Большая Советская энциклопедия

    I

    Эрмита́ж (франц. ermitage — жилище отшельника, уединённый уголок, от ermite — отшельник)

    название многих загородных вилл, парковых павильонов и т. д. (например, Э. в Екатерининском парке в г. Пушкине, 1743—54, архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др.). Э. были названы в середине 18 в. залы Зимнего дворца в Петербурге, где размещались художественные коллекции и куда допускались лишь избранные лица. Позже название перешло на выстроенные рядом с дворцом музейные здания и на сам музей в Ленинграде (см. Эрмитаж Государственный).

    II

    Эрмита́ж

    Государственный — художественный и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754—62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764—67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771—87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783—87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839—52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от французского ermitage — место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Э. происходило и в 19 в., когда в Э. стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Э. играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 значительная часть коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).

    Лит.: Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911; Эрмитаж за 200 лет (1764—1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. — М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.

    Б. Б. Пиотровский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    муж., франц. (келья, жилье отшельника) основанное Екатериной II собранье редкостей и драгоценностей, при дворце. В Москве есть сад Эрмитаж.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    собрание редкостей и драгоценностей. Основан при дворце Екатериною II (намек на эрмитаж - келью, скит отшельника). Некоторые предприниматели избрали это слово для названия своего ресторана

    Ср. Разговор происходил за завтраком в "Эрмитаже", где Куропаткин и Крысинский встретились случайно.

    А.А. Соколов. Тайна. 21.

    Ср. Ermitage (erémite, пустынник) — скит.

    Ср. Ermite (фр.), eremita (лат.) пустынник — отшельник, еремит.

    Ср. ερημία — уединение.

  5. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Название художественного и культурно-исторического музея в Санкт-Петербурге.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от французского ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры 8 - 19 вв. Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754 - 62, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764 - 67, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771 - 87, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839 - 1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783 - 87, архитектор Дж. Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Эрмита́ж название собрания произведений искусств, основанного в 1765 г. при Екатерине II. От франц. ermitage "приют отшельника", производное от ermite "отшельник, пустынник", лат. eremita из греч. ἐρημίτης – то же, ἔρημος "пустынный", ἐρημία "пустыня".

  11. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    эрмита́ж "дорогой сорт франц. вина", уже в 1724 г., Уст. морск.; см. Смирнов 350; это название происходит от места производства – славящейся вином местности во Франции – Ermitage, в департаменте Дром, на сев.-востоке страны. Этимологически тождественно предыдущему.

  13. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    hermitage

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. the Hermitage

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Er(e)mitage f

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    эрмитаж м Er(e)mitage ( - Z q ] f c

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Энциклопедический словарь

    Эрмита́ж

    в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII—XIX вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—67, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771—87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783—87, архитектор Дж. Кваренги) — выдающийся архитектурный ансамбль.

    * * *

    ЭРМИТАЖ

    ЭРМИТА́Ж в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8—19 веков. Реставрационный отдел.

    Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—1762, архитектор В. В. Растрелли(см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич)), Малый Эрмитаж (1764—1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот(см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель)), Старый Эрмитаж (1771—1787, архитектор Ю. М. Фельтен(см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич)), Новый Эрмитаж (1839—1852, архитектор Л. фон Кленце(см. КЛЕНЦЕ Лео фон)), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Джиакомо Кваренги(см. КВАРЕНГИ Джакомо) ) — выдающийся архитектурный ансамбль. В 1754 императрица Елизавета Петровна(см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Ф. Б. Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III(см. ПЕТР III Федорович). Екатерина II(см. ЕКАТЕРИНА II) потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой — стилем классицизм(см. КЛАССИЦИЗМ). Осенью 1763 Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.

    По заказу императрицы были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, — сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.

    Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается. В 1764 была куплена коллекция, собранная берлинским купцом И. Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II(см. ФРИДРИХ II Великий). Собрания насчитывали 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, наряду с несколькими произведениями итальянских художников 17 в. Среди лучших в коллекции — «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Ф. Халса(см. ХАЛС Франс) и «Гуляки» Я. Стена(см. СТЕН Ян).

    В 1765—66 гг. по желанию императрицы, рядом с парадной резиденцией — Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел 2-этажный корпус. Черты уходящего барокко(см. БАРОККО) и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания. Позже, в 1767—69 гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Созданный в конце 18 в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

    Летом 1769 в Петербург прибыла купленная у наследников коллекция Г. Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ. Среди шедевров коллекции — полотна Рембрандта(см. РЕМБРАНДТ) «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса(см. РУБЕНС Питер Пауль) «Персей и Андромеда», работы Пуссена(см. ПУССЕН Никола) «Снятие с креста» и Ватто(см. ВАТТО Антуан) «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля(см. РЕЙСДАЛ Якоб ван). С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу коллекционера итальянским художником Беллотто(см. БЕЛЛОТТО Бернардо). Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо(см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745.

