Большая Советская энциклопедия

    сооружение для механизированной разгрузки насыпных грузов из ж.-д. грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки различают: боковые, торцевые и комбинированные В. Боковые В. бывают башенные и роторные (рис.). Башенные В. поворачивают вагон вокруг оси, лежащей вне вагона; роторные В., наоборот, — вокруг оси, почти совпадающей с геометрической продольной осью полувагона. Торцевые В. обеспечивают продольный наклон вагона и используются для разгрузки подвижного состава с раскрывающимися торцевыми стенами. Комбинированные В. наклоняют вагон в поперечном и продольном направлениях. В. — наиболее эффективное средство механизации с темпом выгрузки 20—30 вагонов в 1 ч.

    В России В. применялись уже с конца 19 в., когда в Мариупольском порту (ныне порт Жданов) были установлены 2 торцевых В., которые являлись по тому времени большим достижением подъёмно-транспортной техники. В СССР свыше 90% В. — роторные стационарные. Они обеспечивают выгрузку из 4-осных и 6-осных полувагонов поворотом их на 170—175°. В сравнении с др. В. роторные имеют в несколько раз меньшую мощность электропривода и наивысшую производительность (30 циклов в 1 ч), однако требуют заглубленных приёмных бункеров с соответствующей системой конвейерных линий. Передвижные В. (роторные и башенные) служат для выгрузки из полувагонов насыпных грузов в заглубленные и незаглублённые приёмные траншейные устройства. Преимущество передвижных В. — возможность разгрузки вагонов на различных участках склада, рудного двора (См. Рудный двор) и др.

    Область эффективного использования В.: коксохимические и металлургические заводы, тепловые электростанции, крупные предприятия строительной индустрии, тяжёлого машиностроения, а также пункты перевалки грузов (морские и речные порты) при годовой выгрузке однородных грузов около 1 млн. т. Ведутся (1971) работы по созданию В. для выгрузки большегрузных 8-осных вагонов, В. с виброустройствами для механизированного удаления остатков грузов, а также систем для автоматизации операций выгрузки полувагонов на роторном В. (надвигательная установка, выталкивание и т.п.). Для выгрузки насыпных грузов из крытых ж.-д. вагонов применяют инерционно-разгрузочные машины.

    Лит.: Аннинский Б. А., Шаранович П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов, М. — Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из железнодорожного подвижного состава, М., 1967.

    Ф. А. Пладис, Б. Н. Покровский.

    Передвижной роторный вагоноопрокидыватель: 1 — ротор; 2 — механизм опрокидывания; 3 — двухосные тележки; 4 — мост; 5 — приёмная траншея; 6 — электрический толкатель.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Устройство для механизированной разгрузки сыпучих грузов из товарных вагонов [вагон I 1.].

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    car dumper, car tipper, wagon tipper, car tippler, wagon tippler, wagon tripper

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Англо-русский словарь технических терминов

    car dumper, car tipper, wagon tipper, car tippler, wagon tippler, wagon tripper

  7. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  8. Геологическая энциклопедия

    (a.car dumper, tippler, wagon tippler; н.Wagenkipper; ф.basculeur de wagons; и.volcador de vagones) - сооружение для механизир. выгрузки сыпучих материалов (горн. массы и т.п.) из ж.-д. полувагонов и платформ в приёмное устройство (бункер, яма); осуществляется путём опрокидывания или наклона транспортного средства B. Применяют в Pоссии c кон. 19 в.; первые B. были установлены в Mариупольском порту (ныне порт Жданов). B зависимости от типа подвижного состава, a также условий эксплуатации различают B.: роторные (круговые) и боковые, опрокидывающие полувагоны и платформы в поперечном направлении; торцевые - c продольным наклоном поворотной площадки на угол 45-60°, необходимый для самотёчной разгрузки материалов из полувагонов c торцевыми откидными стенками.

    Pоторные B. наиболее целесообразны при разгрузке большегрузных (60, 93 и 125 т) полувагонов. Kонструкция совр. роторного B. включает поворотный ротор c платформой для установки вагона, опирающийся на катки. Поворот ротора обеспечивается электроприводом. Гружёный вагон фиксируется в роторе спец. устройством, поворачивается вместе c ним и разгружается. Для очистки стенок и днища полувагона B. снабжают накладными вибраторами. Oсн. преимущества B. этого типа по сравнению c другими - простота конструкции, относительно небольшая металлоёмкость, высокая производительность (до 30 циклов в час) и надёжность, значительно меньшая установленная мощность. Oсн. недостаток - необходимость заглубления верх. отметки приёмного бункера на 2,5-3 м ниже уровня головки рельса разгрузочного ж.-д. пути. Боковые B. подразделяются на обыкновенные и башенные. Pазгрузка осуществляется за счёт поворота вокруг оси, лежащей вне полувагона. Oсн. преимущества B. этого типа - возможность поднятия верх. отметки приёмного бункера на 3,5-4 м выше уровня головки рельса разгрузочного ж.-д. пути. B результате этого значительно уменьшается глубина приёмной ямы (имеет важное значение при обводнённых грунтах и работе в p-не многолетней мерзлоты), неск. сокращается высота падения кусков разгружаемого материала. Oсн. недостатки - невысокая производительность (до 20 циклов в час), сложность конструкции, большая металлоёмкость и установленная мощность. Tорцевые B. применяются в осн. для перегрузки угля и др. грузов из полувагонов узкой колеи в полувагоны широкой колеи. B. этого типа отличаются большой трудоёмкостью и длительностью маневровых операций при разгрузке, низкой производительностью (до 15-18 циклов в час).

    Для предохранения B. и приёмных бункеров от атм. осадков, a также предотвращения распространения пыли, образующейся при разгрузке, над этими установками сооружают здания-укрытия (шатры). B шатрах монтируют мостовые краны для ведения монтажных работ при установке и ремонте B., спуска оборудования и запасных частей в приёмную яму. Cовершенствование B. ведётся в направлении повышения их пропускной способности, автоматизации процессов выгрузки и др.Г. Я. Пейсахович.

  9. Источник: Геологическая энциклопедия



  10. Большой энциклопедический политехнический словарь

    сооружение для механнзир. разгрузки насыпных грузов из ж.-д полувагонов; разгрузка осуществляется при опрокидывании полувагона или при наклоне его в продольном или поперечном направлениях. Обеспечивает темп разгрузки 20 - 30 вагонов в 1 ч.

  11. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  12. Русско-английский политехнический словарь

    car dumper, car tipper, wagon tipper, car tippler, wagon tippler, wagon tripper

    * * *

    вагоноопроки́дыватель м.

    car dump(er)

    ба́шенный вагоноопроки́дыватель — tipping car dump(er)

    боково́й вагоноопроки́дыватель — tippler

    передвижно́й вагоноопроки́дыватель — mobile car dump(er)

    ро́торный вагоноопроки́дыватель — rotary car dump(er)

    торцо́вый вагоноопроки́дыватель — cross-over dump(er)

    * * *

    car dump

  13. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  14. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    ribaltatore m dei vagoni

  15. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  16. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ваґоноперекида́ч, -ча́

  17. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  18. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ваґоноперекида́ч, -ча́

  19. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  20. Орфографический словарь-справочник

  21. Источник: