Большая Советская энциклопедия

    течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы.

    В Великобритании, США и Нидерландах Н. возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным Гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70—80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями.

    В Великобритании процесс перерастания гегельянства в Н. представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом. Основными моментами этого процесса были: а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом — как религиозного, как «теоретической формы» христианства (Э. Керд); б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения «чувственности», «вещественности» для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей «абсолютного идеализма» Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и «радикальном персонализме» Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности: г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма («абсолютного историзма») наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как «феноменологический» (в смысле «феноменологии духа») способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.

    В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Н. у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к Персонализму.

    В Нидерландах Н., связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как «начало и завершение классического периода мышления», в частности гегелевскую логику — как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Н. с «правым» гегельянством 1830—40-х гг. в Германии.

    В Италии Н., возникшее на рубеже 19—20 вв., имело двойственный характер, его основоположники — Б. Крочеи Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итальянского Н. шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному — Кроче и тоталитарному — Джентиле). В эволюции итальянского Н. отчётливо вырисовываются два основных этапа. Первый этап — от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914—18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом «обновления идеализма» и реставрации гегелевской концепции государства. Второй этап — с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939—1945, отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся политическим расколом итальянского Н. на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в «абсолютном историцизме». Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.

    В Германии Н. выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем, которые питали итальянский Н. Однако оно существенно отличалось от последнего по своему теоретическому развитию, возникнув из реакции на методологический формализм гносеологии неокантианства (См. Неокантианство), а также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе и «науки о духе». На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Н., пришли виднейшие теоретики неокантианства — как марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о «возрождении гегельянства»). Определённую роль в формировании нем. Н. сыграл В. Дильтей, выпустивший в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея «единого потока» немецкой идеалистической философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных философских устремлений немецкого Н. не сложилось в целостное образование. Ученик Риккерта Р. Кронер искал в «обновленном» гегельянстве решение той проблемы соотношения «рационального» и «иррационального», которая была «задана» неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель сочинений Гегеля и лидер немецкого Н., углубляет иррационалистическую тенденцию в теории познания, растворяя гносеологическую проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в немецком Н. играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт, Ю. Биндер, а также Ф. Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался Н. в духе резкой критики буржуазной «атомизации» и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами.

    Высший пункт развития немецкий Н. совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры немецкого Н. (в частности, Кронер) возглавили международную организацию неогегельянцев — «Гегелевский союз» (1930) и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым последовало и теоретическое разложение немецкого Н. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения Н. в послевоенной Германии (ФРГ) (Т. Лигт, Г. Вейн и др.) не имели успеха.

    Крупнейшим представителем русского Н. был И. А. Ильин, стремившийся соединить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса буржуазного либерализма на Западе русское идеалистическое правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к Н. В работе П. И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» (1901) проблема соотношения личности и государства решается на путях взаимного ограничения их прав.

    Во Франции Н. получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинение Ж. Валя «Несчастье сознания в философии Гегеля». Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933—1939); в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, Р. Арон, А. Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению «обновленных» гегелевских идей. Выступая в тесной связи с Экзистенциализмом, французский Н. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на французский язык «Феноменологию духа» (1939) и «Философию права» (1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.

    В целом как самостоятельное течение Н. исчерпывается в 1930-х гг., однако, отдельные его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях современной буржуазной философии и социологии.

    Лит.: Ильин И., О возрождении гегельянства, «Русская мысль», 1912, № 6; Звенигородцев Н., Гегель и современные неогегельянцы, «Под знаменем марксизма», 1928, № 6; Брушлинский В., Современное гегельянство на Западе, там же, 1931, № 7—8; Чейшвилли А., О 2-м гегелевском конгрессе, там же, № 9—10; Баммель Г., Гегель и современная буржуазная философия, в сборнике: Гегель и диалектический материализм, М., 1932; Лифшиц М., Судьба литературного наследства Гегеля, в кн.: Литературное наследство, № 2, М., 1932; Давыдов Ю. Н., Критика иррационалистических основ гносеологии неогегельянства, в сборнике: Современный объективный идеализм, М., 1963; Эфиров С. А., От Гегеля к... Дженнаро, М., 1960; Windelband W., Die Erneuerung des Hegelianismus, Hdlb., 1910; Lasson G., Was heisst Hegelianismus?, B., 1916; Scholz Н., Die Bedeutung der Hegelschen Philosophic für das philosophische Denken der Gegenwart, B., 1921; Marck S., Hegelianismus und Marxismus, B., 1922; Levy Н., Die Hegel — Renaissance in der deutschen Philosophic, B., 1927; Harms E., Hegel und das 20. Jahrhundert, Hdlb., 1933; Jakowenko B., Geschichte des Hegelianismus in RuBland, [2 Aufl.], Prag, 1940; Beyer W. R., Hegel-Bilder. Kritik der Hegel-Deutungen, 2 Aufl., B., 1967.

