Толковый словарь Даля

    союз, церк. и ·стар. встречается в поговорках, в речи начетчиков и пр. ежели, если, буде, коли, а когда; ли, или. Аще Бог по нас, никто же на ны или на нас. Аще бы не Бог, кто бы нам помог? Аще кто в пяток перед днем Св. Пророка Илии постится, вечныя муки избавлен будет, учение ·раскольн. о седми пятницах.

    II. АЩЕ ащо, союз, ряз., калуж., орл. ·и·др. ашшо, еще, сверх того, более; в олон. произносят ащо, аще; вост. ощо;

    | в калуж. аще выражает также отрицание, отказ, как и ряз. аче, вот еще, пустое;

    | аще, ряз., мещ. хотя, если. Аще ты и говорил; а что же в том, если ты и говорил? см. аки. Ащекать, говорить аще, вместо аще. Ащекала ·об. кто ащекает.

  1. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    союз устар. 1. Употр. при выражении условия; соответствует по значению сл.: если

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    а́ще с. "если", русск.-цслав., ср. ст.-слав. аште εἰ (Супр. и др.), редко ѩште (Ягич, Мар., 427), наряду с этим также ашти, др.-польск. jacy "только", польск. диал. jacy – то же, др.-сербск. aħe. В фонетическом отношении сюда же может относиться вышеупомянутое др.-русск. аче "если", ачи, что объяснило бы и его знач. Исходная праслав. форма, близкородственная вышеупомянутому *ače с тем лишь отличием, что она происходит из более древнего сочетания *āt + *ke. Группа -tk- перед гласными переднего ряда давала, по мнению Мейе, в праславянском языке сочетания согласных, не отличавшиеся в отдельных слав. языках от рефлексов праслав. ti̯. Ср. Мейе – Вайан 95. Др.-польск. jacy получило наращение -i; см. Мейе – Вайан, там же.

  5. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  6. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Полоцк — Полотьскъ — город на р. Западной Двине и Полоте (1):

    Тому (Всеславу) въ Полотьскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы: а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша. 36.

    И митрополитъ Никифоръ събьра вься епискупы: и-Щернигова — Феоктиста, ис Переяславля — Лазоря, Мину — отъ Полотьска, Данила — из Гургева. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 39 (XII в. ← XI в.). 862: И прия власть Рюрикъ, и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро. И по тѣмъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници в Новѣгородѣ словѣне, въ Полотьски кривичи, в Ростовѣ меря, въ Бѣлѣ-озерѣ весь, в Муромѣ мурома. Пов. врем. лет, 18 (1377 г. ← нач. XII в.). 1067: Заратися Всеславъ, сынъ Брячиславль, Полочьскѣ, и зая Новъгородъ. Там же, 111. 1069: И приде Бѣлугороду Всеславъ, и бывши нощи, утаивъся кыянъ бѣжа изъ Бѣлагорода Полотьску. ...Изяславъ же възгна торгъ на гору, и прогна Всеслава ис Полотьска, посади сына своего Мьстислава Полотьскѣ. Там же, 115—116. 1160: Том же лѣтѣ поиде Святославъ Олговичь ко Вщижю на Святослава на Володимирича, и Всеволодича с нимъ оба ходиста и Рюрикъ с киевьскимъ полкомъ, и Олегъ Святославич, Романъ и-Смоленьска, и Всеславъ из Полотьска. Ипат. лет., 509 (XV в.). 1185: А на зиму поиде Давыдъ къ Полотьску съ новгородьци и съ смольняны, и умиривъшеся, воротишася на Еменьци. Новг. 1 лет., 38 (XIII в.).

    ∆ Дак он (король) на Русь пошел дак на три города / И на три города на три стольния: / Он на первой на город — на Полоцкий, / И на фторый он город и на Велики Луки, / И он на третьей город — на Опскоф град. Григор. Арх. был., III, 526.
    Ср. М. Н. Тихомиров (Древнерусские города. М., 1956, стр. 362—366): „Полоцк, или Полотеск, — город, стоящий на реке Полоте; словообразование, подобное Торопцу от реки Торопы, Витебску — от реки Видьбы и т. д. ...Полоцк стоял там, где к Западной Двине близко подступало верховье Березины. Путь от Полоцка на юг шел «Западною Двиною, Уллою и Эссою, из которой переправлялись волоком в озеро Плавье, дающее начало реке Сергуту, притоку Березины» (В. Е. Данилевич. Пути сообщения Полоцкой земли до конца XIV ст. Юрьев, 1898, стр. 9, — прим. М. Н. Тихомирова). Таким образом, Полоцк был связан с Киевом почти непрерывной водной дорогой. ...Полоцк стоит на правом (северном) берегу Западной Двины. Река Полота разделяет город на две части. Древнейшей частью является Верхний замок, занимающий возвышенное положение в углу при впадении реки Полоты в Западную Двину. Древность этого места в качестве основного центра Полоцка подтверждается существованием здесь каменного храма св. Софии. Историки искусства относят постройку каменной церкви Софии в Полоцке к концу XI — началу XII в., но Софийский собор в Полоцке уже упоминается в Сл. о п. Иг. в связи с биографическими подробностями из жизни Всеслава Полоцкого и его кратковременного княжения в Киеве (в 1068 г.). ...Известия о древнем Полоцке ... малочисленны и ... мало изучены. ...Песни о подвигах Всеслава Полоцкого широко известны по русскому эпосу. Как показывает Сл. о п. Иг., они существовали уже в XII в.“.
    ◊ Полотьскѣ — мест. (предл.) пад. ед. ч.
  7. Источник:



  8. История слов

    См. ямщик

  9. Источник:



  10. История слов

    Аще. От славяно-русского языка демократическими стилями письменной речи был заимствован и обособлен целый ряд грамматических и лексических особенностей, которые в XV—XVIII вв. представляли собою как бы квинтэссенцию литературности для низших социальных слоев города, приобщившихся к книжной культуре. Это — формы аориста и имперфекта со смешением лиц и чисел (особенно часто употреблялись формы на -ше и -ша в значении всех лиц и чисел), деепричастия на -ще и -ше/вше, церковнославянские формы причастий, некоторые синтаксические обороты вроде дательного самостоятельного, наиболее употребительные в церковно-книжной письменности слова и выражения: аще, рече, свеща, трижды и т. п.

    (Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка// Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 105).

    См. то же: Основные этапы истории русского языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 34. — Л.А.

    В XVII в. наблюдается также перераспределение сфер употребления разных синтаксических конструкций в стилях литературного языка. Так, в XVI в. условные предложения с союзом аще применялись в произведениях высокого слога (например, в Степенной книге, в словах митрополита Даниила и др. под.), а условные обороты с союзами будет и коли характеризовали письменность делового характера, юридические и хозяйственные документы. Между тем предложения с союзом если наблюдаются лишь в языке отдельных сочинений, относившихся к историческому и публицистическому жанрам (например, в языке публицистических произведений И. Пересветова). В русском литературном языке XVII в., особенно к концу его, предложения с союзом если получают очень широкое распространение.

    (Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 125).

  11. Источник:



  12. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Аще — союз (3).
    1. Присоединяет условные придаточные предложения — если:

    Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу... 2—3. И рече Гзакъ къ Кончакови: „Аще его (Владимира Игоревича) опутаевѣ красною дѣвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дѣвице“... 43—44.

    И аште чьто имѣеши въ дому своемь потребьно же онѣмь (монастырям), донеси имъ. Изб. Св. 1076 г., 14. Нападше на него (Бориса) нощию погубити и́, и аще кто противится вамъ, то и тыя погубите съ нимъ. Ж. Бор. Глеб. (Чтен.), 13 (XIV в. ← XI в.). Сыну, аще к сусѣду званъ будеть (вар.: будеши) и влѣзъ въ храмину, не глядаи по угломъ, беществено бо ти есть. Пов. об Акире, 81 (XV в. ← XI—XII вв.). И аще хощете влезти въ град, не яко ратнии, и видите знамениа сътворенаа. Храми опустевше, разграблени, роди исѣчени, жены желѣюща. Флав. Полон. Иерус., 335 (XVI в. ← нач. XII в.). Аще кто дияволъмь на[уч]енъ... цьто хочеть отяти от нивъ ли от пожьнь ли или от ловищь, а буди ему противень святыи Спасъ... Вклад. грам. после 1192 г. Хрест. Обн., I, 36. Аще бых украсти умѣлъ, то толко бых к тобѣ не скорбилъ. Сл. Дан. Зат., 25 (XVII в. ← XII в.). Аще обѣщахомся Христовѣ, то чему не служимъ ему. Злат. цепь. Древ. пам., 270 (XIV в.). Мужь лукавъ аще обогатѣеть, то злѣ живет. Мен., 5 (XIV в.).

    Ср. Аче.

    Аче кто конь погубить, или оружие, или портъ, а заповѣсть на търгу, и послѣдь познаеть въ своемь городѣ, свое ему лицемь взяти, а за обиду платити ему 3 гривны. Пр. Рус., 125 (1282 г. ← XI в.). 997: И рече имъ (старец — белогородцам): Сберѣте аче и по горсти овса, или пшеницѣ, ли отрубъ. Пов. врем., лет, 87 (1377 г. ← нач. XII в.). 1146: И присла Костятко ко князю своему, река: Княже, думають о тобѣ, хотять яти. Аче по тя и прислета братия, не ѣзди к нима... Ипат. лет., 328 (XV в.). 1149: И то рече ему король: Се ти пущаю полкы своя, а самъ хочю поступити подъ горы Галичьскаго князя, не дати же ся ему двигнути: а ты ся прави с кимъ ти обида есть. Аче ти ся полки иструдять, а я силнѣиши пущю другыя, пакы ли а самъ всяду на конѣ. Там же, 385.

    ∆ Аще бы не было суда, [то — приписка в рукоп.] друг друга пожерл бы. Послов. Сим., 174 (кон. XVII — нач. XVIII в.). Аще бог по нас, никто же на ны. Даль (ТСЖВЯ), I, 32. Отвечал Самсон таковы слова: / „Аще в небеси было бы кольцо, / И притянута оттуда цепь железная, / Притянул бы я небо ко сырой земли...“ Рыбн. Песни, I, 6. Каже Лях-Бутурлак: „Ой Кішко Самійлу, гетьмане Запорозський... / Аще будеш віру християнську під нозі топтати, / Будеш у нашого пана молодого за рідного брата пробувати!“. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар. I, 221—212.
    2. Присоединяет придаточные уступительные предложения — хотя; несмотря на то, что:

    Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше... Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. 36—37.

    Клеветы же не приимай ни на коего же чьрноризьца ли святителя, аште и самъ видиши съблажняюштася. Изб. Св. 1076 г., 23. Лѣпо есть часто молитися ему прилѣжъно и вѣрьно... донелѣже услышана будеть молитва, аще и много время минеть. Там же, 229. Отець же Феодосии, аще и старѣишиньство приимъ, не измѣни съмѣрения своего правила... Ж. Феод., 56 (XII в. ← ок. 1088 г.). И страх лютъ нападѣ на властеля оба... И бысть видѣти тогда смирена и трѣпещущаа, яже дрѣвле гръда и буява быста. Жалостиво же есть премѣнение, аще и прелукавых. Флав. Полон. Иерус., 429 (XVI в. ← нач. XII в.). 898: А словеньскыи языкъ и рускыи одно есть, ...аще и поляне звахуся, но словеньскаа рѣчь бѣ. Пов. врем. лет (Радз.), 23 (XV в. ← нач. XII в.). Аще и преставися отъ насъ пастырю добрыи, нъ не отъступи отъ насъ духомь. Стихир. XII в., 2.

    Ср. Опыт обл. слов.: Аще — хотя. Ряз. Носович (Сл. белор. нареч.): Ач — хотя, если. Ач бацька, ач матка, будзь у мене.
    3. Присоединяет придаточные вероятного предложения — как бы (не).

    1097: И рече Давыдъ Святополку: Видиши ли, не помнить (Василько) тебе, хотя в твоею руку. Аще ти отъидеть в свою волость, самъ узриши, аще ти не заиметь градъ твоихъ. Пов. врем. лет, 171 (1377 г. ← нач. XII в). 1097: Давыдъ же на Святополка нача извѣтъ имѣти, глаголя: Ци я се створилъ, ци ли в моем городѣ? Я ся сам боялъ, аще быша и мене яли и створили тако же. Там же, 177.

    4. В вопросительных предложениях, выражающих сомнение в истинности чего-л. — неужели, разве, ли.

    ...Рече (Иисус) къ законьникомъ и фарисеомъ глаголя: „Аще достоить въ суботу цѣлити?“. Они же умлъчашя. Остр. ев. 109 (1056—1057 гг.). И тогда Антипатръ въсклонивъ главу, а самъ лежаше пред ногама отьчима. И рече: „Отьче, о мнѣ отвѣщал еси, како аз отьцьубиець есмь... Аще же и беззаконнѣи всѣх человѣкъ бых?..“. Флав. Полон. Иерус., 237 (XVI в. ← нач. XII в.). 968: И послаша кияне къ Святославу, глаголюще: „...Аще ти не жаль очины своея, ни матере, стары суща, и дѣтии своих.“ Пов. врем. лет, 48 (1377 г. ← нач. XII в.).

  13. Источник:



  14. Словарь церковнославянского языка

  15. Источник:



  16. Толковый словарь Даля

  17. Источник:



  18. Толковый словарь Даля

  19. Источник: