Словарь форм слова

    1. ан.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Даля

    АН, см. аже.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    (прост).

    1. союз. Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное, противоположное ожидаемому, в знач. а оказывается. Решили пойти через реку, ан лёд-то тронулся.

    2. частица. Употр. в начале речи для подчёркивания противопоставления, несоответствия. Пристал: пойдём. Ан нет, не пойду.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    см. а…

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Малый академический словарь

    м.

    самолет марки АН-2 и т. д.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Малый академический словарь

    союз и частица. прост.

    1. противительный союз.

    Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие, противоположность тому, что ожидается на основании первого предложения; соответствует по значению словам: оказывается, а на самом деле, но вдруг и т. п.

    Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут бывало с юга, — глядь, — Ан с востока лезет рать! Пушкин, Сказка о золотом петушке.

    — Всё думали в деревню, ан доктор в Италию посылает. Эртель, Гарденины.

    Лепят снежный дом . Завтра выпьют чаю, Глянут из окна, — Ан, уж дом растаял, На дворе — весна! Блок, Ветхая избушка.

    2. частица.

    Употребляется в начале предложения (в диалоге) для усиления противоположения тому, что предполагается, утверждается; соответствует по значению словам: а вот, а все-таки, нет и т. п.

    — Ну что, проигрался? — сказал проснувшийся Тихонов. — Ан нет, семнадцать рублей выиграл. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Малый академический словарь

    1.

    [а-эн и ан]

    Академия наук (например, АН СССР, АН Узбекской ССР).

    2.

    м.

    самолет марки АН-2 и т. д.

  13. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  14. Толковый словарь Ушакова

    АН, союз противительный (прост.). Но, а на самом деле. «Ан в деле вышел оборот совсем не тот (какого ожидали).» Крылов. Думал отдохнуть, ан опять командировка.

    || употр. в начале реплики, заключающей в себе возражение, отрицание. - Дай мне денег. - Ан нет, не получишь!

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. м.

    Общее название самолетов, разработанных под руководством авиаконструктора О.К. Антонова.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    АН - марка самолетов, разработанных под руководством О. К. Антонова и в КБ его имени. Среди них "Руслан", "Мрия".

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    АН (Ану), в шумеро-аккадской мифологии одно из верховных божеств, бог неба, отец богов. Покровитель города Урук.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    "все-таки, но", также ано, диал. По Бернекеру (I, 22), из а и но. Менее вероятно предположение Зубатого (LF 36, 113 и сл.) о стяжении из а+оно (ср. чеш. \a\\n\\o\), состоявшемся еще в праславянскую эпоху; так же Преобр. 1, 1.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    прост.

    1)союз mais

    все решили, что он уже не придет, ан пришел — tout le monde avait décidé qu'il ne viendrait pas, mais lui, il est venu

    2)частица mais

    он пристал: дай мне эту книгу. Ан, нет, не дам — il m'a harcelé pour avoir ce livre, mais je ne le lui donnerai pas

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    прост.

    1) союз противит. de hecho, resulta que

    2)частица de ninguna forma, todo lo contrario

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    1) союз прост.(указывает на нечто неожиданное, противоположное) è invece, però

    я думал, он уехал, ан видно нет — pensavo fosse partito è invece no

    2) част. прост.(подчеркивает противопоставление, несоответствие) eh no

    Он уговаривал меня: пойдем. Ан нет, не пойду. — Cercava di convincermi: andiamo. Eh no, non ci vado

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    АН

    I. союз. (связывает два противопоставленных предл.). Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное; оказывается, а на самом деле, но вдруг. Ждут бывало с юга, глядь, - Ан с востока лезет рать! (Пушкин).

    II. частица (в начале речи). Употребляется для усиления противопоставления, несоответствия тому, что предполагается, утверждается. Что, забыл? - Ан нет, помню.

    * * *

    АН

    марка самолётов, разработанных под руководством О. К.Антонова и в ОКБ его имени. Среди них «Руслан», «Мрия».

    * * *

    АН

    АН, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро О.К. Антонова(см. АНТОНОВ Олег Константинович), с 1989 Авиационный научно-технический комплекс имени О.К.Антонова (АНТК «Антонов», Киев). В состав АНТК входят конструкторское бюро, комплекс испытательных лабораторий, опытный завод, летно-испытательная и доводочная база, а также авиакомпания «Авиалинии Антонова». Решение о создании Опытного конструкторского бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиационном заводе под руководством Антонова было принято 31 мая 1946.

    К тому времени Антонов был уже известным советским авиаконструктором. С 1930 он возглавлял работу планерного конструкторского бюро Осовиахима, в 1933—1938 — КБ планерного завода в Тушино. В годы Великой Отечественной войны работал в конструкторском бюро А.С. Яковлева(см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич) (ОКБ-115), в 1945 возглавил работу филиала яковлевского КБ на Новосибирском авиационном заводе.

    В 1946 новосибирский филиал был преобразован в самостоятельное конструкторское бюро, которому было поручено спроектировать сельскохозяйственный самолет СХ-1 (Ан-2), первый полет которого состоялся 31 августа 1947. Кроме этой машины и ее модификаций в Новосибирске были созданы и построены малой серией планеры А-9 и А-10.

