(франц. prestige, первоначальное значение — обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств)
авторитет, уважение, доверие.
ПРЕСТИ́Ж, -а, муж. (книжн.). Влияние, уважение, к-рым пользуется кто-что-н. Охранять, поддерживать, ронять свой п. Социальный п. (значимость, приписываемая в общественном сознании тому или иному роду деятельности).
| прил. престижный, -ая, -ое.
-а, м.
Авторитет, влияние, которым пользуется кто-, что-л.
Поднять престиж. Поддержание престижа.
□
Урядник был в простом нагольном полушубке, и это, очевидно, роняло престиж его власти. Короленко, История моего современника.
Сурово вытянувшееся и как бы удлинившееся лицо его выражало железную решимость человека, который идет на все во имя престижа. Грибачев, Бронзовая безделушка.
[франц. prestige]
обаяние, обольщение, влияние
Ср. Во всем его существе чувствовалось радостное довольство человека, переживающего медовый месяц своего нового положения и которого еще тешит и престиж власти и игра в начальники.
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 1.
Ср. Он стал употреблять меры понуждения в виде толчков и затрещин, а я положил пустить свое заступничество... всячески охраняя самолюбивый престиж распорядителя.
Лесков. Продукт природы. 4.
Ср. Старшим кадетам была известна вся тайна призрака... это давало старшим большой престиж, и те им пользовались...
Лесков. Привидение в Инженерн. замке. 2.
Ср. Prestige, обаяние.
Ср. Praestigium — обман чувства, обольщение.
Ср. στίζειν, колю, клеймлю.
См. медовый месяц.
См. играть в великодушие.
ПРЕСТИ́Ж, престижа, мн. нет, муж. (франц. prestige) (книжн.). Принадлежащий кому-чему-нибудь авторитет, влияние. Престиж власти. Охранять свой престиж. Для поддержания престижа.
м.
Авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо.
ПРЕСТИЖ (франц. prestige - первоначально - обаяние, очарование), авторитет, влияние.
ПРЕСТИЖ (французское prestige, первоначально - обаяние, очарование), значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям. Тесно переплетается с авторитетом, уважением, влиянием.
прести́ж род. п. -а. Из франц. prestige – то же, также "обман", от лат. praestīgium "обман, заблуждение" (Гамильшег, ЕW 717).
муж. prestige поднимать престиж потеря престижам. prestige;
поднять ~ raise prestige;
ронять ~ lose* prestige;
~ный prestige attr.;
of prestige после сущ.;
~ная цена эк. class price.
престиж м Ansehen n 1, Prestige ( p r E s '' t i: Z ( q ) ] n 1
престижBlendwerk
м
Ansehen n, Prestige n
м.
prestige m
м. книжн.
prestigio m
м.
prestigio
поднять престиж — elevare il prestigio
ронять престиж — ledere [intaccare] il prestigio
声望, 威信
социальный (франц. prestige, первонач.— обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и т. п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. Носителем П. с. в конечном счёте выступает личность. Объективной основой признания привлекательности или значимости социального качества является реальный вклад в удовлетворение той или иной обществ. потребности, но в обществ. мнении оценка этого вклада опосредствуется социально-психологическими факторами и может подвергаться искажениям.
До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому),— необычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем метафорически применялось к деятелям литературы и искусства. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и др. лидеров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение моды и т. п. явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с обладателем П., и это часто заставляет стремиться к престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д. Неофрейдизм исходит из того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нём под-сознат. неуверенности в собств. ценности и безопасности, тем сильнее, как контр-баланс, проявление стремления к П. По мнению Мида, поскольку другие — это «зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности — уважение к себе, гарантированное уважением других людей.
Марксистская социология исходит из того, что основы П. определяются системой обществ. отношений, а господствующая в обществе система ценностей предопределяет критерии оценивания и обусловливает высоту П.
Динамику П. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора. Однако П. поддаётся эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т. п. Изменение П. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению П. в его интересах.
Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий, насел. пунктов и т. д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодёжи, отношение рабочих к труду и социальную мобильность. Изучение П.— необходимое условие социального прогнозирования и воздействия на динамику П. в интересах общества.
Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М-,1966; Здравомыслов А. Г. и Ядов В. А., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М.,1966; Человек и общество. Сб. [Л.),1967; Рубинов А. 3., Лестница П., М.,1976; Черноволенко В. Ф., Осеовский В. Л.,?аниотто В. И., П. профессий и проблемы социально-профессион. ориентации молодежи (опыт социологич. исследования), К.,1979; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe,1957; Packard V., The status seekers, N. Y., [1959].
ПРЕСТИ́Ж -а; м. [франц. prestige] Авторитет, влияние, которым пользуется кто-, что-л. Иметь п. Поднять п. гуманитарных наук. Поддержание престижа отечественного спорта. Подорвать п. издательства. Социальный п. (значимость, приписываемая в обществе тому или иному роду деятельности).
* * *
прести́ж(франц. prestige, первоначально — обаяние, очарование), особая значимость, уважение, влияние. Престиж социальный — привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии, психологическим и физическим качествам), а также социальным группам, институтам, организациям.
* * *
ПРЕСТИЖПРЕСТИ́Ж (франц. prestige, первоначально — обаяние, очарование), авторитет, влияние.
(от лат. praestigium - иллюзия, очарование) - англ. prestige; нем. Prestige. Авторитет, влияние, уважение.
(PRESTIGE) В области исследований профессионального неравенства в США традиционным, восходящим, по крайней мере, к 1920-м гг., является взгляд, согласно которому статус или «репутация» («honour») различных групп представляет собой важное измерение социальной стратификации. Среди ранних исследований на эту тему выделяется работа Л. Уорнера «Социальный класс в Америке» (Warner, 1949). В рамках этой традиции считается, что профессиональный престиж (occupational prestige) определяется системой ценностей в обществе и ощущаемой функциональной значимостью различных профессий. Измерение престижа профессий осуществляется с помощью шкал престижа, формируемых посредством опроса, в ходе которого люди выстраивают профессии в соответствии с их социальной значимостью или привлекательностью (мнения респондентов обобщались посредством выведения средних величин). Оценки профессий оказываются удивительно устойчивыми при использовании различных процедур измерения; значительное сходство наблюдается также в оценках относительного престижа профессий, даваемых членами различных обществ. Понятие престижа отличается все же некоторой неопределенностью. В рамках европейской социологической традиции М. Вебер рассматривал статус как социальную репутацию и отличное от класса измерение (dimension) социальной стратификации. Классовое неравенство, согласно Веберу, основано на неравном доступе к материальным вознаграждениям и различных жизненных шансах. Несмотря на знакомство с веберовскими работами, представители американской социологической традиции объединяли сразу несколько измерений профессионального неравенства: доход, власть, уровень образования, а также социальную репутацию. Валидность шкал престижа также подвергалась сомнению в связи с тем, что: (1) не всегда ясно, является ли то, о чем, сообщают респонденты в ходе обследований установок, реальным или желательным соотношением престижа различных профессий; (2) различные респонденты отличаются различным знанием профессиональной структуры; (3) установки респондентов значительно варьируются, и эти различия пропадают при вычислении среднего и сведении ответов в единую шкалу престижа. См. также: Высший класс; Позиционные товары; Статуса противоречивость. Лит.: Trieman (1977)
- авторитет, влияние, уважение.
(репутация) - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
(от лат. praestigium - иллюзия, очарование) - англ. prestige; нем. Prestige. Авторитет, влияние, уважение.