совокупность всех парусов данного судна. Центром П. называется центр тяжести площади парусов данного судна, в том предположении, что все они обрасоплены (повернуты) в диаметральной плоскости; эта же точка представляет собой и центр давления ветра на паруса, при том же условии. Силу давления ветра на паруса можно, разложить на две слагающие (фиг.): одну, a, движущую судно вперед, и другую, b, стремящуюся произвести боковое перемещение судна, называемое дрейфом.
А — плоскость паруса; Р — давление ветра на парус; s — курс судна; t — направление ветра; a и b — см. в тексте.
Так как центр бокового сопротивления судна находится гораздо ниже центра давления ветра, то обе эти силы (давление ветра и боковое сопротивление воды судну) образуют пару сил, кренящую судно, последним обстоятельством обусловливается главным образом определение величины площади судна. При определении величины П. на судне принимаются в расчет лишь главные паруса, т. е. те, которые судно может носить безопасно в свежий ветер (5— 6 баллов по Бофорту, см. Ветер); давление подобного ветра на 1 кв. фут равно приблизительно одному английскому фунту. Главные паруса суть следующие: у фрегата — кливер, фок, грот, бизань, марсели и брамсели. У барка — как у фрегата, за исключением прямых парусов на бизань мачте. У брига — те же, что и у фрегата, за исключением всех парусов бизань-мачты. У шхуны — кливер, фока-стаксель, фок и грот (и фор марсель, если он имеется). У тендера — кливер, фок и грот. От положения центра П. зависит рыскливость или увальчивость парусного судна. Рыскливость получается, когда центр П. находится слишком много позади центра бокового сопротивления, почему образуется пара сил, стремящаяся повернуть судно носом против ветра; увальчивость — когда центр П. находится слишком впереди центра бокового сопротивления, почему судно стремится стать носом по ветру. Для наилучшего управления судном паруса должны быть расположены так, чтобы избежать оба эти порока; впрочем, небольшая рыскливость всегда почти бывает на парусных судах, особенно небольших, для облегчения поворотов. Проектирование П., как движущей силы судна, представляет значительные трудности, так как невозможно точно определить давление ветра, изменяющееся от степени брасопки [Брасопить паруса — значит действовать брасами (см. Паруса) для того, чтобы поворачивать рея.] парусов, которые, кроме того, не представляют из себя плоскости; да и сам ветер бывает слишком изменчив в силе и направлении. Поэтому о величине и, следовательно, о выгодности П. судят лишь относительно, по сравнению площади ее с водоизмещением, с площадью погруженной части мидельшпангоута, с площадью грузовой ватерлинии и т. д., напр.:
отношение
площадь П (кв. футы)/водоизмещение (тонны) = от 4,5 до 8 на существующих судах;
площадь П./площадь мидельшпангоута = от 25 до 45;
площадь П./площадь грузовой ватерлинии = " 2 " 4 и т. д.
Об уменьшении площади П. на судне сообразно с силой ветра можно судить по следующей таблице, показывающей какие паруса может носить фрегат, идущий в бейдевинде (см. Практика морская):
I — Баллы по Бофорту.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Названия ветра по отношению к постановке парусов | I ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Штиль — полное безветрие | 0 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Маловетрие | 1 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| " | 2 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Бом-брамсельный тихий | 3 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| " ровный | 4 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Брамсельный | 5 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Марсельный (марсели в один риф, с оставлением брамселей; кливер) | 6 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Риф-марсельный (марсели в два рифа; фор-стеньга-стаксель) | 7 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Унтер-зейль (марсели в три рифа) | 8 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Полушторм — марсели в четыре рифа, бизань и фок стаксель | 9 ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Шторм — один зарифленный *) грот-марсель, бизань зарифленная, фок зарифленный | 10 || и фок-стаксель | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Ураган — штормовые триселя, фок-стаксель и бизань. При очень сильном урагане, | || чтобы удержать судно в курсе, стараются удержать хотя два штормовые паруса — | 11 || на носу | ||-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| и на корме | 12 |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------[Зарифленный или глухо зарифленный парус — парус, на котором взяты все рифы]
См. Паруса, Парусные суда, Практика морская. Подробности о П. см. Уайт, " Руководство к кораблестроению" (пер. с англ., СПб., 1885); Е. Березин, "Морская практика" (СПб., 1880).
Р. Л—н.
-и, ж.
1. мор.
Общая площадь парусов данного судна.
Предельная парусность судна. Уменьшить парусность.
2. спец.
Величина поверхности, которая подвергается действию ветра.
Я еще крепче
стянул палатку. Теперь она совсем сплющилась, площадь парусности ее стала ничтожной. Уверенность в устойчивости нашего убежища укрепилась. Ушаков, По нехоженой земле.
ПА́РУСНОСТЬ, парусности, мн. нет, жен. Совокупность всех парусов судна (мор.).
|| Площадь поверхности, на которую действует ветер (спец.). Парусность мельничных крыльев.
ж.
1.
Совокупность всех парусов судна.
2.
Величина поверхности, на которую действует ветер.
мор. windage
(судна) windage
ж. мор.
velamen m, velaje m
способность зерна, находящегося в воздушном потоке, сопротивляться воздушной струе. Сила сопротивления определяется площадью проекции контуров зерна в данном его положении на плоскость, перпендикулярную струе воздуха, силой трения воздуха по поверхности зерна и формой зерна. Признаком, на основании к-рого ведется процесс разделения зерна в зерноочистительных машинах, работающих ветром, служит удельная П. Под удельной П. следует понимать отношение двух величин: П. и массы. Масса же есть вес объемной единицы зерна (или примеси), выраженной в граммах. Т. обр. удельная П. = П., деленной на массу. Ввиду того что семена зерновых культур имеют продолговато-круглую форму, П. их может изменяться в зависимости от положения зерна, в каком оно попадает в воздушный поток. Так напр. при нахождении оси зерна в воздушном потоке перпендикулярно к потоку зерно может иметь П., в несколько раз меньшую, чем тогда, когда оно находится в положении, параллельном этому потоку. В связи с этим удельная П. может колебаться в известных пределах.
ПА́РУСНОСТЬ -и; ж. Спец.
1. Общая площадь парусов данного судна. Предельная п. судна. Уменьшить п. Система парусности.
2. Величина поверхности, которая подвергается действию ветра. П. мельничных крыльев. П. парового судна. Бабочки обладают значительной парусностью. Менять п. Площадь парусности.
судна - 1) площадь проекции надводной части судна на диаметральную плоскость судна. 2) Общая площадь всех парусов, входящих в состав парусного вооружения судна.
(судна) windage
ж.
velatura f
техн.
вітри́льність, -ності
- парусность судна
техн.
вітри́льність, -ності
- парусность судна