    В 1771—87 гг. по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем было построено здание, превосходящее его своими размерами и получившее имя «Большого Эрмитажа». Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном 3-этажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. В 1792.Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля — близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку — с театром. В 1772 в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за 2 года до этого А. Кроза. Коллекция обогатила музей такими шедеврами как «Святое семейство» Рафаэля(см. РАФАЭЛЬ САНТИ), «Юдифь» Джорджоне(см. ДЖОРДЖОНЕ), «Даная» Тициана(см. ТИЦИАН), «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе(см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло). Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк(см. ВАН ДЕЙК Антонис) был представлен 6 портретами, в том числе автопортретом. Помимо картин итальянской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров 17—18 вв.: Ленена(см. ЛЕНЕН), Пуссена, Миньяра, Ларжильера(см. ЛАРЖИЛЬЕР Никола), Ватто(см. ВАТТО Антуан), Ланкре(см. ЛАНКРЕ Никола), Шардена(см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон).

    Приобретение в 1779 в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи 17 в. — с ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница Вулкана», Г. Рени(см. РЕНИ Гвидо) «Спор отцов церкви», С. Розы(см. РОЗА Сальваторе) «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор».Исключительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая за единичными исключениями приняла с этого момента свой нынешний облик. Тогда поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка(см. ВАН ДЕЙК Антонис) — «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса(см. СНЕЙДЕРС Франс). В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ — «Святое семейство» и «Моисей иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо(см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. В 1781 была приобретена коллекция графа Бодуэна, насчитывавшая 119 картин преимущественно голландской и фламандской школ. Она включала 9 картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет Иеремиаса де Деккера», «Девушка примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде(см. ОСТАДЕ), Рейсдала, Тенирса Младшего(см. ТЕНИРС Давид).

    В 1787 было завершено строительство Эрмитажного театра по проекту архитектора Дж. Кваренги(см. КВАРЕНГИ Джакомо). Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца 18 в. По его же проекту был создан к 1795 Большой тронный (Георгиевский) зал, уничтоженный пожаром в 1837.

    Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» А. дель Сарто(см. АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО), две одноименные картины — «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена(см. ЛОРРЕН Клод), посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха(см. ТЕРБОРХ Герард), «Завтрак» Метсю(см. МЕТСЮ Габриель), «Ферма Поттера». Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы(см. КАНОВА Антонио): «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».

    В 1826 по проекту К. Росси(см. РОССИ Карл Иванович) была создана галерея 1812 года. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов — героев Отечественной войны 1812 года. К 1833 были закончены Фельдмаршальский и Петровский залы по проекту О. Монферрана(см. МОНФЕРРАН Август Августович). Вечером 17 декабря 1837 в Зимнем дворце произошел сильный пожар, приведший из-за конструктивных ошибок архитектора Монферрана к трагическим последствиям. Небывалый пожар полностью уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Почти сразу после пожара начались восстановительные работы, порученные архитектору В. П. Стасову(см. СТАСОВ Василий Петрович). К 1841 большая часть Эрмитажа была восстановлена в прежнем виде.

    В 1850 в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце 16 в. умер Тициан(см. ТИЦИАН). Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были 3 картины великого венецианца: «Даная» и «Портрет молодой женщины» (коллекция Кроза, 1772), «Бегство в Египет» (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще 5 работ, среди которых шедевры — «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

    В 1842—51 гг. был возведен в историческом стиле Новый Эрмитаж. Для его строительства Николай I(см. НИКОЛАЙ I Павлович) пригласил немецкого зодчего Л. фон Кленце(см. КЛЕНЦЕ Лео фон), стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Л. фон Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.

    В 1858 было завершено оформление Павильонного зала по проекту А. И. Штакеншнейдера(см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович), а в 1860 им же были созданы парадные интерьеры Большого Эрмитажа. Приобретенное в 1861 собрание маркиза Кампана обогатило античные коллекции Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, вышедшие из мастерской Рафаэля. В 1864 граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Выехавший на место С. А. Гедеонов(см. ГЕДЕОНОВ Степан Александрович), директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи 4 картины. Самой ценной среди них была «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи(см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), называющаяся с тех пор: «Мадонна Литта». В 1870 у графа Конестабиле была куплена «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.

    В 1884 была приобретена коллекция русского дипломата А. Базилевского. В ней были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости 13—14 вв., рейнские и лиможские эмали(см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ) 12—16 вв., венецианское(см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) и немецкое стекло, итальянская майолика(см. МАЙОЛИКА), французские и испано-мавританские фаянсы. Покупку этого собрания можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории. В 1885 в Эрмитаж была передана коллекция Арсенала из Царского Села — богатейшая коллекция доспехов и оружия, возникшая в первой четверти 19 в.

    В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи. Первая мировая война прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.

    В марте 1917 после Февральской революции на общем собрании сотрудников Эрмитажа было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но публику временно не пускать. 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский(см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В 1919 открылись первые выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. 11 января 1920 был открыт Музей Октябрьской революции, созданный в Зимнем дворце по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 года. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1922 в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея — прекрасное собрание европейской живописи, созданное поколениями семьи Безбородко и переданное в 1862 по завещанию ее владельца Н. А. Безбородко в Академию художеств. Таким образом, с поступлением этой коллекции, в которой были полотна таких крупных художников, как Делакруа(см. ДЕЛАКРУА Эжен), Руссо(см. РУССО Анри (Таможенник)), Дюпре(см. ДЮПРЕ Жюль), Диаз(см. ДИАЗ Нарсис Виржиль), Декан(см. ДЕКАН Александр Габриель), Коро(см. КОРО Камиль), Тройон(см. ТРУАЙОН Констан), Милле(см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) была заполнена лакуна — отсутствие европейской живописи 19 в. Постепенно в Эрмитаж перешла первоклассная коллекция европейского и восточного прикладного искусства из Училища технического рисования А. Штиглица.

    1930-е гг. были тяжелым периодом в истории Картинной галереи. Эрмитаж стал главным источником добычи денег для обеспечения общей государственной политики и влияния за счет продажи памятников искусства. Неоправданные ни с экономической, ни с политической точки зрения распродажи художественных ценностей в 1928—33 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Из Эрмитажа изымали вещи для отправки на европейские аукционы: в антиквариат было выделено 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения; и лишь некоторые из них, не найдя покупателя, возвращались обратно, но 48 знаменитых шедевра навсегда покинули стены музея. Начиная с 1932, чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также провинциальные города России.

    С началом Великой Отечественной войны более 1 млн. произведений искусства были эвакуированы в Свердловск. 8 ноября 1945 восстановленные залы музея были вновь открыты для публики, однако реставрация Эрмитажа, в который попало около 20 снарядов, продолжалась еще долгие годы.

    Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 316 картин из закрытого еще до войны в Москве Музея нового западноевропейского искусства. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В основном это были вещи из собраний двух великих московских коллекционеров — С. Щукина(см. ЩУКИН Сергей Иванович) и И. Морозова(см. МОРОЗОВ Иван Абрамович). В Эрмитаж поступили первоклассные по качеству картины западноевропейских художников конца 19 — начала 20 в.: К. Моне(см. МОНЕ Клод), О. Ренуара(см. РЕНУАР Огюст), П. Сезанна(см. СЕЗАНН Поль), П. Гогена(см. ГОГЕН Поль), А. Марке(см. МАРКЕ Альберт), П. Боннара(см. БОННАР Пьер), А. Матисса(см. МАТИСС Анри), П. Пикассо(см. ПИКАССО Пабло). При разделе коллекций московского музея директор Эрмитажа И. А. Орбели(см. ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович) отобрал полотна, игравшие основополагающую роль в истории искусства 20 в.: «Красную комнату», «Танец», «Музыку», «Семейный портрет» Матисса; «Две сестры», «Танец с покрывалами», «Три женщины» Пикассо; триптих Боннара «У Средиземного моря».

    В настоящее время в Эрмитаже представлены:

    1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц хранения и являющаяся одной из первоклассных и крупнейших в России.

    2. Коллекция античных древностей, насчитывающая свыше 106 тыс. памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья.

    3. Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире (коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени, в собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы).

    4. Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тыс. предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дающая исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего Средневековья до начала 20 в. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.

    5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока. Среди них произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.

    6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России.

    7. Нумизматическая коллекция. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 тыс.), восточные (свыше 220 тыс.), русские (около 300 тыс.) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 тыс.), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 тыс.) и разнообразные сфрагистические материалы.

    8. Галерея драгоценностей, состоящее из двух разделов: первая экспозиция «Золотая кладовая (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около 1,5 тыс. золотых изделий (c 7 в. до н. э. по 19 в.),основная идея второй экспозиции — «Бриллиантовой кладовой» — заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от 3 тысячелетия до н. э. до начала 20 столетия.

    Среди других экспозиций, следует выделить: дворец Петра I, дворец Меншикова, Главный штаб, музей Ломоносовского фарфорового завода, экспозицию Эрмитажа в Константиновском дворце.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Советская историческая энциклопедия

    крупнейший музей истории культуры в Ленинграде. В 1764 имп. Екатерина II купила в Германии коллекцию картин, к-рая была размещена в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся "Э." (от франц. ermitage - место пребывания отшельника, место уединения). Благодаря покупкам в Зап. Европе крупных частных коллекций картин дворцовое собрание живописи быстро росло и в кон. 18 в. стало одной из лучших картинных галерей мира. По мере роста коллекций Э. стал занимать пристроенные к Зимнему дворцу здания: "Малый Э." (1764-67, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот) и "Старый Э." (1775-84, арх. Ю. М. Фельтон). В 1839-52 был построен "Новый Э." (по проекту арх. Л. Кленце, оформление залов выполнялось под рук. В. П. Стасова и H. E. Ефимова, портик с атлантами - скульптора А. И. Теребенева).

    Несмотря на то что с 1852 Э. стал именоваться "Публичным музеумом", выдача билетов для его посещения производилась придворной конторой. Лишь с 60-х гг. 19 в. Э. стал шире открывать свои двери для посетителей. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 Э. имел ок. 50 экспозиц. залов и за год его посещало ок. 180 тыс. чел. Несмотря на противодействие дирекции Э., в музее стали появляться экскурсии рабочих, организованные профсоюзными объединениями по призыву большевистской газеты "Правда".

    После Великой Окт. социалистич. революции в жизни Э. произошел решительный перелом: он стал подлинно нар. музеем, в основу экспозиции был положен исторический принцип, была организована научная и научно-просветительная работа. Э. стал крупнейшим центром изучения мировой культуры и искусства.

    Э. имеет 6 науч. отделов: 1) Отдел истории первобытной культуры, организованный в 1936 (мат-лы преим. с терр. СССР; особую ценность представляют коллекции памятников скифского иск-ва), 2) Отдел античного мира (памятники древних Греции и Рима, мат-лы из раскопок антич. колоний Сев. Причерноморья), 3) Отдел истории и культуры стран Востока, организованный в 1920 (культура Др. Востока и памятники ср.-век. периода: с территорий, входящих в СССР, - Кавказ, Средняя Азия; зарубежных стран - Турция, Иран, Индия, Китай, Япония), 4) Отдел зап.-европ. иск-ва, состоящий из картинной галереи и отделений скульптуры, графики и прикладного иск-ва. Особой славой пользуется в Э. собрание картин итал., флам., голл. и франц. иск-ва, в частности произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Матисса, Пикассо и др., 5) Отдел истории рус. культуры 7-19 вв., организованный в 1941 (культура славян и др.-рус. города, Моск. Русь, эпоха Петра I, рус. культура 18-19 вв.), 6) Отдел нумизматики (коллекции монет, орденов и медалей разных времен и народов). В экспозицию Э. входят такие парадные залы Зимнего дворца, как Галерея Отечеств. войны 1812, малый и большой тронные залы, а также помещения, связанные с революц. событиями, в частности со штурмом Зимнего дворца и арестом бурж. Врем. пр-ва (Октябрьская лестница, Малахитовый зал, Малая столовая).

    Э. имеет ок. 360 экспозиц. залов. В 1974 его посетило ок. 3,5 млн. чел. Для целей науч. пропаганды знаний по истории культуры и иск-ва создан науч.-просветительный отдел. Кроме большой экскурсионной работы, Э. проводит циклы лекций, как в лектории музея, так и за пределами Ленинграда, организует передвижные выставки по Сов. Союзу. При Э. имеются Ун-т иск-ва, курсы для молодежи и школьные кружки.

    Большое значение в жизни Э. имеют врем. выставки, устраиваемые по принципу обмена выставками с крупнейшими музеями мира (Дрезденская галерея и др. музеи всех социалистич. стран, музеи Франции, Великобритании, США, Италии, Японии, Египта, Ирака, Мексики и др.). Они знакомят посетителей Э. с шедеврами мировой культуры, с иск-вом стран социализма, а также с прогрессивным иск-вом других стран.

    Э. располагает большой науч. библиотекой по истории иск-в, крупными реставрац. мастерскими, разрабатывающими новые методы консервации и реставрации музейных предметов, издает "Сообщения Гос. Эрмитажа" (с 1940), "Труды Гос. Эрмитажа" (с 1956), проводит науч. конференции. В Э. проходили междунар. симпозиумы по реставрац. работам (1963) и по просветительной работе (1968), созываемые по решению Междунар. совета музеев. Коллекции Э. постоянно пополняются путем закупок экспонатов и поступления от археологич. экспедиций Э. и АН СССР. Э. ведет совместные работы со многими АН союзных республик.

    В 1964 в связи с 200-летием музея Э. был награжден орденом Ленина.

    Лит.: Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.-М., 1966; Персианова О. М., Государственный Эрмитаж. Путеводитель, (Л., 1968); Воронихина А. Н. и Соколова Т. М., Эрмитаж. Здания и залы музея, 2 изд., Л., 1968.

    Б. Б. Пиотровский. Ленинград.

  25. Источник: Советская историческая энциклопедия



  26. Екатеринбург (энциклопедия)

  27. Источник:



  28. Толковый словарь Даля

  29. Источник: