Словарь Брокгауза и Ефрона

    национальный испанский танец. У многих древних народов были танцы одного типа с Ф. В Испанию Ф. проник, вероятно, из Африки: в па и позах Ф. весьма много общего с танцами негров. Кроме Испании, Ф. распространен в Малой Азии, в Грузии и в Кашмире. Ф. танцуется всегда под аккомпанемент кастаньет, иногда тамбурина и реже — гитары. Ф. исполняется парою танцоров — мужчиною и женщиною; вначале танец идет медленно, затем делается все живее и живее, превращаясь, наконец, в пляску, полную огня и страсти. Музыка его мягкого и довольно грустного характера, в 6/8, чаще в 3/4, в миноре. Форма коленный склад, имеет среднюю часть — трио.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (исп. fandango)

    испанский народный танец, сопровождаемый пением. Распространён в Кастилии и Андалусии. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Исполняется парами под аккомпанемент гитары и кастаньет. С конца 18 в. стал вводиться в балетные спектакли. Музыкальные обработки имеются у Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Малый академический словарь

    нескл., ср.

    Испанский народный танец, сопровождаемый пением и исполняемый под аккомпанемент гитары и кастаньет, а также музыка к этому танцу.

    [исп. fandango]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ФАНДА́НГО, нескл., ср. (исп. fandango). Название народного танца.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    1.

    Испанский народный танец, исполняемый под аккомпанемент гитары и кастаньет.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ФАНДАНГО (исп. fandango) - группа испанских народных танцев в умеренном темпе; музыкальный размер 3/4. Исполняется под аккомпанемент гитары и кастаньет.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ФАНДАНГО (испанское fandango), испанский песня-танец (размеры 34, 68). Известен с 18 в. Один из основных видов канте фламенко.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  15. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    нескл. fandango (танец)

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл.

    (танец) fandango m

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. нескл.

    (танец) fandango m

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ФАНДА́НГО неизм.; ср. [исп. fandango] Испанский народный танец, сопровождаемый пением и исполняемый под аккомпанемент гитары и кастаньет. Танцевать ф. Огневое, зажигательное ф. // Музыка к этому танцу. В ритме ф.

    * * *

    фанда́нго

    (исп. fandango), испанская песня-танец (размеры 3/4, 6/8). Известен с XVIII в. Один из основных видов канте фламенко.

    * * *

    ФАНДАНГО

    ФАНДА́НГО (исп. fandango), группа испанских народных танцев в умеренном темпе; музыкальный размер 3/4. Исполняется под аккомпанемент гитары и кастаньет(см. КАСТАНЬЕТЫ).

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Музыкальная энциклопедия

    (испан. fandango) - общее наименование обширной группы испан. парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина Ф. - юж. Испания (гипотеза о южноамер. происхождении Ф. ныне признана несостоятельной), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (malagueсa, от Mбlaga - Малага), ронденья (rondeсa, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), картахенера (cartagenera, от Cartagena - Картахена) и др. Первое документальное свидетельство о Ф. - анонимный энтремес (одна из форм муз. т-ра в Испании) "Жених крестьянки" ("El novio de la aldeana", 1705), в к-ром на сцене исполняли Ф., однако выражение "enfandangado" ("на манер Ф."), обозначающее стиль исполнения нар. танцев и песен, встречается уже в испан. и португ. лит-ре 16 в. С нач. 18 в. благодаря тонадильям Ф. становится модным и распространяется за пределы Андалусии. В 20 в. Ф. встречается почти во всех провинциях Испании, в т. ч. в Басконии, где местное Ф. своей хореографией напоминает арагонскую хоту.

    Ф. - танец для одной пары, его хореографич. содержание - любовная пантомима. Размер муз. сопровождения трёхдольный (3/4; первоначальный размер Ф. был 6/8), типичный ритм -

    , темп колеблется от быстрого (Ф. из Уэльвы) до весьма умеренного (Ф. из Альмерии), хотя большинство Ф. исполняются в довольно подвижном темпе (обозначения - Allegro moderato, Allegretto). Аккомпанирующие инструменты - гитары и кастаньеты, иногда лауды (инструмент типа лютни) и гитары.

    Все разновидности Ф. сопровождаются пением. Стихотворная строфа Ф. состоит либо из 4 (копла), либо из 5 (кинтилья), реже из 6 (секстилья) восьмисложных стихов.

    Тексты Ф., отличающиеся красотой и возвышенностью, охватывают широкий круг тем. Поэзия Ф. отмечена обилием оригинальных метафор, неожиданными параллелизмами, иносказаниями, подчас причудливой символикой образов. Преобладает в ней любовная лирика, типичным образцом к-рой является приведённая в нотном примере копла (см. колонку 767):

    "Девочка, дай мне немного (2 раза)

    Слёз твоих чистых в награду;

    Я в серебро их оправлю

    У ювелира в Гранаде" (2 раза).

    Ф. открывается инстр. интродукцией (32 такта), за к-рой следует пение с инстр. аккомпанементом. Песенный раздел складывается из 6 муз. фраз по 4 (реже по 3) такта каждая; при этом, если в строфе 4 стиха, то 1-й и 4-й повторяются, если же 5 стихов, то повторяется последний (реже первый) стих. Затем возвращается музыка интродукции (8-16 тактов), после чего исполняется следующая копла и т. д. Отличит. особенность Ф. - строго выдерживаемый тональный план. Интродукция строится на звукоряде т. н. лада ми (modo de mi; распространённый в испан. нар. музыке лад, в основном совпадающий с фригийским, но с хроматически изменяющимися II и III ступенями, к-рые берутся то натуральные, то повышенные, независимо от направления движения мелодии; см. Фламенко). 1-я фраза коплы начинается в "ладу ми" и модулирует в мажор, тоника к-рого расположена на б. 3 ниже тоники "лада ми"; в этой же тональности идёт 2-я фраза; 3-я фраза строится на субдоминанте мажорного звукоряда 2-й фразы, а 4-я - на его доминанте; 5-я фраза возвращается от доминанты к тонике мажорного звукоряда 2-й фразы; 6-я модулирует (обычно через субдоминанту) снова в "лад ми":

    Интродукция к фанданго.

    Фанданго (Андалусия).

    Такая тональная структура Ф. является классической, особенно в Андалусии, Мурсии и Леванте, и отступления от неё весьма редки.

    Разновидность Ф. - фандангильо (fandanguillo), отличающийся более свободным ритмом песенного раздела и менее возвышенным характером поэтич. текстов.

  25. Источник: Музыкальная энциклопедия



  26. Большой Энциклопедический словарь

    ФАНДАНГО
    ФАНДАНГО (исп. fandango) - группа испанских народных танцев в умеренном темпе; музыкальный размер 3/4. Исполняется под аккомпанемент гитары и кастаньет.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  27. Источник: