Большая Советская энциклопедия

    религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. Термин «С.» (англ. freethinking) вошёл в употребление в 18 в. с появлением трактата английского деиста (см. Деизм) А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713).

    В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм С. была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов (Ибн Сина, Ибн Рушди др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. нашло своё проявление в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции Атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18—19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы С. в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю (См. Геккель), боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене «Союз монистов», который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С.

    В современном буржуазном обществе многие деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко не принимают её догматику и обряды, но обычно не отвергают религию полностью как мировоззрение. С позиции С. и рационализма выступает часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистических стран, объединённая в специальные общества и ассоциации, которые ведут просветительную деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Национальные общества свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и некоторых других стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (основан в Брюсселе в 1880). Кроме того, существует также Международный гуманистический и этический союз, насчитывающий в своём составе 20 национальных обществ свободомыслящих в Западной Европе и США (основан в 1952 в Амстердаме).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132—138; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. — Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в., М., 1962; История и теория атеизма, М., 1962; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII—XIX вв.), М. — Л., 1965.

    Б. С. Раббот.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. свободомы́слие;
    2. свободомы́слия;
    3. свободомы́слия;
    4. свободомы́слий;
    5. свободомы́слию;
    6. свободомы́слиям;
    7. свободомы́слие;
    8. свободомы́слия;
    9. свободомы́слием;
    10. свободомы́слиями;
    11. свободомы́слии;
    12. свободомы́слиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    СВОБОДОМЫ́СЛИЕ, -я, ср.

    1. Независимый и свободный образ мыслей (книжн.).

    2. Отрицание религии с позиций разума и науки (устар.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Свободный, независимый образ мыслей.

    ||

    В дореволюционной России: критическое или отрицательное отношение к господствующим религиозным или политическим (дворянско-буржуазным) взглядам, строю.

    Герцен первый снова разбудил наше уснувшее свободомыслие, дал первый толчок нашим потребностям народной свободы и нового гражданского устройства. Огарев, Памяти Герцена.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    СВОБОДОМЫ́СЛИЕ, свободомыслия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к свободомыслящий; поведение, взгляды свободомыслящего человека. «Где же, казалось, и проявляться свободомыслию, как не в философии?» Гончаров.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср.

    Независимый и свободный образ мыслей.

    II

    ср. устар.

    Отрицание религии с позиции разума и науки.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. free-thinking

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Freisinn m, Freidenkertum n

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    свободомыслие с Freisinn m 1, Freidenkertum n 1

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    indépendance f d'esprit

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    librepensamiento m, libertad de pensamiento

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    libero pensiero

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Философская энциклопедия

    СВОБОДОМЫСЛИЕ

    вольнодумство, отрицание религ. догматики и церк. обрядности с рационалистич. позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. С. встречается уже в ср. века (теория двойственной истины, Помпонацци, Эразм Роттердамский и др.). Как течение обществ. мысли С. формируется в кон. 17 — нач. 18 вв. Термин «С.» впервые употребил англ. философ-деист А. Коллинз в своём «Рассуждении о С.» («Dicourse on freethinking», 1713). Наиболее последовательно идеи С. были развиты представителями франц. Просвещения. В России С. характеризовало взгляды Ломоносова, Радищева, части декабристов.

    Со 2-й пол. 19 в. под воздействием бурного развития наук С. становится крупным идейным течением среди естествоиспытателей и части прогрессивно настроенных деятелей бурж. культуры. В это время возникают бурж. союзы свободомыслящих, ассоциации учёных (напр., «Союз монистов» Э.Геккеля в 1906), которые издают газеты, журналы, альманахи, созывают конгрессы нац. обществ и т. п. Крупнейшими совр. междунар. организациями свободомыслящих являются «Всемирный союз свободомыслящих» (осн. в1880 в Брюсселе, 38-й конгресс состоялся в 1978) и «Междунар. гуманистич. и этич, союз» (осн. в1952 в Амстердаме, последний конгресс в 1976). Их филос. и политич. позиции характеризуются эклектизмом, представляют собой пёстрый конгломерат различных взглядов и убеждений, объединённый общим неприятием религии и религ. морали. Ряд принципиальных установок движения свободомыслящих в совр. условиях усиления позиций науч. социализма, роста социальной активности различных слоёв населения устарел. Это находит выражение в кризисе С., отказе от традиц. позиций в оценке путей преодоления религии, поиске наиболее прогрессивными представителями движения свободомыслящих союза с марксистами и т. п.

    Свободомыслящие ведут пропаганду своих взглядов через многочисл. издания. Наиболее крупные из них: «Freethinker» (Великобритания), «Geist und Gesellschaft» (Австрия), «Freidenker» (ФРГ), «Freidenker» (Швейцария), «Ragione» (Италия), «American Rationalist» (США), «Lee cahiers rationalistes» (Франция).

    Рассел Б., Почему я не христианин, пер. с англ., М.,1958; Гольдберг H. M., С. и атеизм в США (XVIII— XIX вв.), М.— Л.,1965; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, м.,1969; Кичанова И. М., Пути и перепутья бурж. атеизма, М.,1976; Tribe D., 100 years of freethought, L.,1967; Ruoertson J. M., A history of treethought, ancient and modern..., v. 1 — 2, L., 19694.

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    СВОБОДОМЫ́СЛИЕ -я; ср. Свободный, независимый от господствующих, официальных, консервативных взглядов образ мыслей. Известен своим свободомыслием.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Советская историческая энциклопедия

    религиозное, или вольнодумство, - широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу для разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. В русле С. выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" ("Dicourse of freethinking", L., 1713)) и пантеизма. Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодоксальной "положительной" религии утверждали внецерковную - "естественную", основанную на доводах разума.

    Корнями С. уходит в глубокую древность. Первоначальные формы критич. суждений о религии встречаются в лит. памятниках Вавилона ("Разговор господина с рабом"), Др. Египта ("Разговор разочарованного со своим духом"), Др. Китая ("И цзин" - "Книга перемен", учение Лао-цзы), в филос. учениях Др. Индии (школа чарвака, или локаята, 4 в. до н. э.). Наибольшего развития в древности С. достигло в Греции (Гераклит, Демокрит, Эпикур) и Риме (Лукреций Кар). В ср. века, в эпоху безраздельного господства религ. идеологии, одной из форм С. была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. истин и религ. взглядов (Ибн Сина, Ибн Рошд и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Ганджеви (критиковавший осн. догмы ислама и обосновывавший права разума на познание мира), груз. поэт 12 в. Шота Руставели, русский публицист 16 в. Феодосий Косой. С. нашло свое проявление в арм. нар. эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В период идеологич. подготовки Вел. франц. революции одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в ту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., отрицавшими с позиций здравого смысла идею бога и все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18-19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков и др. С. пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и мн. декабристы (П. Борисов, А. Барятинский, И. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. принципы С. в странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем. биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и офиц. религии; с этой целью он основал в 1906 в Иене "Союз монистов", к-рый наряду с др. прогрессивными орг-циями бурж. интеллигенции распространял идеи С.

    С возникновением марксистского науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В совр. бурж. об-ве мн. деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко отвергают ее догматику и обряды, но не отвергают религию полностью как мировоззрение. В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881), в США - журн. "Progressive World" ("Прогрессивный мир", Los Ang., с 1947), "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, с 1956), "Age of reason" ("Век разума", N. Y., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС; World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 36-й, был в Лондоне в 1966). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 4-5 лет, последний был в 1966 в Париже).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-38; Лукачевский A., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (М., 1930); Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Вопросы истории религии и атеизма, сб. 1-12, М., 1950-64; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1-7, М. - Л., 1957-64; История и теория атеизма, М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, No 5; Поступь свободной мысли, там же, No 9; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966.

    Б. С. Раббот. Москва.

  29. Источник: Советская историческая энциклопедия