(от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу)
1) в теории познания — введённое австрийским философом Р. Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании воспринимаемых образов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, так как основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность духовного и материального и пытаясь таким образом опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18). 2) В психологии — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации (См. Идентификация). Противоположной И. является Проекция. В глубинную психологию (См. Глубинная психология) понятие И. было введено венгерским психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психологический механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-я», совести и др.
ж.
Включение индивидуумом в свой внутренний мир воспринимаемых им идей и взглядов других людей.
ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro - внутрь и jacio - бросаю - кладу), в психологии - включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации.
Интроекция (от лат. intrо - внутри) - психоаналитическое понятие, автор - Ш. Ференци -. Включение - через идентификацию - - в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний.
Литература.
Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung // Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch. 1, 1910, p. 422 - 457, в рус.пер. Интроекция и перенесение. Одесса, 1925.
(Интро- + лат. jacio бросать)
в психиатрии — отождествление себя с образом другого человека (например, отца, любимого героя и т.п.); рассматривается в психоанализе как один из механизмов развития невроза.
(от лат. intro — внутрь, jacio — бросаю, кладу) — эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего внутреннего содержания. Этой концепции придерживались Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли и др. Ее критиковал Р. Авенариус, противопоставлявший ей свою теорию чистого опыта, связывающего воедино духовное и материальное, познающего субъекта и познаваемый объект. В психологии И. — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей. Так понимаемая И. является основой идентификации — эмоционального и Иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом.
ИНТРОЕКЦИЯ (лат. intro - движение внутрь и jacio - бросать) - в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. Понятие И. было введено в научный оборот Ференци для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекций. Фрейд истолковывал И. как психический механизм, являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго (»Сверх-Я»). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате И. В психиатрии И. понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.).
интрое́кция
(от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации.
* * *
ИНТРОЕКЦИЯИНТРОЕ́КЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), в психологии — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации.
(от лат. intro - внутрь и jacio -бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей; основа идентификации.
(от лат. intro - внутрь и jacio - бросаю) - англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии - псих, процесс, замещение внешних объектов их внутренними образами, играющий важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.; противопоставляемый проекции.