Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЭТНОЦЕНТРИЗМ (от греч. ethnos - племя - народ и центр) (в социологии, в этнографии), склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Психологический словарь

    Этноцентризм (от греч. ethnоs - народ + kentron - средоточие) - феномен социальной психологии -. Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп.

  5. Источник: Психологический словарь



  6. Философская энциклопедия

    ЭТНОЦЕНТРИЗМ

    (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) — взгляд на мир через призму этнической идентификации. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Термин «Э.» впервые появился в работе пол.-австр. социолога Л. Гум-пловича «Расовая борьба» (1883). Более основательно этот термин был проработан амер. социологом У. Сам-нером. Сейчас данное понятие используется в философии, социологии, социальной психологии и этнофафии. В работе «Народные обычаи» Самнер ввел ряд понятий («мы-группа», «они-группа», «этноцентризм»), которые выражают склонность человека воспринимать и оценивать различные феномены на основе культурных стереотипов своей этнической группы. Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого — мифов, легенд, святынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса — величина динамическая и переменная. Так, амер. ирландцы представляют собой более поздний своеобразный вариант ирландского этноса, сформировавшегося в особых экономических и политических обстоятельствах. Этот этнос обладает некоторыми собственными воспоминаниями, что отнюдь не колеблет этнического единства ирландцев по обе стороны океана. Сознание этнической группы характеризуется в таких терминах, как «сплоченность», «солидарность», «единство». Что касается отношений между группами («они-группа»), то здесь подчеркивается «инаковость», «чужеродность», «враждебность». В этнологии и культурологии происхождение и функции Э. рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений. Психоаналитики (З. Фрейд, Э. Фромм) рассматривают Э. в терминах индивидуального и группового нарциссизма.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum - средоточие, центр) - свойство индивида, социальных групп и общностей (как носителей этнического самосознания) воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума. Термин «Э.» введен У. Самнером (1906) и Гумпловичем (1883). Самнер полагал, что существует резкое различие между отношениями людей внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри группы царит солидарность, то в отношениях между группами преобладают подозрительность и вражда. Э. отражает и одновременно воспроизводит единство этнической группы перед лицом внешнего мира. Э. связан с противопоставлением «мы - они», лежащим в основе этнической самоидентификации (реконструирован таким образом в работах Б. Поршнева и С. Токарева). Не менее существенна связь Э. с социальными стереотипами, усваиваемыми в ходе социализации и включения в ту или иную социокультурную среду. Важный фактор формирования Э. - национализм (идеологии в целом). Как и этническое самосознание, Э. нельзя рассматривать в отрыве от истории и социально-экономического состояния соответствующих этносов. Межэтнические установки зависят от степени интенсивности и направленности культурных контактов, которые могут быть не только враждебными, но и дружественными.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Энциклопедический словарь

    ЭТНОЦЕНТРИ́ЗМ -а; м. Книжн. Совокупность взглядов, идей, создающих преувеличенное мнение о достоинствах, национальном характере, роли в истории и т.п. какого-л. народа, нации.

    Этноцентри́стский; Этноцентри́ческий (см.).

    * * *

    этноцентри́зм

    (от этнос и центр) (социол., этногр.), склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона.

    * * *

    ЭТНОЦЕНТРИЗМ

    ЭТНОЦЕНТРИ́ЗМ (от греч. ethnos — племя, народ и центр(см. ПРЯМОЕ ПРАВЛЕНИЕ)) (в социологии, в этнографии), склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона(см. ЭТАЛОН); предпочтение собственного образа жизни(см. ОБРАЗ ЖИЗНИ) всем остальным.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Энциклопедия социологии

    (от греч. ethnos - племя, народ и лат. centrum - центр круга) - англ. ethnocentrism; нем. Ethnozentrismus. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона.

  13. Источник: Энциклопедия социологии



  14. Словарь социолингвистических терминов

    Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать системы взглядов других народов, их нравы и обычаи сквозь призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности, которая тем самым выступает в качестве некоего эталона или оптимума.

  15. Источник: Словарь социолингвистических терминов



  16. Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать системы взглядов других народов, их нравы, обычаи сквозь призму традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса, который в этом случае выступает в качестве эталона или оптимизма.

  17. Источник: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник



  18. Социологический словарь

    (ETHNOCENTRISM) Термин, введенный в употребление У.Г. Самнером (Sumner, 1906). Он используется для обозначения установок, основанных на предубеждении, которые существуют в отношениях между теми, кто является, и теми, кто не является членами некоторой социальной группы. Посредством таких установок проводится четкое различие между «нашими» установками, обычаями и поведением, которые некритически рассматриваются как нечто безусловно высшее, и «их» социальными характеристиками. Термин «этноцентризм» используется также при критике социологов и антропологов, которые привносят (часто непреднамеренно) в свои исследования узкие, ограниченные допущения, характерные для их собственного общества. См. также: Культурный релятивизм; Понимание иных систем убеждений; Предубеждение.

  19. Источник: Социологический словарь



  20. Российская социологическая энциклопедия

    - система взглядов, в к-рых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнич. общности. Э. в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы - они", к-рое лежит в основе этнич. идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое, и в конечном счете обусловлен этнокультурной апперцепцией, т. е. спецификой всего процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и т. д. В более широких соц. группах Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и обществ. воспитания на родном языке, под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации и т. д. На этом уровне Э. нередко смыкается с идеологией национальной (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к др. этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением интернационализма. Лит.: Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

  21. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  22. Толковый словарь по социологии

    (от греч. ethnos - племя, народ и лат. centrum - центр круга) - англ. ethnocentrism; нем. Ethnozentrismus. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона.

  23. Источник: Толковый словарь по социологии



  24. Социология: Энциклопедия

    (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона.

    Термин "Э." был впервые предложен в 1906 У. Самнером в работе "Народные обычаи" ("Folkways"). Анализируя особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что Э., проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение к чужим группам, что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал Э. как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма. Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, Э. является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты, выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории Э. по Самнеру. Эмпирические данные показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение понятия "Э." значительно изменилось. Э. все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный Э.", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру. Проявление Э. может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтнических отношений, с социальными условиями межэтнического взаимодействия, а также с результативностью последнего (его успешностью или неуспешностью). В условиях этнополитического конфликта воинственный Э. может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческого и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничтожения. Возникновению Э., с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы, как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов сплочения этноса, Э. зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической мобилизации и консолидации.

    Л.И. Науменко

  25. Источник: Социология: Энциклопедия



  26. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

    ЭТНОЦЕНТРИЗМ
    ЭТНОЦЕНТРИЗМ (от греч. ethnos - племя - народ и центр) (в социологии, в этнографии), склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  29. Источник: