Толковый словарь Ожегова

    РЕСПОНДЕ́НТ, -а, муж. (офиц.). Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью.

    | прил. респондентский, -ая, -ое.

  1. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Тот, кто дает ответы на задаваемые вопросы при проведении выборочного опроса по какой-либо проблеме (в социологии).

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Психологический словарь

    Респондент (лат. responsare - отвечать) - обследуемый с помощью анкетного опроса - человек.

  5. Источник: Психологический словарь



  6. Сексологическая энциклопедия

    лицо, отвечающее на вопросы анкеты.

  7. Источник: Сексологическая энциклопедия



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    сущ. respondentrespondent

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    intervistato

  11. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  12. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    受访者

  13. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  14. Энциклопедический словарь

    РЕСПОНДЕ́НТ -а; м. Тот, кто даёт ответы на социологическую анкету или при опросе населения с целью выяснения общественного мнения.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Энциклопедия социологии

    (от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

  17. Источник: Энциклопедия социологии



  18. Социологический справочник

    лат. responder-отвечать, осведомлять)лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления (например, при заполнении дневника телезрителя или в связи с изучением бюджета семьи, досуговой деятельности и т. п.).

    Типологизация Р. может иметь несколько оснований, каждое из которых влияет на качество собранных данных и потому должно быть учтено при подготовке программ исследования, его инструментария. Основными из них являются: 1. Компетентность: а) Р. знает предмет и задачи исследования; б) осведомленное о предмете изучения лицо, не знакомое с задачами исследования (симптоматический опрос Р.); в) при массовом опросе предмет исследования достаточно широко трактуется для его понимания и экспертом, и неспециалистом. В последнем случае нередко возникает необходимость проектировать в опросном листе вопросы-фильтры для того, чтобы в процессе опроса та или иная категория Р. не отвечала на вопросы по не относящейся к ним проблеме, например, холостяки о проблемах воспитания детей или пенсионеры о проблемах современных трудовых коллективов. 2. Заинтересованность или неприязнь к результатам исследования. Этот признак Р. может оказать решающее влияние на качество результатов исследования, и потому требуется набор контрольных вопросов, разбросанных по разным частям анкеты, для измерения указанного показателя.

    При проведении пилотажного исследования, давшего представление о возможном интервале интенсивности проявления рассматриваемого признака в выборке, можно априори намети гь типологию Р. в данном исследовании и для каждого из них определить меру доверия ответов по тем вопросам, которые затрагивают проблемы их дальнейшей жизни, карьеры, судьбы детей или внуков, престижа и т. п.

  19. Источник: Социологический справочник



  20. Российская социологическая энциклопедия

    (от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность его конечного рез-та. Ролевая позиция Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность. Т. обр., инициатива участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур (методика отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование "перевода" программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки. Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность, информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации (воспитание, обучение, деятельность средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера или анкетера, от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах беседы с незнакомым человеком, о возможном языке и психологич. стиле опроса, о нормах формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население; дети, молодежь и пенсионеры; отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память, воображение, темперамент, искренность, конформизм и др. Эта группа характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983.О.М. Маслова.

  21. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  22. Социология: словарь

    тот, кого опрашивает социолог.

  23. Источник: Социология: словарь



  24. Толковый словарь по социологии

    (от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

  25. Источник: Толковый словарь по социологии



  26. Социология: Энциклопедия

    (англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный.

    Взаимодействие анкетера или интервьюера с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера (человека, который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.).

    Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ таких проблем, как статус и роль Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных.

    В.А. Балцевич

  27. Источник: Социология: Энциклопедия



  28. Словарь бизнес-терминов

  29. Источник: