Словарь Брокгауза и Ефрона

    (абстракций) — так называется ошибка мышления, принимающего общие понятия, выражающие ту или другую сторону действительного бытия, за самостоятельно существующие субъекты или сущности. В новейшей философии знаменитый пример этой ошибки представляет метафизика Шопенгауэра, гипостазировавшего понятие воли.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Ушакова

    ГИПОСТАЗИ́РОВАНИЕ, гипостазирования, ср. (филос.). Действие по гл. гипостазировать. Гипостазирование идеи в метафизике.

  3. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. гипостазировать, гипостазироваться

    2.

    Результат такого действия.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от ипостась) - наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи (напр., "числа" в пифагореизме и т. п.).

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

    (от греч. hypostasis — сущность, субстанция) — логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.

    Эту ошибку допускает, напр., тот, кто считает, что наряду со здоровыми и больными людьми в реальном мире есть еще такие отдельные «существа», как «здоровье» и «болезнь». Или даже что есть особые предметы, обозначаемые словами «ничто» и «несуществующий предмет».

    Опасность Г. существует не только в обыденном рассуждении, но и в научных теориях. Г. допускает, напр., юрист, когда говорит об идеальных нормах, правах и т.д. так, как если бы они существовали где-то наряду с лицами и их отношениями. Эту же ошибку совершает этик, считающий, что «справедливость», «равенство» и т.д. существуют в том же смысле, в каком существуют люди, связанные этими социальными отношениями.

    Идея, что общим именам соответствуют не только обозначаемые ими отдельные предметы или лица, но и какие-то «общие предметы», восходит к Платону. Активные споры об объектах общих имен велись в Средние века. Сторонники реализма считали, что общее существует до предметов (в уме Бога), в предметах и, наконец, после предметов (в уме человека, фиксирующем их общность в каких-то чертах). Их противники номиналисты протестовали против опредмечивания абстрактных сущностей. С т.зр. номинализма реальны только единичные вещи, общее же существует только в уме человека, но не в самом мире.

    Возражение против Г. было связано также с требованием «не удваивать сущности», известным под названием «бритва Оккама». Если не только объекты, но и их общие свойства становятся самостоятельными предметами, это означает, что мир удваивается. Нельзя сомневаться в том, утверждали номиналисты, что существуют «круглые вещи», однако необходимо протестовать против существования в качестве особого объекта также «круглости». Признание существования такого объекта означало бы, что вещи, называемые «круглыми», дополняются новой вещью, именуемой «круглостью».

    Г. недопустимо в строгом рассуждении, где «удвоение мира» ведет к путанице между реальными предметами и вымышленными. Но оно успешно используется в художественной литературе, где правда и вымысел могут переплетаться.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (греч. hypostasis - сущность, субстанция) - рассмотрение абстрактных объектов (см. АБСТРАКТНОЕ), не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве непосредственных объектов человеческого мышления. Вневременность и внепро-странственность гипостазированных объектов отличает их от эмпирических объектов внешнего мира, обладающих пространственно-временными характеристиками. Г. есть процесс осмысления в заданной системе категорий объекта рефлексии, наделенного исключительным, несвойственным ему статусом (например, понятие «число» в пифагореизме, «диалог» в философии Левинаса и др.).

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    гипостази́рование

    (от ипостась), наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлечённого понятия, свойства, идеи (например, «числа» в пифагореизме и т. п.).

    * * *

    ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

    ГИПОСТАЗИ́РОВАНИЕ (от ипостась(см. ИПОСТАСЬ)), наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи (напр., «числа» в пифагореизме и т. п.).

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Энциклопедия социологии

    (от греч. hypo - под и stasis - постоянность, устойчивость) - англ. hypostasis; нем. Hypostasierung. 1. Приписывание самостоятельного бытия тому, что является свойством, отношением, абстрактным понятием. 2. Ошибочное заключение о существовании реальных объектов на основании того, что существуют слова, обозначающие мысленные объекты.

  15. Источник: Энциклопедия социологии



  16. Толковый словарь по социологии

    (от греч. hypo - под и stasis - постоянность, устойчивость) - англ. hypostasis; нем. Hypostasierung. 1. Приписывание самостоятельного бытия тому, что является свойством, отношением, абстрактным понятием. 2. Ошибочное заключение о существовании реальных объектов на основании того, что существуют слова, обозначающие мысленные объекты.

  17. Источник: Толковый словарь по социологии



  18. Социология: Энциклопедия

    (греч. hypostasis - сущность, субстанция) - 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве непосредственных объектов человеческого мышления. Вневременность и внепространственность гипостазированных объектов отличает их от эмпирических объектов внешнего мира, обладающих пространственно-временными характеристиками. Г. есть процесс осмысления в заданной системе категорий объекта рефлексии, наделенного исключительным, несвойственным ему статусом (например, понятие "число" в пифагореизме, "диалог" в философии Левинаса и др.); 2) логико-семантическая ошибка, связанная с неправильным употреблением так называемых "мнимых" имен или ономатоидов (греч. "онома" - имя, "ономатоид" - нечто похожее на имя), не обозначающих конкретные объекты (например, "справедливость", "право", "обязательство", "равенство" и т.д. не являются именами конкретных предметов). Результатом признания мнимых имен в качестве действительных при одинаковом понимании существования их денотатов ( Денотат) является Г. "мнимого" названия. Путем Г. создавалась, например, философия права, содержащая постулаты об идеальном правопорядке, совершенных нормах и т.д. Вторым источником логико-семантического Г. является платоновская интерпретация наименований, которые считаются общими не по названию, а общими по пониманию. Г. находится в зависимости от понимания смысла имени. Ситуации, в которых единичная интенция заменяется интенцией общей, являются контекстами Г. Именованиям общей интенции соответствуют не только отдельные объекты, т.е. десигнаты, но и общие абстрактные объекты, т.е. денотаты. Например, величина площади круга S=ПR2 зависит от иррационального числа П и может существовать только как гипостазированный объект.

    С.В. Воробьёва

  19. Источник: Социология: Энциклопедия



  20. Словарь терминов логики

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: