«Перемазовщина»

Перемазовщина в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Перемазовщина»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    старообрядческий толк, обособившийся в беглопоповщине под влиянием споров о чиноприеме иереев, переходящих из православия. Вопрос этот решался на практике не одинаково: в одних общинах иереев перекрещивали в полном облачении (чтобы "благодать не улетела на небо"), в других (в большинстве) — принимали только вторым чином (т. е. через миропомазание), в третьих, наконец, ограничивались третьим чином (т. е. отречением от ересей). В 1777 г. наставники Рогожского кладбища, следовавшего второму мнению, "отважились составить некое составление от нарда и некиих благодухновенных качеств", т. е. задумали сварить миро, в котором ощущался недостаток (см. Беглопоповщина). Это мироварение чрезвычайно обострило вопрос, не возбуждавший раньше открытых пререканий, и привело к выделению П. в особую секту. Стародубские слободы (где процветало Дьяконово согласие) выступили с открытым протестом против самоуправства Рогожского кладбища, решившегося на столь важный акт без совета с остальными. Чтобы оправдать свой поступок и прийти к окончательному решению вопроса о чиноприеме, рогожские старообрядцы составили у себя собор, получивший впоследствии название "перемазанского". Собор имел десять "седений" (заседаний), происходивших поочередно в домах именитых московских старообрядцев в период с ноября 1779 по январь 1780 г.; присутствовало от 100 до 300 человек. Прения окончились тем, что стародубские депутаты окончательно порвали сношения с рогожскими, иргизскими и керженскими собратьями, которые в свою очередь постановили со стародубскими дьяконовцами не пить, не есть и не молиться. Определением собора вопрос о миропомазании приходящих извне попов и мирян решен был в утвердительном смысле, но сваренное в 1777 г. миро постановлено было уничтожить. Так образовалось согласие, именуемое П.; на стороне его оказались важнейшие центры беглопоповщины — Рогожское кладбище, Керженские скиты и Иргиз, так что в численном отношении П. заняла в беглопоповщине первое место. Полемика по затронутому на соборе вопросу продолжалась и позже: известный деятель Иргиза Сергей Юршев написал "Обыскательное рассуждение", доказывавшее, что перемазывание беглых попов необходимо, так как иначе они не будут очищены от еретической скверны. Влияние этого сочинения было очень велико: "исправа" беглых попов стала как бы монополией Иргиза (см.). В общем составе беглопоповских сект П. представляет собой фракцию "крайних", "непримиримых"; в то время как более мягкие дьяконовцы путем постепенных уступок вошли в недра единоверия, последователи П. во всей строгости удержали принцип о еретичестве православной церкви. Впоследствии из П. возникла секта австрийского священства. Ср. "Сказание о перемазанском соборе 1779—1780 гг." ("Братское слово", 1888, август — сентябрь); Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895, стр. 131—132 и 137—141).

    К. Х.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Один из толков поповщины у старообрядцев, переход в который сопровождался обрядом вторичного помазания миром.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.