Большая Советская энциклопедия

    («ФИАТ»)

    итальянская автомобильная монополия; см. в ст. Автомобильные монополии.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Малый академический словарь

    м.

    автомобиль марки ФИАТ.

  3. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  4. Малый академический словарь

    1. итал.

    Fabbrica Italiana Automobili Torino, FIAT (автомобильный концерн в Италии).

    2. м.

    автомобиль марки ФИАТ.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.; = Фиат

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    fiat

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Энциклопедический словарь

    ФИАТ

    «ФИА́Т» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные и гоночные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.

    Компания была основана в 1899 Дж. Аньелли(см. АНЬЕЛЛИ Джованни)для сборки автомобилей по лицензии «Рено(см. РЕНО)» с двигателями «Де Дион»(см. ДЕ ДИОН Альбер). В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

    Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Франции в 1911. Первая мировая война вывела «ФИАТ» в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов «ФИАТ» уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1920-е годы «ФИАТ» и лично Аньелли пережили ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши(см. ГРАМШИ Антонио)и Пальмиро Тольятти(см. ТОЛЬЯТТИ Пальмиро). Производство было фактически разрушено. По просьбе рабочих Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления «ФИАТом». Главенствующую роль в холдинге до сегодняшнего дня играет семья Аньелли.

    В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочего объема 569 см3, самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве более полумиллиона.

    Во время Второй мировой войны предприятия «ФИАТ» были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией. В начале 1960-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. «ФИАТ» сотрудничает с СССР в строительстве Волжского автомобильного завода в г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). В 1969 в «ФИАТ» входят компания «Ланча» и «Феррари», с 1986 — «Альфа Ромео(см. АЛЬФА РОМЕО)».Со дня своего основания компания занималась не только автомобилестроением, но и производством сельскохозяйственных машин, оборудования для авиации, систем производства. В начале 20 в. компания стала производить трамваи и автобусы, позже наладила выпуск грузовиков. Итогом стало появление в 1914 известной модели 18BL, которая стала прародительницей целого ряда моделей.

    Итальянский концерн FIAT — основной национальный производитель легких развозных фургонов и грузовиков. Концерн предлагает также гамму легких грузовых исполнений своих серийных легковых автомобилей и однообъемных минивэнов, а также пикапов, массовое производство которых налажено на головном предприятии в Италии и филиалах в Турции и Бразилии.

    Кризис, наметившийся в середине 2001 года и усилившийся после террористических актов 11 сентября, негативно сказался на результатах работы концерна. Дополнительные трудности ФИАТу пришлось преодолевать после отказа «Дженерал моторс» от промышленного альянса с итальянским автогигантом. Появление новых моделей Idea, Panda III и Croma замедлило падение спроса на «фиаты». В 2004 автомобильное подразделение FIAT Auto выпустило 1766 тысяч легковых автомобилей и легких грузовиков, на 4,2 % превысив результат предыдущего года.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (FIAT - Fabbrica Italiana Automobili Torino) - марка автомобилей итал. концерна "ФИАТ" и его аргент. и браз. филиалов. Нач. выпуска легковых автомобилей - 1899, грузовых - 1903. В 1986 изготовлялись легковые автомобили особо малого, малого и ср. классов (рабочий объём двигателей 0,65 - 2,5 л, мощность 18 - 144 кВт, Макс. скорость 105 - 210 км/ч) и грузовые автомобили малого и ср. классов (полная масса 1,3 - 3,5 т, грузоподъёмность 0,5 - 1.8 т, мощность двигателей 37 - 58 кВт). Особенность автомобилей Ф. - передние ведущие колёса. Концерн производит также двигатели, тракторы, ж.-д. подвижной состав и авиац. технику. См. рис.

    Легковой автомобиль ФИАТ

    Легковой автомобиль ФИАТ

  13. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  14. Автомобильный словарь

    (Fiat) – марка автомобиля, Италия.

    (Fiat) – автомобильная корпорация (Италия), в 1987г. – 29,6 млрд$ оборот и 270578 занятых.

  15. Источник: Автомобильный словарь



  16. Автомобильный словарь

    (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino)

    крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные и гоночные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине. Компания была основана в 1899 Дж. Аньелли для сборки автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов. Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году. Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге играет и по сей день семья Аньелли. В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочего объема 569 см3,самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве более полумиллиона. Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией. В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. ФИАТ сотрудничает с СССР в строительстве Волжского автомобильного завода в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в 20-е годы. В 1969 в ФИАТ входит компания «Ланча», с 1986 — «Альфа-Ромео». Основа продукции ФИАТ — это приемлемые по цене легковые и спортивные автомобили.

  17. Источник: Автомобильный словарь