«Приданое»

Приданое в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Приданое»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    имущество, которое приносит мужу жена или за нее другие для облегчения издержек брачной жизни. Институт П. при всей своей распространенности происхождения сравнительно позднего. Он находится во внутреннем противоречии с господствовавшей в древности куплей невест: трудно представить себе, чтобы родственники невесты, с одной стороны, получали плату за нее, а с другой — наделяли ее П. Можно указать на целый ряд народностей (Монголии, Китая, Африки), у которых существует обычай умычки и купли невест и которые совершенно не знают института П. У некоторых народностей (киргизы, черемисы, чуваши, черногорцы, герцоговинцы и др.) наблюдается, однако, одновременное существование купли невест и наделения их П.; равным образом у великороссов вместе с кладкой или калымом жениха бывает уговор о П. Для объяснения этого кажущегося противоречия M. M. Ковалевский выдвинул теорию позднего возникновения П. в эпоху постепенного вымирания обычая покупать невест. Согласно этой теории, П. возникло из обычая предоставлять в пользу невесты калым (см.), в части или полностью. Этот обычай, отражение которого можно проследить во многих древних законодательствах, в полной своей чистоте поныне наблюдается у татар Казанской губернии. П. делается здесь родителями невесты на деньги, полученные от жениха; оно составляет собственность жены, и никто — ни муж, ни родственники его — не имеет на него никакого права; по смерти жены при ее бездетности П. переходит к ее родителям или родственникам. С того времени, когда купля невесты совершенно вышла из употребления или же превратилась в символический обряд, П. как платеж, делаемый женихом невесте, должно было прекратить свое существование. Обычай наделять невесту известными ценностями мог, однако, остаться; изменился только источник этого наделения, которое со временем слилось с подарками, какие в силу распространенного древнего обычая обоюдных дарений между роднящимися семьями делались невестой из отцовского имущества в пользу жениха. В результате получилось, что в позднейшем праве П. приносится не женихом невесте, а невестой жениху. В некоторых законодательствах оба элемента, из которых развился институт П., сохраняют свое обособленное существование. Это наблюдается в русском обычном праве, в котором, наряду с предбрачным взносом, делаемым женихом и его роднёй на наряды для невесты и на свадебные расходы, встречается и П., или наделок, с характером платежа, делаемого невесте ее родней и своим размером обыкновенно отвечающего тому выделу, на который она вправе рассчитывать в случае смерти ее родителя. Для того чтобы надел, получаемый невестой из отцовского имущества, образовал собой П. в техническом значении этого слова — dos римского права, необходимо, чтобы женщина достигла известной юридической самостоятельности, чтобы за ней признавалось право на предъявление исков. Этого не могло быть при древнеримском браке, отличавшемся полным подчинением жены мужу (см. Manus): при нем имущество, принесенное женой, совершенно поглощалось и растворялось в имуществе мужа. Римский институт П. мог возникнуть лишь на почве более свободных брачных отношений, когда не все имущество жены стало переходить во владение мужа в качестве П. и вместе с тем исчезло правило, в силу которого П. в случае расторжения брака оставалось в руках мужа. Со II столетия до Р. Х. практика стала допускать иски жены о возвращении П. (rei uxoriae actio), сначала лишь при произвольном расторжении брака мужем; lex Maenia (186 г. до Р. Х.) установил возможность такого иска и в случае смерти мужа. При всеобщем падении нравов П. получило значение краеугольного камня брачных отношений и сделалось главнейшей побудительной причиной не только к заключению, но и к сохранению брака, так как от исхода последнего и отчасти от наличности детей зависела судьба П. Классическая юриспруденция, с особенной тщательностью разрабатывавшая институт П., все более и более выдвигала на первый план тот момент, в силу которого П. предназначается для облегчения мужу издержек семейной жизни (ad sustinenda onera matrimonii). П. получает при этом характер самостоятельного и цельного комплекса имуществ (universitas bonorum), который отличается как от собственного имущества мужа, так и от парафернального имущества (см.) жены и может как уменьшаться, так и увеличиваться. По римскому праву П. всецело поступает в пользование того супруга, на котором лежат издержки семейной жизни, т. е. мужа: он