    Ю. Н. Давыдов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. не́огегелья́нство;
    2. не́огегелья́нства;
    3. не́огегелья́нства;
    4. не́огегелья́нств;
    5. не́огегелья́нству;
    6. не́огегелья́нствам;
    7. не́огегелья́нство;
    8. не́огегелья́нства;
    9. не́огегелья́нством;
    10. не́огегелья́нствами;
    11. не́огегелья́нстве;
    12. не́огегелья́нствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Одно из течений в философии, стремившееся к созданию целостного мировоззрения на основе обновления философии Гегеля.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО - разнородное течение в философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства - проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. Представители: Дж. Х. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт, Р. Дж. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь, А. Кожев (Франция). Международный "Гегелевский союз" (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в сер. 1930-х гг.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, разнородное течение в философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г.В.Ф. Гегеля. В центре неогегельянства - проблемы философии истории и культуры, государства, права. Диалектический метод истолковывался как синтез различий, "примирение" противоположностей. Основные представители: Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Р. Дж. Коллингвуд (Великобритания), Б. Кроче (Италия), В. Дильтей (Германия), И.А. Ильин (Россия). Как самостоятельное течение распалось в середине 1930-х гг.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Философская энциклопедия

    НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

    — неоднородное филос. движение, получившее, особенно с нач. 20 в., распространение в Германии, Франции, Англии, Голландии, Италии. В Германии «обновление гегельянства» (В. Виндельбанд) происходит в нач. 20 в. как часть общего движения неоидеализма. Мощным толчком к такому обновлению послужили посвященные творчеству Г.В.Ф. Гегеля книги К. Фишера и В. Дильтея, а также публикация ранних произведений Гегеля.

    Обращение к творчеству Гегеля не привело неогегельянцев к созданию систематических разработок «метафизического ядра» философии Гегеля — философии абсолютного духа, концептуализации диалектики как всеохватной формы самоосуществления духа и одновременно как универсального метода филос. постижения. Это было обусловлено неокантианской критикой метафизики и мощным влиянием историзма. Интерпретации Гегеля опирались преимущественно на «Феноменологию духа» и разработки философии объективного духа, а не на «Логику» или «Энциклопедию» в целом. Предпринимались попытки продуктивно использовать историческое мышление Гегеля, прежде всего на основе диалектики как метода постижения исторических духовно-смысловых реальностей. При этом преследовались цели метафизического истолкования истории и культуры, а также методологического обновления наук о духе, т.е. решения применительно к наукам о духе тех задач, которые в связи с естественными науками решало неокантианство.

    Общие характеристики Н. отчетливо проявляются в философии двух наиболее известных его представителей Г. Глокнера и Р. Кронера. Глокнер отвергает гегелевский «панлогизм», но сохраняет диалектику как важнейший компонент своего собственного «рационально-иррационального» метода, используемого для осмысления широкого круга проблем, прежде всего проблем философии культуры, философии ценностей и филос. антропологии. Кронер также практикует избирательный подход к философии Гегеля при разработке своей философии культуры. Ему принадлежит и наиболее масштабная попытка показать системную закономерность движения филос. мысли от Канта к Гегелю.

    За пределами Германии Н. было тесно связано с процессом рецепции нем. идеализма вообще. Во Франции оно реализовалось в основном в форме использования ряда базисных положений гегелевской философии для осмысления философско-исторической, философско-антропологической и экзистенциально-феноменологической проблематик. Ж. Валь, А. Кожев, Ж. Ипполит стремятся продемонстрировать актуальность многих компонентов гегелевского филос. наследия. В Италии помимо старой неаполитанской гегелевской школы (Б. Спавента, А. Вера и др.) к Н. можно отнести некоторые филос. концепции, где гегелевские мотивы образуют пусть и весьма важный, но лишь один ряд др. компонентов — абсолютный историзм Б. Кроче, актуализм Дж. Джентиле. В Голландии Н. придерживались Г. Болланд (поздний период творчества) и болландианская школа.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    неогегелья́нство

    разнородное течение в философии конца XIX — первой трети XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства — проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. Представители: Дж. X. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт, Р. Дж. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь (J. Wahl), А. Кожев (Франция). Международный «Гегелевский союз» (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в середине 1930-х гг.

    * * *

    НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

    НЕОГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, разнородное течение в философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В центре неогегельянства — проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. Представители: Дж. Х. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт, Р. Дж. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь, А. Кожев (Франция). Международный «Гегелевский союз» (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в сер. 1930-х гг.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    ряд течений в бурж. философии гл. обр. конца 19 - 1-й трети 20 вв., для к-рых характерна тенденция к созданию монистич. мировоззрения на основе обновленной в духе иррационализма интерпретации философии Гегеля. Наиболее значит. представители H., y к-рых проблемы истории занимали видное место: итал. философы Б. Кроче (идеолог бурж. либерализма) и Дж. Джентиле (офиц. идеолог итал. фашизма), нем. философ Р. Кронер, председатель "Гегелевского союза" (осн. в 1930), пришедший к Н. от неокантианства, англ. философы Ф. Г. Брэдли и особенно Р. Дж. Коллингвуд. Для гос.-правовых воззрений неогегельянцев, занимавших видное место в системе их взглядов, характерен культ гос-ва, принимавший у наиболее реакц. правого крыла Н. форму апологии империалистич. "тоталитарного" гос-ва и войны (однако политич. ориентация представителей Н. была весьма различной). См. ст. Кроче, Джентиле и лит. к ним.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Энциклопедия социологии

    - англ. Neo-Hegelianism; нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX - начала XX вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Г. В. Ф. Гегеля, понимаемого в духе философии жизни. Диалектический метод рассматривается как феноменологический способ определения человеческого опыта в понятиях. В центре внимания Н. - проблемы философии культуры, истории, государства, права. Н. оказало влияние на развитие персонализма, философии жизни, экзистенциализма, франкфуртской школы.

  17. Источник: Энциклопедия социологии



  18. Толковый словарь по социологии

    -англ. Neo-Hegelianism; нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX - начала XX вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Г. В. Ф. Гегеля, понимаемого в духе философии жизни. Диалектический метод рассматривается как феноменологический способ определения человеческого опыта в понятиях. В центре внимания Н. - проблемы философии культуры, истории, государства, права. Н. оказало влияние на развитие персонализма, философии жизни, экзистенциализма, франкфуртской школы.

  19. Источник: Толковый словарь по социологии



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: