Словарь Брокгауза и Ефрона

    слово татарское, значит — оттиск, отпечаток, одного корня с глаголом basmak (calcare, impressionem facere) — бить, чеканить. Раньше под басмою разумели истукана, болвана, статую ханскую. Так понимал ее и Н. М. Карамзин. Но такое понимание не согласно ни с магометанской религией, которую исповедовали татары, ни с некоторыми историческими фактами и свидетельствами, каковы, напр., раздирание Иоанном III басмы Ахмата в 1476 г., известие Герберштейна о поклонении басме, которое должны были совершать русские великие князья, что сходно и с обычаем китайских императоров, посылающих свои портреты для поклонения народам, кочевавшим в нынешней Монголии, и др. Затем, выражение "басма лица ханова", встречающееся в летописях, показывает, что басма нечто иное, как портрет ханский. Наконец, мнение, что басма есть изображение, рисунок, доказывается и тем, что древние наши изделия, когда на них были оттиснуты изображения или фигуры, назывались "басемными" или "басменными", а самое изображение на них иногда басмою, напр. "евангелисты (оклады еванг.) выбиваны басмою", киот у иконы Владимирской Б. Матери в XVII в. был "обложен серебром, оклад басменой". ("Басменные", по преимуществу, были оклады книг, икон и крестов и главным образом золотые и серебряные). Вместо басмы для наименования ханского изображения наши предки употребляли и другой термин — "болван", который вряд ли не был даже употребительнее, по крайне мере в Москве, чем басма. Даже самое поклонение татарской басме называлось "болвановье", а место, где, по преданию, происходило болвановье и куда относится раздирание басмы Иоанном III, "Болвановкой", отчего и храм, построенный здесь, носит название Спаса на Болвановке.

    Сохранилось это слово и в имени пути, которым провозили в Москву басму, или болван, и который пролегал через Коломну на Москву (Болванная дорога). Наконец, в губ. Костромской, Владимирской и Нижегородской басма — ругательное слово, означающее то же, что и болван.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    байса, пайцза (тюрк., буквально — отпечаток),

    1) особая пластинка, выдававшаяся татаро-монгольским ханами в 13 — 15 вв. как верительная грамота.

    2) Тонкие листы металла (большей частью серебряные, реже — медные и золотые) с рельефным рисунком, полученным выдавливанием. Басменное тиснение получило распространение в России в 13—17 вв.

    Лит..Иностранцев К., К вопросу о «басме», в сборнике: «Записки Восточного отделения императорского Русского археологического общества», 1908, т. 18, в. 4; Спицын А., Татарские байсы, «Известия Археологической комиссии», 1909, в. 29.

    Серебряная пайцза 14 в. с надписью хана Узбека. Исторический музей. Москва.

    Басма 14 в. Серебрянный оклад Евангелия Семеона Гордого. 1343. Всесоюзная библиотека В. И. Ленина. Москва.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. 1. ба́сма;
    2. ба́смы;
    3. ба́смы;
    4. ба́см;
    5. ба́сме;
    6. ба́смам;
    7. ба́сму;
    8. ба́смы;
    9. ба́смой;
    10. ба́смою;
    11. ба́смами;
    12. ба́сме;
    13. ба́смах.
    14. 2. басма́;
    15. ба́смы;
    16. басмы́;
    17. ба́см;
    18. басме́;
    19. ба́смам;
    20. басму́;
    21. ба́смы;
    22. басмо́й;
    23. басмо́ю;
    24. ба́смами;
    25. басме́;
    26. ба́смах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., ·стар. поличие ордынских ханов; грамота с их печатью;

    | влад., костр., ниж. доныне бранно: болван, дурак, надолба, идол.

    | Тесьма, басон, лента.

    | Тонкий образной оклад. Басменный, басёмный ·стар. о серебряных церковных вещах: тонкий, листовой, маловесный. Басменная кожа, тисненая?

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    БА́СМА, -ы, жен. Краска для волос.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    1) ба́сма

    , ж.

    Род краски для волос.

    [тюрк.]

    2) басма́

    -ы́, ж. ист.

    1.

    Тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытисненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений.

    2.

    Металлическая пластинка (или печать) с изображением ордынского хана, игравшая роль верительной грамоты во времена монголо-татарского ига на Руси.

    [От тат. басма — оттиск, отпечаток]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    1.

    БАСМА́, басмы, мн. ба́смы, жен. (тат. basma) (ист.). В эпоху татарского ига - печать с изображением хана.

    2.

    БА́СМА, басмы, мн. нет, жен. (см. басма́) (спец.). Род краски для волос (заимствованной у восточных народов).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    б`асма

    ж.

    Темная растительная краска для волос, изготавливаемая из листьев индиго.

    II

    басм`а

    ж.

    1.

    Старинная техника получения рельефного рисунка путём выдавливания на металле.

    2.

    Тонкие серебряные, золотые или медные листы с тисненым узором, применявшиеся в старину для украшения чего-либо.

    3.

    Металлическая пластинка с изображением ордынского хана, служившая верительной грамотой во времена монголо-татарского ига на Руси.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    БАСМА (байса - пайцза), 1) пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в 13-15 вв. как верительная грамота

    2)] Тонкие листы металла (большей частью серебряные) с тиснеными узорами. Басменное тиснение было распространено в России в 13-17 вв.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    БАСМА - порошок из листьев индигоферы. Применяется вместе с хной для окраски волос в черный цвет.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    басма́ 1. "изображение древних татарских ханов", 2. "послание с ханской печатью", 3. "оправа икон", 4. "тур. войлок". 1 и 2 знач. встречаются в Каз. летописце; см. Мелиоранский, Зап. Вост. Отд. 17, 129 и сл. и Иностранцев, там же, 18, 172 и сл. Остальные знач. становятся понятными при сравнении с укр. ба́сма "черный шелковый платок", болг. басма́ "набивное полотно", сербохорв. ба́сма – то же; см. Брандт, РФВ 21, 206. Заимств. из тур., туркм., тат., хивинск., узб. basma "набивной холст", алт., тел. pasma "набивные ткани из Средней Азии" (Радлов 4, 1193, 1540), сюда же тюрк. basmak "давить, печатать" (Рясянен, Tat. L. 51; Mi TEl. I, 257; Бернекер 1, 45). От басма́ "металлическая оправа икон" произведено русск. басменное дело, басменщик. Улица, на которой жили басменщики, называется Басманная; см. Мельников 8, 239.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Энциклопедический словарь

    I.

    БА́СМА -ы; ж. [тюрк. basma]. Чёрная растительная краска для волос (изготовляется из листьев индигофера). Краситься басмой.

    II.

    БАСМА́ -ы́; ж. [от тат. басма - оттиск, отпечаток].

    1. Старинная техника получения (путём выдавливания) рельефного рисунка на металле.

    2. Тонкие серебряные, золотые или медные листы из драгоценных металлов с тиснёными узорами, использовавшиеся как украшение чего-л. Оклады икон сделаны из басмы.

    3. Во времена татаро-монгольского ига на Руси в 13 - 15 вв.: металлическая пластинка с изображением ордынского хана, служившая верительной грамотой.

    Ба́сменный, -ая, -ое (1-2 зн.). Б. иконостас. Б-ое тиснение.

    * * *

    басма

    I


    • басма́

    (байса, пайцза), 1) пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в XIII—XV вв. как верительная грамота. 2) Тонкие листы металла (большей частью серебряные) с тиснёными узорами. Басменное тиснение было распространено в России в XIII—XVII вв.

    II


    • ба́сма

    порошок из листьев индигоферы. Применяется вместе с хной для окраски волос в чёрный цвет.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Советская историческая энциклопедия

    байса, пайцза (тюрк., букв. - отпечаток), - 1) Особая пластинка, выдававшаяся тат.-монг. ханами в 13-15 вв. как верит. грамота. 2) Тонкие листы металла (б. ч. серебряные, реже - медные и золотые) с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания. Басменное тиснение получило распространение в России в 13-17 вв.

    Лит.: Иностранцев К.,К вопросу о "басме", в сб.: "ЗРАО. Вост. отд.", 1908,т. 18, в. 4; Спицын А. А., Тат. байсы, "ИАК", 1909, в. 29.

  25. Источник: Советская историческая энциклопедия



  26. История слов

    Безотказный. [По поводу работы академика Ф. Е. Корша, посвященной разбору вопроса о подлинности окончания «Русалки» А. С. Пушкина по записи Д. П. Зуева, В. В. Виноградов пишет:] Казалось бы, что подложность текста этой нелепой сцены ясна. Однако Корш считает необходимым «восстановить первоначальный текст» (чей и какой? да и был ли здесь текст первоначальный?), так как уже заранее отбросил всякую мысль о возможности зуевской подделки. Реконструированный стих получает такую форму: «Сюда! Отца злой дедка обижает». Следовательно, Ф. Е. Корш даже свое собственное «сочинение» не прочь признать «пушкинским», то есть удовлетворяющим требованиям подлинного пушкинского текста.

    В том же духе и стиле Ф. Е. Корш истолковывает как пушкинские и такие «лебядкинские» стихи, вложенные в уста любимца князя:

    Сказки! Непраздною... погибла... важность!

    .........................................

    По-моему, сама подговорилась:

    Князь молод и горяч, красавец безотказный,

    Богат и щедр. Должна быть рада дура!

    Не конюх, князь ее бабенкой справил.

    Вот ты не князь, а на своем веку

    Чай не с одной девчоночкой спознался?..

    [...] Правда, Коршу не нравятся тут два стиха:

    Сказки! Непраздною... погибла... важность!

    Князь молод и горяч, красавец безотказный...

    Первый был бы лучше, если бы вместо важность! тут звучало восклицание: эка важность! Во втором двусмысленно безотказный, особенно в сочетании со словом красавец. (Любопытно, что слово безотказный фигурирует как новообразование советской эпохи в одной из статей, посвященных современному русскому языку, в новейших американских изданиях: см. Тан Л. Запечатленный язык // Новый журнал, 13, Нью-Йорк, 1950, с. 275). «Во всяком случае такой стих, каковы бы ни были причины его недостатков, не мог быть одобрен Пушкиным»; но Ф. Е. Корш и тут находит оправдание: «то же можно сказать с уверенностью о многих стихах его неотделанных произведений» (Корш Ф. Разбор вопроса о подлинности окончания «Русалки» Пушкина по записи Д. П. Зуева // Изв. ОРЯС, т. 4, кн. 2, 1899, с. 526).

    (Виноградов. О языке худож. лит., с. 284—285).

  27. Источник:



  28. История слов

    См. ямщик

  29. Источник:



  30. Большой Энциклопедический словарь

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

  33. Источник:



  34. Толковый словарь Даля

  35. Источник: