в христианстве магические культовые действия, совершение которых, согласно церковному вероучению, сообщает людям сверхъестественную чудодейственную силу — «божественную благодать». Корни Т. восходят к дохристианским мистериям (См. Мистерии). Т. вводились постепенно с созданием и укреплением христианской церковной организации. Первыми в христианской литературе упоминаются Т. крещения и причащения (конец 1—2 вв., Послания апостолов, «Деяния апостолов»). В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438—45) католическая, а также православная церкви приняли семь Т.: 1) крещение (погружение новорождённого в воду у православных, обливание — у католиков, окропление — у протестантов), совершаемое над человеком в знак приобщения его к церкви, очищающее якобы от грехов; 2) миропомазание — «освящение» человека путём смазывания его ароматической смесью (миро); 3) причащение (евхаристия), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, — лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения («отпущение грехов») от имени Христа; 5) церковный брак (в католической церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). Т. может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий, по учению церкви, в роли посредника между богом и людьми. Таким образом, церковное учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви.
У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символические акты. Энциклика папы Павла VI «Mysterium fidei» (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения (вместе с тем допускает некоторое послабление в отношении формы их совершения). В современном протестантизме также наблюдается тенденция к подчёркиванию значения Т. как средства укрепления религиозной веры.
Лит.: Ранович А., Происхождение христианских таинств, М.—Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христианских таинств, М., 1956.
Б. Я. Рамм.
мн.
Христианские обряды, приобщающие верующих к Божественной благодати и обладающие чудодейственной силой (крещение, причащение, исповедь, церковный брак, миропомазание, елеосвящение и посвящение в священнослужители).
ТАИНСТВА - по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.
ТАИНСТВА, в христианстве священные действия, через которые тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божья. Католическая и православная церкви признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.
та́инства
по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к Божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак.
* * *
ТАИНСТВАТА́ИНСТВА, по христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак.
в христианстве магич. культовые обряды, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохрист. мистериям. Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения (Послания апостолов, "Деяния апостолов"), в 3 в. - священство, у церк. авторов 4-5 вв. - прочие Т. Культ Т. вводился постепенно с созданием и укреплением христ. церк. орг-ции. Т., по учению церкви, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий якобы в роли посредника между богом и людьми. Т. о., учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-1445) католич., а затем православная церкви приняли 7 Т.: 1) крещение; 2) миропомазание; 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической - духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило, - лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние); 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь признает крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Совр. католич. церковь усиливает пропаганду Т. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения. В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры.
Лит.: Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христ. таинств, М., 1956; James E. О., Christian myth and ritual, L., 1937.
Б. Я. Рамм. Ленинград.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.