(causa occasionalis — случайная причина) — название теории Арнольда Гэйлинкса (см.), которая должна объяснить взаимодействие души и тела. Из того, что Декарт определил материю и дух противоположными признаками (материя = протяженности, res extensa, дух = сознанию, res cogitans), возникла трудность в объяснения эмпирического факта воздействия души на тело, и наоборот. Сам Декарт склонялся в пользу теории, впоследствии получившей название influxi physici, т. е. теории физического влияния. Ошибка в решении Декарта — предполагавшего, что взаимодействие устанавливается в glandula pinealis, — была слишком очевидной, и потому последователи Декарта постарались обойтись без понятия воздействия или влияния. Для этого было предположено Гэйлинксом божественное вмешательство. Так как душа не может действовать на тело, вследствие противоположности атрибутов, и так как только тот действует, кто знает, что он действует, человек же не знает, как волевое состояние переходит в движение, то, очевидно, взаимодействие души и тела есть чудо: ввиду известного состояния воли всемогущее божество приводит в известное движение человеческое тело, например руки, и наоборот, при действии солнечного луча всемогущий Бог создает в сознании ощущение света. Теорию О. Гэйлинкс иллюстрирует знаменитым примером двух часов — примером, повторенным впоследствии Лейбницем (см.), изменившим О. в так называемую теорию предустановленной гармонии. Несмотря на очевидную слабость теории О., нужно ей поставить в заслугу то, что она, будучи прямым результатом дуализма Декарта, представляет первую серьезную попытку анализа понятия причинности. В феноменализме Милля и в О. Гэйлинкса много родственного; оба воззрения сводятся окончательно к отрицанию причинной связи.
Э. Р.
(от лат. occasio, род. падеж occasionis — случай, повод)
направление в западно-европейской философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистической философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на тело и на оборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным пунктом О., утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной какой-либо мысли или волевого акта, в действительности, по учению О., есть не более чем «повод» для истинной «действующей» причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О. объявлял результатом непрерывного «чуда» — прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае. Идеалистическую переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Г. ЛейбницаО. был переработан в учение о предустановленной гармонии.
Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм, Берлин — П. — М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М. — Л., 1940, с. 138—48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, P., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); Balz A., Cartesion studies, N. Y., 1951; Callot E., Probléemes du cartesianisme, Cardet-Annecy, 1956.
В. В. Соколов.
ОККАЗИОНАЛИ́ЗМ, окказионализма, муж. (от лат. occasio - случайность) (филос.). В идеалистической философии - течение, отрицающее прямую причинную связь между душевными и телесными явлениями.
I
м.Направление в философии XVII в., представители которого отрицали естественную связь психического (души) и физического (тела) и объясняли их взаимодействие непосредственным вмешательством Бога [Бог I].
II
м.см. окказионализмы
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio - род. п. occasionis - случай, повод), направление европейской философии 17 в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии.
муж.;
филос. occasionalism
м. филос.
ocasionalismo m
ОККАЗИОНАЛИЗМ
(лат. occasio — случай, оссаsio-nalis — случайный) — направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители — И. Клауберг (1622—1665), А. Гейлинкс (1625—1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной — Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности).
(от лат. occasional — случайный) — направление картезианской метафизики втор. пол. 17 в., основанное на положении о непрерывном божественном посредничестве между телесной и духовной субстанциями. Телесные и духовные изменения являются поводами для соотносящей их друг с другом божественной деятельности. Причинно-следственные отношения понимаются как отношения творения; сотворенные субстанции к творению не способны (положение, встречающееся уже у мутакаллимов и аль-Газали) (см. ГАЗАЛИ ). Поэтому взаимодействие не только между душой и телом, но и между телами требует непрерывного сверхъестественного вмешательства. Из параллелизма духа и материи следует утверждение о том, что внешние предметы познаются не чувственным путем, а через созерцание идей в Боге. Представители О. — И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш, Л. де Ла Форж, Ж. де Кордемуа и др. — искали соответствие духовного и телесного, в отличие от ортодоксальных картезианцев, не в шишковидной железе (Р. Декарт), а в высшем Бытии, производящем и поддерживающем над Ничто обе субстанции. Критика О. со стороны С. Фуше (непротяженное Божество, как и душа, не может влиять на протяженные тела) заставила Мальбранша допустить, что Бога нельзя отнести ни к телесной, ни к духовной субстанции. Т.о., психофизическая проблема решается окказионалистами онтологически (онтософически, по Клаубергу): любое несовершенное бытие возможно только через бытие совершенное. Идеи О. послужили основанием теории предустановленной гармонии Г. В. Лейбница и критики естественной причинности Д. Юмом.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio - случай, occasionalis - случайный) - направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставленной дуализмом Декарта проблемы соотношения души и тела и ориентированное на их трактовку как абсолютно разнородных, а потому не способных к взаимодействию. Классические представители - И. Клауберг (1622-1665), А. Гейлинкс (1625-1669) и др. Согласно О., взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной - Богом. Наиболее последовательное выражение позиция О. нашла в философии Мальбранша, доведшего основоположения О. до их логического завершения и сформулировавшего тезис о невозможности не только влияния тела на душу (источником ее движений выступает лишь Бог как высшая духовная инстанция), но и тела на другое тело. Влияние идей О. может быть обнаружено в философии Лейбница (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности).
ОККАЗИОНАЛИ́ЗМ -а; м. Лингв. Слово, образованное по непродуктивной модели и употреблённое применительно к данному контексту.
* * *
окказионали́зм(от лат. occasio, род. п. occasionis — случай, повод), направление европейской философии XVII в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии.
* * *
ОККАЗИОНАЛИЗМОККАЗИОНАЛИ́ЗМ (от лат. occasio, род. п. occasionis — случай, повод), направление европейской философии 17 в., утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходит из идей Р. Декарта и картезианства. Главные представители: А. Гейлинкс и Н. Мальбранш; в философии Г. Лейбница окказионализм переработан в учение о предустановленной гармонии(см. ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ).
(от лат. occasionalism - случайный) - англ. occasionalism; нем. Okkasionalismus. Философско-теологическая доктрина XVII в. (И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш), отрицающая возможность взаимодействия духа и тела и рассматривающая одновременность происходящих в них изменений как результат божественного вмешательства.
(от лат. occasionalism - случайный) - англ. occasionalism; нем. Okkasionalismus. Философско-теологическая доктрина XVII в. (И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш), отрицающая возможность взаимодействия духа и тела и рассматривающая одновременность происходящих в них изменений как результат божественного вмешательства.