может не только извлекать из П. всякого рода доходы, но и отчуждать его, за исключением недвижимости, на отчуждение которой требуется согласие жены. Во всех своих действиях муж обязан иметь в виду интересы жены, для которой П. является не только источником издержек совместной жизни, но и обеспечением на случай прекращения брака. По управлению и пользованию П. муж отвечает даже за легкую вину, определяемую сообразно индивидуальному его характеру (culpa in concreto). Жена в случае надобности может потребовать обеспечения целости ее П. Хотя П. и принадлежит, таким образом, одновременно как мужу, так и жене (римские юристы выражали это положением: quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tamen est), но по отношению к третьим лицам собственником его не выступал муж. По способу наделения П. римские юристы различают П., полученное от родителей жены (dos profecticia), и П., принесенное самостоятельно женой или полученное ею от бокового родственника или постороннего лица (dos adventicia). Если лицо, давшее П. второго рода, оговорило возвращение ему П. в случае расторжения брака, то оно называется dos recepticia. Жена приобретает право иска о возврате П. (actio rei uxoriae, actio dotis s. de dote) лишь при прекращении брака смертью мужа или разводом. Только право иска, уже приобретенное женой, переходит к ее наследникам. Если жена приобрела что-нибудь в силу завещания мужа, то принятие такого наследства равносильно отказу от права на обратное получение П. В случае прекращения брака смертью жены П. остается в собственности мужа, но по отношению к dos profecticia классическая юриспруденция допускает право требования для родителя, давшего П. Вообще иск о возврате П. считается actio in bonum et aequum concepta и рассматривается сообразно нравственной стороне данного случая. Мужу предоставляется право удержания известной части П., от 1/8 до 1/6 — в случае развода по вине жены (retentio propter mores), 1/6 за каждого наличного ребенка, но в общей сложности не свыше 1/2 (propter liberos), a также в возмещение издержек, понесенных мужем по управлению П. (propter impensas). Если родитель жены требует возврата dos profecticia, то муж вправе без ограничения удержать 1/5 на каждого ребенка. У новых народов, усвоивших римское право, римский институт П. (дотальная система) столкнулся с германским началом общности имуществ у супругов. Последнее хотя и подверглось сильному влиянию римских принципов, но в общем оказалось более жизненным. Новейшие западноевропейские кодексы допускают одновременное существование нескольких систем имущественных отношений супругов. Нормальной, т. е. существующей в силу закона при отсутствии договора между супругами, дотальную систему признает лишь австрийское уложение. По кодексу Наполеона дотальная система (régime dotal) может быть установлена предбрачным договором; имущество только тогда становится П., когда об этом состоялось соглашение до брака. При наличности такого соглашения имущество жены делится на две части: П. (les biens dotaux), поступающее в управление и пользование мужа, и парафернальное имущество (les biens paraphernaux), остающееся в управлении и пользовании жены. Муж — только пользовладетель и управитель В.; тем не менее, ему предоставлены вещные иски по отношению к П. — отголосок римской доктрины, рассматривающей мужа как собственника П. Если П. состоит из вещей заменимых, или движимостей, которым сделана оценка, то муж делается собственником П. (l'estimation vaut vente). Недвижимости, входящие в состав П., считаются фондом семьи и не могут быть ни отчуждаемы женой, ни обременяемы ипотекой или другими вещными правами, ни описываемы за долги, сделанные женой во время брака. В виде исключения отчуждение допускается в одних случаях с согласия мужа, в других — с разрешения суда и с соблюдением формальностей, установленных для публичной продажи. П. должно быть возвращено мужем жене и ее наследникам со времени прекращения брака или наступления séparation des biens. Срок для возвращения П. назначается годичный, если оно заключалось в деньгах или было оценено; в противном случае оно должно быть возвращено немедленно. Итальянское уложение также допускает установление детальной системы предбрачным договором, причем особенно широкое значение придает принципу неотчуждаемости П. В Италии в силу римских традиций дотальная система пользуется наиболее широким распространением, тогда как в Германии она, по статистическим данным, распространена всего меньше. Общегерманское уложение допускает ее существование, но не возводит в степень нормальной.

    В России издревле существовал обычай наделять дочерей П., как об этом свидетельствует летопись ("заутра приносят по ней (т. е. по новобрачной), что вдадуче"). Если выдача замуж производилась не родителями, а братьями или другими родственниками или казной (когда имущество отца переходило в собственность государства), то выдача П. становилась уже не нравственной, а юридической обязанностью (Русская Правда, ст. 103—107, по Карамз. сп.; указ 1562 г. о княжеских вотчинах). И в этом случае, однако, закон не определял размеров П.; так, Русская Правда постановляла: "отдадят ю (сестру) братия за моуж, како си могут". На судьбу П. для древнейшей эпохи нет точных указаний; судя по словам летописи, оно поступало в руки и во власть мужа. В XIV—XVII вв. как в московском, так и в литовско-русском праве господствовала система общности имуществ супругов. В Литве имуществами, предназначенными на осуществление целей семейной жизни, были "внесенные" — со стороны жены, вено (см.) — со стороны мужа. Последнее служило обеспечением первого. Равным образом и в московском государстве первоначально существовал обычай, в силу которого мужья, получая П., записывали взамен его женам недвижимые имущества. В XVI—XVII вв. это вышло из употребления ввиду того, что право собственности мужа на имения родовые и жалованные ограничивалось правами рода и государства, а купленные имения и без того считались общим имуществом супругов. В московском государстве имущество получало характер П. в силу рядной записи, в которой ему составлялся точный инвентарь и которая служила в случае надобности основанием для возвращения П. В некоторых рядных записях исчисляется имущество обоих вступающих в брак с очевидным намерением установить общность прав на него. Обыкновенно жена приносила в П. движимое имущество, но в П. поступали и недвижимости, что носило иное название — "наделок". Иногда П. приносилось не женой, а мужем — а именно когда последний входил в дом жены. Во время существования брака П. состояло в общем распоряжении обоих супругов. По прекращении брака смертью мужа, когда не осталось детей, П. подлежало возвращению жене, а в случае ее смерти — ее родственникам. При этом вещи потребляемые возвращались "по душе" (по совести); вещи не потребляемые — по рядной записи; имущества, хотя не принадлежащие к П., но связанные с ним нерасторжимо (например холопы и крепостные мужа, женившиеся на рабынях жены), подлежали возврату вместе с П., а принадлежности приданой вещи, отнятые от нее во время существования брака, — восстановлению. Подобные же правила соблюдались и при расторжении брака. После Уложения 1649 г. возникло под влиянием византийского законодательства право мужа на 1/4 П. умершей жены. В конце XVII в. замечается стремление к признанию раздельных прав каждого супруга на отдельные части общесемейного имущества: за мужем признается исключительное право на купленные вотчины, за женой — исключительное право на ее П. Этот процесс завершился указом 17 марта 1731 г. и сенатским решением 1753 г., установившими полную раздельность имуществ жены и мужа и право жены распоряжаться своим имуществом без согласия мужа. По действующему праву (Св. Зак., т. Х ч. I, ст. 110, 111, 1001—1008) П. отличается от прочего имущества жены не целью (облегчение расходов брачной жизни), а поводом (выход замуж) его получения. Не всякое имущество, подаренное дочери при выходе ее замуж, рассматривается как П., а только такое, которое послужило предметом рядной записи. Юридическая особенность П. касается не отношений жены к мужу, а отношений замужней дочери к родительскому наследству и к ее сонаследникам: рядная запись имеет значение предварения законного наследства. При открытии законного наследства после родителей дочь получает указную часть с зачетом П.; если же она в рядной записи отреклась от участия в наследстве, то при братьях и незамужних сестрах она уже ничего не может требовать из имущества, оставшегося после родителей. Когда в состав П. входят недвижимости, то рядные записи должны быть составляемы крепостным порядком; рядные записи на одну движимость совершаются явочным порядком. Рядная запись должна быть совершена до брака или не позднее как через 6 месяцев после бракосочетания. Законом запрещается помещать в рядных записях неустойку на случай, если брак не состоится. Так как П. рассматривается как дар, то в случае бездетной смерти детей, получивших П. от родителей, оно, согласно нашей кассационной практике, подлежит возвращению родителям. В известных случаях П. может за несостоятельностью давшего его быть возвращено в массу его имения. В губерниях Черниговской и Полтавской действует принцип литовского статута, согласно которому П. жены состоит в общем владении и пользовании супругов, вследствие чего жена без согласия мужа не может распорядиться своим П. (это ограничение не распространяется на прочее имущество жены). В этих двух губерниях сохранилось древнерусское правило об обязанности братьев давать П. незамужним сестрам: если отец умрет без завещания, оставив одну или нескольких дочерей незамужних, или же хотя и составит завещание, но не назначит в нем никакого для дочерей своих П., то братья обязаны выделить в П. незамужним сестрам, сколько бы их ни было, четвертую часть всего оставшегося после отца имения. Насчет исчисления этой части существуют довольно сложные правила (ст. 1005). О порядке обеспечения П. мужем в губерниях Черниговской и Полтавской см. Вено; там же см. о П. в Остзейских губерниях. В губерниях Царства Польского нормальной признается дотальная система, но в постановления о ней кодекса Наполеона гражданское уложение 1825 г. внесло существенные изменения. Наконец, дотальной системой определяются имущественные отношения супругов в Бессарабии. Ср. Супруги. См. П. Ефименко, "П. по обычному праву крестьян Архангельской губ." (СПб., 1872); Ковалевский, "Первобытное право" (вып. II, M., 1886); Якушкин, "Обычное право" (Ярославль, 1875 и 1896); ст. Оршанского в "Журн. гражд. и торг. права" (1872, кн. 6).

    А. Я.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    имущество в форме денег, вещей, недвижимости и пр., выделяемое невесте родителями или родственниками при вступлении её в брак. Обычай возник в период распада родовой организации, когда происходил переход к моногамному браку (см. Моногамия). Первоначально П. являлось выделом из общего имущества родовой группы и продолжало считаться собственностью рода замужней женщины. По смерти бездетной женщины П. возвращалось в её род. С укреплением Патриархата П. первоначально составляло общую собственность супругов, но позднее обычно поступало в единоличную собственность мужа.

    П. сохраняется и играет важную роль в буржуазном браке. В большинстве капиталистических стран законодательство предоставляет мужу право единолично управлять имуществом семьи, включая и П. жены. В СССР П. потеряло своё значение. Сохраняется у незначительной части населения, главным образом сельского, и не подлежит правовой регламентации.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    ПРИДАНОЕ, придать и пр. см. придавать.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРИДА́НОЕ, -ого, ср.

    1. Имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве. Дать дом в п. За невестой дают богатое п. Невеста с приданым.

    2. Комплект белья для новорождённого.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    -ого, ср.

    1.

    Имущество, деньги, даваемые невесте родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

    [Паратов:] Я женюсь на девушке очень

    богатой, беру в приданое золотые прииски. А. Островский, Бесприданница.

    [Настасья Тимофеевна:] Кроме того, что тысячу рублей чистыми деньгами, мы три салопа даем, постель и всю мебель. Поди-кась найди в другом месте такое приданое! Чехов, Свадьба.

