Большая Советская энциклопедия

    (от лат. missio — посылка, поручение)

    одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Фактически М. ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с 3 в. до н. э. Христианское М. возникло в 4 в. н. э. К 13—16 вв. относится проникновение христианского М. в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии («Дранг нах Остен»).

    М. католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (15—16 вв.). М. помогало колонизаторам захватывать и «осваивать» новые земли. Для руководства католического М. папа Григорий XV в 1622 учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 — Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В 17—18 вв. в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале 19 в. возникли миссионерские организации в США. М. активизировалось в последней трети 19 в. в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

    Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

    Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием Суфизма—странствующие монахи — суфии.

    М. в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством. В 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (Коми). В 16 в. усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в 18 — 1-й половине 19 вв. среди народов Сибири и Кавказа. В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 насаждением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство М. в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всеросс. и местные съезды миссионеров.

    После 2-й мировой войны 1939—45, в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. М. превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство — не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы М.: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португ. колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

    Лит. : Шейнман М. М., Ватикан и католицизм в конце XIX — нач. XX в., М., 1958; его же, Современный клерикализм, М., 1964; Лаврецкий И. Р., Тень Ватикана над Латинской Америкой, М., 1961; его же, Колонизаторы уходят — миссионеры остаются, М., 1963; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Шпажников Г. А., Религии стран Африки, М., 1967; Ястребов И. Б., Проблемы миссионерства на Соборе, «Вопросы научного атеизма», 1968, в. 6; Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М., 1968; Мустафа аль-Халидн, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. с араб., М., 1961.

    М. М. Шейнман.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. миссионе́рство;
    2. миссионе́рства;
    3. миссионе́рства;
    4. миссионе́рств;
    5. миссионе́рству;
    6. миссионе́рствам;
    7. миссионе́рство;
    8. миссионе́рства;
    9. миссионе́рством;
    10. миссионе́рствами;
    11. миссионе́рстве;
    12. миссионе́рствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    Деятельность миссионера.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    МИССИОНЕ́РСТВО, миссионерства, мн. нет, ср. Деятельность миссионера.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Деятельность миссионера.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    МИССИОНЕРСТВО - деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. Наибольшее развитие получило в христианстве.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    МИССИОНЕРСТВО (от латинского missio - посылка, поручение), деятельность церквей и сект по распространению собственного вероучения среди инаковерующих. У католиков и православных миссионерством занимаются служители культа, у протестантов миссионерство - обязанность каждого верующего.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    только ед. missionary work

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    missions f pl

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    misiones f pl

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    МИССИОНЕ́РСТВО -а; ср. Деятельность миссионера.

    * * *

    миссионе́рство

    деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. Наибольшее развитие получило в христианстве.

    * * *

    МИССИОНЕРСТВО

    МИССИОНЕ́РСТВО, деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих. Наибольшее развитие получило в христианстве.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Советская историческая энциклопедия

    (от лат. missio - посылка, поручение) - форма деятельности религ. орг-ций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих; в действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политич. целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у к-рых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христ. церковь. В 3 в. до н. э. др.-инд. царь Ашока посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал. С тех пор буддийское М. (осуществлявшееся нередко странствующими монахами) получило значит. распространение. Христ. миссионеры, после распространения христианства по всей Рим. империи и признания его императором Константином (313), по существу, служили делу укрепления внешнеполитич. и стратегич. позиций империи, обращая в христианство окружающие империю варварские племена. После распада Рим. империи (395) христ. М. стало средством распространения политич. влияния и экспансии папства, а также Византии и ряда феод. монархий Европы; насаждение христианства в католич. форме было идеологич. прикрытием нем. феод.-колон. наступления на В. (см. "Дранг нах Остен"). Миссионеры участвовали в крестовых походах (1096-1279), в ходе к-рых они помогали осуществлению политич. и торг. целей зап.-европ. феодалов и католич. церкви. М. заняло важное место в деятельности религ. орденов (францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Их проникновение в Китай относится к концу 13 - нач. 14 вв., в Индию - к 15 в., в Японию - к 16 в. Широкую миссионерскую деятельность вела рус. православная церковь (см. ниже Миссионерство в России).

    После великих географич. открытий и создания исп. и португ. колониальных империй (15-16 вв.) расширилось поле миссионерской деятельности католич. церкви, активно помогавшей колонизаторам "осваивать" новые земли, особенно в Лат. Америке. Исп. и португ. короли предоставляли миссионерам всевозможные привилегии, направляли и контролировали их деятельность, к-рая сопровождалась массовым истреблением местного населения и уничтожением памятников его культуры. В 1622 папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры при Ватикане для руководства католич. М. Позже в ряде стран для содействия миссионерской деятельности были созданы католич. миссионерские об-ва.

    В 17-18 вв., в связи с вступлением на путь колон. политики Нидерландов и Англии, стали расширять сферу миссионерской деятельности протестантские церкви этих стран. К концу 18 в. были учреждены многочисл. протестантские миссионерские об-ва. В нач. 19 в. возникают миссионерские орг-ции в США.

    В последней трети 19 в. началась новая активизация миссионерской деятельности, связанная с борьбой колон. держав за раздел мира. Широко развернулась в это время деятельность миссионеров в Африке (впервые появившихся здесь еще в эпоху крестовых походов). Обострявшаяся в Африке (напр., в Буганде) борьба миссионеров-протестантов и католиков стала частью борьбы за колон. раздел "Черного континента". Колонизаторы передали миссионерам школьное дело в колониях. Просветит. деятельность миссионеров сводилась к сообщению учащимся (составлявшим ничтожную часть населения колоний) элементов начальной грамотности и воспитанию их в духе преклонения перед "ниспосланными богом" колонизаторами. Поддерживаемые колон. администрацией, субсидируемые правительств. органами и капиталистич. монополиями, миссионерские учреждения стали владельцами крупных капиталов и зем. богатств. После 2-й мировой войны, когда перед народами Африки, завоевавшими политич. независимость, открылись перспективы перехода на некапиталистич. путь развития, большое место в деятельности миссионеров заняла антикоммунистич. пропаганда. М. стало активным проводником политики неоколониализма.

    Крах колон. системы, образование после окончания 2-й мировой войны независимых гос-в в Азии и Африке привели к кризису христ. М. Многолетние связи с колонизаторами дискредитировали христ. М. и способствовали росту антимиссионерских движений. Христ. миссионеры нередко высылаются из освободившихся стран за проимпериалистическую пропаганду и подрывную деятельность.

    В Африке враждебное отношение нас. к христ. миссионерам создает благоприятные условия для активизации организованных там после 2-й мировой войны центров мусульм. пропаганды ("Исламский конгресс" в Каире, осн. в 1957, и др.).

    В целях приспособления миссионерской деятельности к новым условиям католич. церковь приступила к пересмотру своих методов. Энцикликами пап Пия XII "Fidei Donum" (1957) и Иоанна XXIII "Princeps Pastorum" (1959), а также решениями 2-го ватиканского Вселенского церковного собора (1962-65) предусматривается создание в более широких масштабах церк. иерархии из местных жителей, включение в христ. культ местных религ. обрядов, культовых танцев, музыки, широкое использование радио и телевидения для миссионерской пропаганды и осуществление ряда др. мероприятий. В 1960 Иоанн XXIII возвел в кардиналы негритянского епископа из Танганьики; в 1965 Павел VI возвел в кардиналы епископа - уроженца Верхней Вольты; еще раньше, в 1953, Пий XII возвел в кардинальское достоинство инд. епископа.

    В связи с ростом в совр. бурж. странах атеизма и индифферентного отношения к религии, церкви (католич. и протестантская) стали создавать различные учреждения для "внутренней миссии" с целью возвращения в лоно церкви отошедших от нее христиан. Одна из форм "внутренней миссии" - созданный во Франции во время 2-й мировой войны ин-т священников-рабочих, а также создаваемые во все большем числе учреждения т. н. светского апостолата, ставящие своей целью вовлечение мирян в активную церк. деятельность.

    М. М. Шейнман. Москва.

    Кризис М., вызванный распадом колон. системы, нашел отражение в огромном потоке лит-ры, центр. место в к-рой занимает проблема связи М. с колониализмом. В апологетич. лит-ре (напр., В. de Vaulx, Les missions, P., 1960; R. Delavignette, Christianisme et colonialisme, P., 1960; Histoire universelle des missions catholiques, t. 1, P., 1956; O. Niederberger, Kirche - Mission - Rasse, Beckeneid-Schönek, 1961; R. Sundkler, The Christian ministry in Africa, Uppsala, 1960; его же, Bantu-prophets in South Africa, L., 1961) делается попытка отрицать связь М. с колониализмом в настоящем, а иногда и в прошлом; вместе с тем в этих работах иногда подвергаются критике устаревшие методы миссионерской деятельности.

    Подъем нац.-освободит. борьбы после 2-й мировой войны породил большое количество критич. лит-ры, раскрывающей колониалистскую сущность миссионерства. К ней относятся такие книги как М. К. Gandhi, Christian missions, 2 ed., Ahmedabad, (1957); Мустафа аль Халиди, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. с араб., М., 1961, и др.

    В марксистских (советских и зарубежных) исследованиях выявляется роль миссионерства как идеологич. оружия колониализма и неоколониализма. В работах Х. Лота "Колониализм под сутаной" (пер. с нем., М., 1962), И. Лаврецкого "Тень Ватикана над Латинской Америкой" (М., 1961), "Колонизаторы уходят - миссионеры остаются" (М., 1963), М. М. Шейнмана "Современный клерикализм" (М., 1964), Б. И. Шаревской "Старые и новые религии Тропической и Южной Африки" (М., 1964) и др. разоблачаются идеологич. ухищрения миссионеров, направленные на сохранение колон. порядков.

    И. С. Борисова. Москва.

    Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерус. народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 в.) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й пол. 19 вв. - среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. миссии, а на Сев. Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Об-во восстановления православного христианства на Кавказе). В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское об-во, к-рое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие тат. населения занималось с 1867 церк. братство св. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в зап. губерниях России в кон. 19 в. вели 159 церк. братств. М. вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), сев.-амер. и алеутская, превращенная в 1912 в амер. епархию; на Бл. Востоке - миссии в Палестине (с 1847) и в Иране - Урмийская (с 1897). Руководство М. осуществлялось Синодом, к-рый разрабатывал уставы миссионерских об-в, проводил всеросс. (с 1897 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды и т. п. Являясь одной из форм колониальной русификаторской политики царизма, М. поддерживалось полицейско-адм. мерами, вплоть до высылки в Сибирь лиц, упорствовавших в своих нац. верованиях, а также отклонившихся от офиц. православия - сектантов и старообрядцев.

    В. И. Корецкий. Москва.

  23. Источник: Советская историческая энциклопедия



  24. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    миссион’ерство — хотя этого слова нет в Библии, оно, как и слово «религия» (см.), весьма часто употребляется в христианской практике. Миссионерская деятельность, «посланничество», как они понимаются многими христианами, особенно в экономически развитых и благополучных странах, не были поручены истинно верующим. Слова «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие...» (Мар.16:15 ), как и другие аналогичные слова Писания, были сказаны только Апостолам. И хотя Апостолы не все (1Кор.12:29 ), всем миссионерам эта роль очень нравится. Но миссионерство, особенно как специальная разъездная деятельность по «обращению душ», не является задачей верующих. Если Сам Отец не приведет кого-то ко Христу (Иоан.6:44,65; Иоан.10:29; Иоан.17:6 ), этого не сделает никто, какой бы инструкцией он ни пользовался. Делать это за Бога, пусть даже по научно разработанной методике или специальной программе, есть опасное самоволие и самовозвеличение, чем так наполнен и чем так отличается этот мир. Во всем Новом Завете верующим нигде не дано такого поручения, но им поручено, заповедано, вменено в обязанность сохранять вполне статическую позицию (Мат.5:14 -15), прославляя Спасителя своей жизнью (образом жизни) и своим трудом (для своего прокормления и ближних), а старейшинам (пресвитерам) и епископам (руководителям) общин — не метаться по свету (на чужой счет живя «великосветской» жизнью), а в своей среде учить, наставлять, исправлять, являя собой пример и работая своими собственными руками (Пс.21:23 -24,26; Пс.36:3; Ос.6:3,6; Мих.6:8; Зах.8:16; Мат.11:12; Иоан.6:29; Иак.5:16; 1Пет.2:12; 1Пет.3:15; 1Пет.4:10; 2Пет.1:5 -11; 2Пет.3:17 -18; Еф.4:28; Фил.1:29; Фил.2:15 -16; Фил.4:9; Кол.4:2; 1Фес.4:1 -12; 1Фес.5:11 -14; 2Фес.3:4; 1Тим.5:17; Отк.2:25; Отк.3:11 ). (см. христианство, церковь)

  25. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  26. Энциклопедия социологии

    (от лат. missio - посылка, поручение) - англ. missionary activity; нем. Missionswesen. Деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев.

  27. Источник: Энциклопедия социологии



  28. Толковый словарь по социологии

    (от лат. missio - посылка, поручение) - англ. missionary activity; нем. Missionswesen. Деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев.

  29. Источник: Толковый словарь по социологии



  30. Большой Энциклопедический словарь

  31. Источник: