
муж. reptile зоол.;
skunk, vermin перен.;
разг.м.
1. обыкн. мн. уст., прост. reptile sg.;
2. бран. skunk, reptile.
м
1)(пресмыкающееся) Reptil n, pl -lien, Kriechtier n
2) перен. бран. Halunke m, Lump m
гад м 1. (пресмыкающееся) Reptil n 1, pl -li|en, Kriechtier n 1a 2. перен. бран. Halunke m 2c, Lump m 2c
м.
1)зоол. reptile m
голые гады — amphibiens m pl
чешуйчатые гады — reptiles écailleux
2) перен. бран. canaille f, vermine f; salaud m (fam)
м.
1) обыкн. мн. reptil m
2)бран. canalla m, infame m, vil m
м.
1) обычно мн. rettile
2) прост. презр. canaglia f, vigliacco
ГАД -а; м.
1. обычно мн.: га́ды, -ов. Трад.-нар. Земноводное или пресмыкающееся животное. Не любить всяких гадов, особенно змей и жаб.
2. Бранно. Отвратительный, мерзкий человек. Ты что, гад, ребенка обижаешь?
◁ Га́дский; Гадёныш (см.).
Гад ("счастье", "счастливая судьба"):
1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы, служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13). Когда Г. вместе с Иаковом отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем благословении Иаков говорит о Г. как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и след.);
2) потомки Г., сына Иакова, колено Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек; гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди всех колен (Чис 1:25; 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан юж. скинии собрания; эти три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую очередь (Чис 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел вост. Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом Рувима, а на севере - с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1-5; Втор 3:12,16 и след.; Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Г. были определены след. города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21:38 и след.). Колену Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на пастбищных землях вост. Иордана в обмен на обязат-во оказать другим коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). После окончания войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1-6). Жертвенник, сооруж. этими тремя коленами у Иордана во свидет-во их принадлежности к богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в конце концов был ими признан (Нав 22:10-34). На всем протяжении своей истории колено Гадово вовлекалось в воен. конфликты, чему способствовало геогр. положение его удела. Возм., колено Гадово принимало участие в войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами измаильтян (1Пар 5:10,18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время его бегства от Саула (1Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на цар. трон Иевосфея (2Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома (2Цар 17:24,27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегич. значение в погран. войнах против сирийцев, к-рые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29; 4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1-6). Позднее Азаил опустошил все земли вост. Иордана (4Цар 10:32 и след.). В Библии упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1Пар 5:11-17). В 30-х гг. того же века ассир. царь Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из к-рого они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согл. пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен 12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);
3) пророк и прозорливец, пославший Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее Г. провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить жертвенник, на месте к-рого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар 24:11-19; 1Пар 21:9-19). Г. принимал участие в назначении левитских певцов (2Пар 29:25). Традиционно считается, что Г. был родом из Халхула, к-рый находился недалеко от Хеврона;
4) языч. бог счастья, имя к-рого, наряду с именем Мени, встречается в Ис 65:11 и входит в состав топонимов и личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав 15:37). см. Гаддий см. Гаддиил см. Азгад.
(Gadh), Хемминг (р. ок. сер. 15 в. - ум. 16. II. 1520) - швед. гос. деятель, епископ. Вместе с регентами Стуре возглавлял в 1501-13 борьбу против попыток дат. королей восстановить свою власть над Швецией. В 1518 был схвачен и отправлен в Данию в качестве заложника; здесь стал ярым пособником унионистской политики дат. короля Кристиана II по отношению к Швеции, в частности помог ему овладеть в 1520 Стокгольмом. Это не спасло Г. от казни по приказу того же короля.
Лит.: Bergström R., Studier till den stora krisen i Nordens historia 1517-23, Uppsala, 1943.
(толпа, а по другим, счастье) - имя двух лиц, упоминаемых в Библии:
а) (Быт.30:11,13) - седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патр. Иаков предсказал Гаду следующее: Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам (Быт.49:19 ). Моисей в кн. Второзакония (Втор.33:20,21) еще подробнее предсказывает события, отличающие историю колена Гадова от прочих. После поражения царей Васанских, колена Рувимово и Гадово просили Моисея назначить им удел в бывших владениях Васана, так как они казались особенно пригодными для скотоводства. Моисей исполнил их просьбу, и колено Гадово было помещено к ю. от Рувимова, между горами Галаадскими и рекою Иорданом. В означенной местности оба колена неоднократно подвергались нападениям со стороны соседних языческих племен, но всегда оказывались храбрыми и победоносными (1Пар.5:19,20-22, 1Пар.12:8 ) и при Давиде одолели всех своих врагов. В песни Моисеевой (Втор.33:20,21) есть указание на расширение колена Гадова и его храбрость, равно как на его верность своему обещанию идти вместе с другими коленами на завоевание земли Обетованной, несмотря на то, что оно имело уже свой собственный удел в Васане.
б) (1Цар.22:5 и др.) - прозорливец и близкий друг Давида. Он явился к Давиду в Массифу и велел ему возвратиться в отечество, а после переписи народа, сделанной Давидом. Гад явился к нему для возвещения наказания (2Цар.24:11,19). Подобно пр. Нафану и Самуилу, Гад подробно записывал дела Давида и его царствования (1Пар.29:29 ), равно как и помогал ему в устройстве богослужения в Скинии (2Пар.29:25 ).
Еврейское слово Гад в кн. пр. Исаии (Ис.65:11 ) указывает на языческую богиню солнца и луны, а быть может, и на богиню счастия, почитаемую Финикиянами и Вавилонянами. Обычай приготовлять столы с пищею для идолов, на который указывается в приведенной нами цитате, пользовался известностью в древних языческих религиях.
(счастье, удача) —
а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену — обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (см. колена Израилевы )
б) (1Цар.22:5; 2Цар.24:11,13,14,18,19; 1Пар.21:9,11,13,18,19; 1Пар.29:29; 2Пар.29:25 ) — прозорливец Давида;
в) (Ис.65:11 ) — языческое божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (см. Мени)
сокр. от газовый аккумулятор давления
accumulatore di pressione di gas
Скупердяй. Презрительное скупердяй, по-видимому, представляет собою экспрессивное видоизменение областного скупендяй— `скряга' (ср. глупендяй; ср. негодяй и слова на -да: дурында, дуранда, балда и т. п.) (см. Соболевский А. И. Лингвистические и археологические наблюдения, вып. 2, Варшава, 1912, с. 26—27).
(Словообразование в его отношении грамматике и лексикологии (На материале русского и родственных языков) // Виноградов. Избр. тр.: Исследования по русск. грам., с. 207).
См. гадкий