    Емельян Спиридонович понимал одно: невеста должна быть с приданым. Он за Кондрата высватал некрасивую, хворую девку, зато из богатого дома. Шукшин, Любавины.

    2.

    Белье, одежда, приготовленные для новорожденного.

    Особенно долго они останавливались пред магазинами с детскими вещами. Все эти распашонки, платьица, вообще все детское приданое — так прелестны. Мамин-Сибиряк, Любовь.

    У Натальи у пояса колотился узелок с приданым, которое будущему сыну добыл Рой. Первенцев, Кочубей.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — теперь: имущество, к которому в придачу берут невесту; когда-то — имущество, которое давалось невесте при выходе ее замуж

    Ср. Какое у тебя приданое... подай росписи: липовы два котла, да и те сгорели дотла, сережки-двойчатки из ушей лесной матки, два полотенца из березового поленца да одеяло стёгано алого цвету, а ляжешь спать, так и его нету, сундук с бельем да невеста с бельмом. Нет, таких мне не надо — проваливай.

    Мельников. В лесах. 1, 9.

    Ср. Le mariage est un poison et la dot est l'antidote.

    См. по расчету.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ПРИДА́НОЕ, приданого, ср. (устар.). Имущество, дававшееся невесте ее родителями или родными при выходе ее замуж. «Говорят, у твоей невесты двести тысяч приданого, - правда ли?» Гончаров. «Примазаться к хорошей родне и взять приданое было очень заманчиво.» Достоевский. Взять за женой приданое. За ней дали больше приданое.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    устар.

    Имущество (деньги, вещи, недвижимость), которое получает невеста от своих родителей при выходе замуж.

    2.

    перен. разг.

    Комплект белья для новорожденного.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ПРИДАНОЕ - имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Сексологическая энциклопедия

    имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при её вступлении в брак.

  19. Источник: Сексологическая энциклопедия



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) dowry, dot, portion;
    юр. marriage portion без приданого ≈ (о невесте) portionless
    2) (новорожденного) layetteс.
    1. (имущество) dowry;
    (одежда, белье) trousseau;

    2. (комплект белья для новорождённого) layette, set of baby clothes.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Mitgift f; Aussteuer f(белье и т.п.)

    приданое для новорожденного — Babyausstattung f

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    приданое с Mitgift f c; Aus|steuer f c (бельё и т. п.) приданое для новорождённого Baby|aus|stattung ( '' b e: b i - ] f

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    dot f; trousseau m(белье, платье); layette f(для новорожденного)

    давать приданое — doter vt

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    dote m, ajuar m; canastilla f(для новорожденного)

    дава́ть прида́ное — dotar vt

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    dote f; corredo m(белье, платье и т.п.); corredino m(детское)

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    ПРИДА́НОЕ -ого; ср.

    1. Имущество, деньги, даваемые невесте родителями или родственниками при вступлении её в брак. Получить в п. машину. Дать в п. пять тысяч рублей. Небольшое п. За невестой дают богатое п. Невеста с приданым, без приданого.

    2. Комплект белья для новорождённого. Купить п. Детское п. Шить п. для ребёнка.

    * * *

    прида́ное

    имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при вступлении её в брак.

    * * *

    ПРИДАНОЕ

    ПРИДА́НОЕ, имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при вступлении ее в брак.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • Dos

    (относительно προΐξ, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:

    1. через формальную немедленную передачу (datio),

    2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.

    II.


    • Προΐξ,

    см. Matrimonium, Брак, 3.

  35. Источник: Реальный словарь классических древностей



  36. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • Dos

    (относительно προΐξ, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:

    1. через формальную немедленную передачу (datio),

    2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.

    II.


    • Προΐξ,

    см. Matrimonium, Брак, 3.

  37. Источник: Реальный словарь классических древностей



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник:



  40. Толковый словарь Даля

  41. Источник: