АН, см. аже.
(прост).
1. союз. Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное, противоположное ожидаемому, в знач. а оказывается. Решили пойти через реку, ан лёд-то тронулся.
2. частица. Употр. в начале речи для подчёркивания противопоставления, несоответствия. Пристал: пойдём. Ан нет, не пойду.
см. а…
м.
самолет марки АН-2 и т. д.
союз и частица. прост.
1. противительный союз.
Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие, противоположность тому, что ожидается на основании первого предложения; соответствует по значению словам: оказывается, а на самом деле, но вдруг и т. п.
Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут бывало с юга, — глядь, — Ан с востока лезет рать! Пушкин, Сказка о золотом петушке.
— Всё думали в деревню, ан доктор в Италию посылает. Эртель, Гарденины.
Лепят снежный дом . Завтра выпьют чаю, Глянут из окна, — Ан, уж дом растаял, На дворе — весна! Блок, Ветхая избушка.
2. частица.
Употребляется в начале предложения (в диалоге) для усиления противоположения тому, что предполагается, утверждается; соответствует по значению словам: а вот, а все-таки, нет и т. п.
— Ну что, проигрался? — сказал проснувшийся Тихонов. — Ан нет, семнадцать рублей выиграл. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.
1.
[а-эн и ан]
Академия наук (например, АН СССР, АН Узбекской ССР).
2.
м.
самолет марки АН-2 и т. д.
АН, союз противительный (прост.). Но, а на самом деле. «Ан в деле вышел оборот совсем не тот (какого ожидали).» Крылов. Думал отдохнуть, ан опять командировка.
|| употр. в начале реплики, заключающей в себе возражение, отрицание. - Дай мне денег. - Ан нет, не получишь!
нескл. м.
Общее название самолетов, разработанных под руководством авиаконструктора О.К. Антонова.
АН - марка самолетов, разработанных под руководством О. К. Антонова и в КБ его имени. Среди них "Руслан", "Мрия".
АН (Ану), в шумеро-аккадской мифологии одно из верховных божеств, бог неба, отец богов. Покровитель города Урук.
"все-таки, но", также ано, диал. По Бернекеру (I, 22), из а и но. Менее вероятно предположение Зубатого (LF 36, 113 и сл.) о стяжении из а+оно (ср. чеш. \a\\n\\o\), состоявшемся еще в праславянскую эпоху; так же Преобр. 1, 1.
прост.
1)союз mais
все решили, что он уже не придет, ан пришел — tout le monde avait décidé qu'il ne viendrait pas, mais lui, il est venu
2)частица mais
он пристал: дай мне эту книгу. Ан, нет, не дам — il m'a harcelé pour avoir ce livre, mais je ne le lui donnerai pas
прост.
1) союз противит. de hecho, resulta que
2)частица de ninguna forma, todo lo contrario
1) союз прост.(указывает на нечто неожиданное, противоположное) è invece, però
я думал, он уехал, ан видно нет — pensavo fosse partito è invece no
2) част. прост.(подчеркивает противопоставление, несоответствие) eh no
Он уговаривал меня: пойдем. Ан нет, не пойду. — Cercava di convincermi: andiamo. Eh no, non ci vado
АН
I. союз. (связывает два противопоставленных предл.). Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное; оказывается, а на самом деле, но вдруг. Ждут бывало с юга, глядь, - Ан с востока лезет рать! (Пушкин).
II. частица (в начале речи). Употребляется для усиления противопоставления, несоответствия тому, что предполагается, утверждается. Что, забыл? - Ан нет, помню.
* * *
АНмарка самолётов, разработанных под руководством О. К.Антонова и в ОКБ его имени. Среди них «Руслан», «Мрия».
* * *
АНАН, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро О.К. Антонова(см. АНТОНОВ Олег Константинович), с 1989 Авиационный научно-технический комплекс имени О.К.Антонова (АНТК «Антонов», Киев). В состав АНТК входят конструкторское бюро, комплекс испытательных лабораторий, опытный завод, летно-испытательная и доводочная база, а также авиакомпания «Авиалинии Антонова». Решение о создании Опытного конструкторского бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиационном заводе под руководством Антонова было принято 31 мая 1946.
К тому времени Антонов был уже известным советским авиаконструктором. С 1930 он возглавлял работу планерного конструкторского бюро Осовиахима, в 1933—1938 — КБ планерного завода в Тушино. В годы Великой Отечественной войны работал в конструкторском бюро А.С. Яковлева(см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич) (ОКБ-115), в 1945 возглавил работу филиала яковлевского КБ на Новосибирском авиационном заводе.
В 1946 новосибирский филиал был преобразован в самостоятельное конструкторское бюро, которому было поручено спроектировать сельскохозяйственный самолет СХ-1 (Ан-2), первый полет которого состоялся 31 августа 1947. Кроме этой машины и ее модификаций в Новосибирске были созданы и построены малой серией планеры А-9 и А-10.
Летом 1952 ОКБ было переведено в Киев, а в конце 1953 получило задание по созданию военно-транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Работа над проектом велась около двух лет и 11 февраля 1956 самолет Ан-8 совершил первый полет. Уже в 1955 в ОКБ Антонова на основе Ан-8 началась разработка пассажирского Ан-10 и четырехмоторного Ан-12. 7 марта 1957 начались летные испытания Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полет Ан-12. В 1962 создателям Ан-12 была присуждена Ленинская премия. Одновременно с созданием самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12 ОКБ создало серию цельнометаллических планеров А-11, А-13, А-15 и мотопланер А-13М. В 1956 началось создание легкого самолета Ан-14, впоследствии названного «Пчелкой». Первый полет на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года.
В 1959 в поселке Гостомель под Киевом началось строительство базы для летных испытаний и доводки самолетов антоновского КБ. В 1957—1958 антоновцы работали над созданием пассажирского самолета Ан-24, который совершил свой первый полет 20 октября 1959. В последующие десятилетия на этом самолете выполнялось до 30% пассажирских перевозок в СССР. Эта успешная машина послужила базой для создания транспортного Ан-26, самолета для аэрофотосъемок Ан-30. В конце 1960 ОКБ приступило к разработке самолета Ан-22 «Антей» — первого в мире широкофюзеляжного самолета. Ан-22 превзошел по своим размерам все самолеты мира, потребовал проведения большого объема экспериментальных работ, решения ряда конструкторских и технологических проблем. Первый полет «Антея» состоялся 27 февраля 1965. Его серийное производство осуществлялось на Ташкентском авиационном заводе.
Развивая идеи, заложенные при создании Ан-14, в начале 1970-х гг., коллектив авиаконструкторов спроектировал многоцелевой самолет Ан-28, вмещающий 17 пассажиров. Его первый полет состоялся 29 января 1973. Самолет серийно производился на заводе в польском городе Мелец. В 1970-е гг. ОКБ Антонова начало проектирование транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями разработки ОКБ В.А.Лотарева(см. ЛОТАРЕВ Владимир Алексеевич). Первым самолетом, оснащенным ТРДД, стал транспортный Ан-72, который впервые поднялся в небо 31 августа 1977. На его базе был разработан самолет Ан-74 для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, впервые взлетевший 29 сентября 1983. Серийное производство Ан-72 и Ан-74 было развернуто на Харьковском авиационном предприятии.
В 1976 специально для условий высокогорья и жаркого климата на базе Ан-26 был создан транспортный самолет Ан-32, который пользовался популярностью в Индии, странах Латинской Америки и Африки. К созданию тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 «Руслан(см. РУСЛАН)» коллектив Антонова приступил в 1971. Впервые эта машина поднялась в воздух в 1982. Для коммерческих грузовых перевозок на базе самолета Ан-124 создан гражданский вариант Ан-124—100.
В 1984 после смерти Антонова новым генеральным конструктором был назначен П.В. Балабуев(см. БАЛАБУЕВ Петр Васильевич). Под его руководством предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрия(см. МРИЯ)», предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий в собранном виде общей массой до 250 тонн, в том числе и орбитального корабля ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Ан-225 был спроектирован и построен за три года. В декабре 1988 он совершил первый полет. В мае 1989 были выполнены полеты с «Бураном(см. БУРАН (космический корабль))» на Байконуре. В 1989 в составе АНТК имени Антонова было создано авиатранспортное подразделение. Позднее оно было преобразовано в авиакомпанию «Авиалинии Антонова», получило статус национального грузового перевозчика Украины. Экипажи и самолеты авиакомпании выполняют полеты на все континенты планеты.
Вслед за созданием Ан-225 коллектив конструкторов приступил к разработке среднего транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Он может доставить на короткие необорудованные грунтовые посадочные площадки армейскую технику и вооружение, крупногабаритную гражданскую технику общей массой до 47 тонн. Первый полет самолета состоялся 16 декабря 1994. В 1990-е гг. был создан легкий многоцелевой самолет Ан-38, предназначенный для перевозки 27 пассажиров, почты и грузов общей массой до 2500 кг на местных воздушных линиях. 23 июня 1994 на Новосибирском авиационном объединении состоялся первый полет этого самолета. Там же было развернуто и серийное производство Ан-38.
Для замены на местных воздушных линиях Ан-24 был создан пассажирский турбовинтовой самолет Ан-140. Имея близкую к Ан-24 пассажировместимость — 52 человека, Ан-140 существенно превосходит его как по комфорту, так и по летным характеристикам: по дальности — на 75%, по скорости — на 20% и почти в два раза по топливной эффективности. У Ан-140 длина пробега при взлете и посадке на треть короче, чем у Ан-24. Первый полет Ан-140 состоялся 17 сентября 1997. Его серийное производство началось в было развернуто в Харькове, Самаре и на заводе в иранском городе Исфахане. К середине 2000-х гг. было построено более 22 тысяч самолетов марки Ан.
С 1990-х гг. АНТК «Антонов» занимается решением проблем перевозок пассажиров не только в небе, но и на земле. С применением авиационных технологий, алюминиевых сплавов и композитных материалов на фирме был создан единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных троллейбусов. Разработанная специалистами АНТК велотехника позволила спортсменам Украины завоевать золотые медали Олимпиады-2000 в Сиднее (Австралия).
I сокр. от абсолютный нуль
zero assoluto
II сокр. от Академия наукAccademia delle scienze