    Летом 1952 ОКБ было переведено в Киев, а в конце 1953 получило задание по созданию военно-транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Работа над проектом велась около двух лет и 11 февраля 1956 самолет Ан-8 совершил первый полет. Уже в 1955 в ОКБ Антонова на основе Ан-8 началась разработка пассажирского Ан-10 и четырехмоторного Ан-12. 7 марта 1957 начались летные испытания Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полет Ан-12. В 1962 создателям Ан-12 была присуждена Ленинская премия. Одновременно с созданием самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12 ОКБ создало серию цельнометаллических планеров А-11, А-13, А-15 и мотопланер А-13М. В 1956 началось создание легкого самолета Ан-14, впоследствии названного «Пчелкой». Первый полет на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года.

    В 1959 в поселке Гостомель под Киевом началось строительство базы для летных испытаний и доводки самолетов антоновского КБ. В 1957—1958 антоновцы работали над созданием пассажирского самолета Ан-24, который совершил свой первый полет 20 октября 1959. В последующие десятилетия на этом самолете выполнялось до 30% пассажирских перевозок в СССР. Эта успешная машина послужила базой для создания транспортного Ан-26, самолета для аэрофотосъемок Ан-30. В конце 1960 ОКБ приступило к разработке самолета Ан-22 «Антей» — первого в мире широкофюзеляжного самолета. Ан-22 превзошел по своим размерам все самолеты мира, потребовал проведения большого объема экспериментальных работ, решения ряда конструкторских и технологических проблем. Первый полет «Антея» состоялся 27 февраля 1965. Его серийное производство осуществлялось на Ташкентском авиационном заводе.

    Развивая идеи, заложенные при создании Ан-14, в начале 1970-х гг., коллектив авиаконструкторов спроектировал многоцелевой самолет Ан-28, вмещающий 17 пассажиров. Его первый полет состоялся 29 января 1973. Самолет серийно производился на заводе в польском городе Мелец. В 1970-е гг. ОКБ Антонова начало проектирование транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями разработки ОКБ В.А.Лотарева(см. ЛОТАРЕВ Владимир Алексеевич). Первым самолетом, оснащенным ТРДД, стал транспортный Ан-72, который впервые поднялся в небо 31 августа 1977. На его базе был разработан самолет Ан-74 для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, впервые взлетевший 29 сентября 1983. Серийное производство Ан-72 и Ан-74 было развернуто на Харьковском авиационном предприятии.

    В 1976 специально для условий высокогорья и жаркого климата на базе Ан-26 был создан транспортный самолет Ан-32, который пользовался популярностью в Индии, странах Латинской Америки и Африки. К созданию тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 «Руслан(см. РУСЛАН)» коллектив Антонова приступил в 1971. Впервые эта машина поднялась в воздух в 1982. Для коммерческих грузовых перевозок на базе самолета Ан-124 создан гражданский вариант Ан-124—100.

    В 1984 после смерти Антонова новым генеральным конструктором был назначен П.В. Балабуев(см. БАЛАБУЕВ Петр Васильевич). Под его руководством предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрия(см. МРИЯ)», предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий в собранном виде общей массой до 250 тонн, в том числе и орбитального корабля ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Ан-225 был спроектирован и построен за три года. В декабре 1988 он совершил первый полет. В мае 1989 были выполнены полеты с «Бураном(см. БУРАН (космический корабль))» на Байконуре. В 1989 в составе АНТК имени Антонова было создано авиатранспортное подразделение. Позднее оно было преобразовано в авиакомпанию «Авиалинии Антонова», получило статус национального грузового перевозчика Украины. Экипажи и самолеты авиакомпании выполняют полеты на все континенты планеты.

    Вслед за созданием Ан-225 коллектив конструкторов приступил к разработке среднего транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Он может доставить на короткие необорудованные грунтовые посадочные площадки армейскую технику и вооружение, крупногабаритную гражданскую технику общей массой до 47 тонн. Первый полет самолета состоялся 16 декабря 1994. В 1990-е гг. был создан легкий многоцелевой самолет Ан-38, предназначенный для перевозки 27 пассажиров, почты и грузов общей массой до 2500 кг на местных воздушных линиях. 23 июня 1994 на Новосибирском авиационном объединении состоялся первый полет этого самолета. Там же было развернуто и серийное производство Ан-38.

    Для замены на местных воздушных линиях Ан-24 был создан пассажирский турбовинтовой самолет Ан-140. Имея близкую к Ан-24 пассажировместимость — 52 человека, Ан-140 существенно превосходит его как по комфорту, так и по летным характеристикам: по дальности — на 75%, по скорости — на 20% и почти в два раза по топливной эффективности. У Ан-140 длина пробега при взлете и посадке на треть короче, чем у Ан-24. Первый полет Ан-140 состоялся 17 сентября 1997. Его серийное производство началось в было развернуто в Харькове, Самаре и на заводе в иранском городе Исфахане. К середине 2000-х гг. было построено более 22 тысяч самолетов марки Ан.

    С 1990-х гг. АНТК «Антонов» занимается решением проблем перевозок пассажиров не только в небе, но и на земле. С применением авиационных технологий, алюминиевых сплавов и композитных материалов на фирме был создан единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных троллейбусов. Разработанная специалистами АНТК велотехника позволила спортсменам Украины завоевать золотые медали Олимпиады-2000 в Сиднее (Австралия).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Dictionnaire technique russo-italien

    I сокр. от абсолютный нуль

    zero assoluto

    II сокр. от Академия наук

    Accademia delle scienze

  33. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: