(латин. caesura — разрез). — В статье о стихосложении (см.) выяснено значение Ц. — естественного перерыва в длинном стихе. Наше внимание может охватить значительную ритмическую группу как целое лишь в том случае, если она распадается на части; ограниченность наших сил требует остановки для отдыха. Немецкие теоретики отличают собственно Ц. — остановку в стопе после слога с ударением, иногда с заменой недостающего для счета слога паузой, — от диэрезы, т. е. остановки, происходящей вследствие совпадения конца стопы с концом стиха. Вообще такое совпадение нежелательно: связующий элемент стиха должен иметь самостоятельное значение; но раз или два в длинном стихе совпадения и обусловленные ими передышки нужны. В античной метрике теория Ц. была разработана с богатством подробностей, которое объясняется потребностью классического метрического стиха, лишенного рифмы, в связующем элементе Ц. Гекзаметр требует одной Ц., может иметь до трех, но не должен быть делим пополам, как александрийский стих, после третьей стопы. Ц. могла быть после третьей полустопы (trihemimeres), после пятой (penthemimeres), после седьмой (hephthemimeres); после третьей стопы возможна в гекзаметре Ц., если третий дактиль перешел в трохей (τομή κατά τρίτον τροχαίον). Буколической называлась употребительная в буколической поэзии Ц. после четвертого дактиля. Пентаметр разделяется Ц. на две равные части. Таким же образом делится в новой версификации александрийский стих, только местом Ц. отличающийся от другого шестистопного ямба (греческого) — ямбического триметра, который неизменно избегает столь типичной для александрийского стиха диэрезы в заключении третьей стопы:
Que toujours dans vos vers || le sens coupaut les mots
Suspende l'hemistiche || et marque le repos.
Долго французские и немецкие теоретики требовали обязательной Ц. в "белом стихе" — пятистопном ямбе — после четвертого слога, но теперь этот легкий стих считается свободным; Ц. после четвертого слога признается лишь более благозвучной. Вообще в ряду многих белых стихов с Ц. допускаются стихи и без таковой.
I
Цезу́ра (лат. caesura — рассечение)
медиана, в стихосложении, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы.
В силлаботоническом стихосложении, наоборот, Ц., как правило, совпадает с границей стоп: в цезурованном 5-стопном ямбе Ц. стоит после 2-й стопы («Ещё одно | последнее сказанье...», А. С. Пушкин), в 6-стопном ямбе и хорее — после 3-й («Дни поздней осени | бранят обыкновенно...», Пушкин), в 4-стопном амфибрахии иногда — после 2-й («Гляжу, как безумный, | на чёрную шаль...», Пушкин) и т.п. Чем длиннее стих, тем более он нуждается в Ц. Являясь обычно сильной интонационной паузой, Ц. отчасти сближается со стихоразделом: предцезурная стопа может (подобно клаузуле (См. Клаузула)) принимать усечения и наращения, а также рифму («Три у Будрыса сына, | как и он, три литвина...», Пушкин).
IIЦезу́ра
в музыке, грань между частями, разделами, построениями музыкального произведения. Наряду с прочими факторами Ц. обеспечивает восприятие членения произведения, его структуры. Специальных знаков для обозначения Ц. не существует; отчасти о их местоположении позволяют судить фразировочные лиги (См. Лига). В ряде случаев Ц. совпадают с перерывами в звучании (паузами); они всегда возникают после мелодической и гармонической каденции (См. Каденция), после остановки на долгом звуке, в момент перехода от ритмической фигуры к её повторению и т.п. Значительность («глубина») Ц. пропорциональна масштабам построений и степени их законченности. В ряде случаев возможно различное истолкование местоположения и глубины Ц., чем в числе прочего определяется своеобразие индивидуальной интерпретации произведения.
жен. пресеченье; конец первого полустишия в пяти- и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся
ЦЕЗУ́РА, -ы, жен. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами.
| прил. цезурный, -ая, -ое.
-ы, ж.
1. лит.
Обязательная для данного стихотворного размера пауза внутри стихотворной строки.
Малая цезура. Большая цезура.
2. муз.
Пауза в музыкальной мелодии.
Ладовая цезура. Мелодическая цезура.
[лат. caesura]
ЦЕЗУ́РА, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):.
1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти- или шестистопного стиха (лит.).
2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.).
ж.
1.
Ритмическая пауза внутри стихотворной строки.
2.
Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями; пауза.
ЦЕЗУРА (лат. caesura - рассечение) -..1) постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха
2)] Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
жен.;
лит. caesuraж. лит. caesura.
ж лит.
Zäsur f
цезура ж лит. Zäsur f c
ж.
(в стихосложении) césure f
ж.
1)лит. cesura f
2)муз. pausa f
ж.
1)лит. cesura f
2)intervallo m
(лат. caesura – рассечение), постоянный словораздел в стихе, пауза, необходимая для интонационного деления стиха на полустишия в том случае, если этот стих многосложный. В силлабо-тонике используется, если в стихе более пяти 2-сложных или более четырёх 3-сложных стоп. В поэтической речи слово «цезура» часто используется для обозначения регулярной внутристиховой паузы. «Люблю цезуру на второй стопе» в поэме А. С. Пушкина «Домик в Коломне» означает: Люблю паузу после второй стопы (речь идёт о 5-стопном ямбе).
ЦЕЗУ́РА -ы; ж. [лат. caesura]
1. Лит. Обязательная для данного стихотворного размера пауза внутри стихотворной строки. Большая, малая ц. Расставить цезуры.
2. Муз. Пауза в музыкальной мелодии. Ладовая, мелодическая ц.
◁ Цезу́рный, -ая, -ое.
* * *
цезу́ра(лат. caesura — рассечение), 1) постоянный словораздел в стихе, например в силлабо-тоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном — после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха.2) Синтаксическая граница между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
* * *
ЦЕЗУРАЦЕЗУ́РА (лат. caesura — рассечение),
1) постоянный словораздел(см. СЛОВОРАЗДЕЛ) в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном — после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение(см. УСЕЧЕНИЕ), наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха.
2) Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
(от лат. caesura - рубка, рассечение) - термин, заимствованный из теории стиха, где он обозначает определяемое метром постоянное место словораздела, членящее стих на полустишия (синтаксич. пауза при этом не обязательна). В антич. стихе это членение совпадает с членением муз. фразы. В музыке, по связанной со стихом, Ц. но метрическая, а смысловая грань, выявляемая в исполнении переменой дыхания, остановкой и т. п. Подобно синтаксич. знакам препинания, Ц. бывают различными по глубине, наряду с разграничительной могут выполнять соединит. функцию ("паузы напряжения"). Как исполнительское указание (напр., у Г. Малера) слово "Ц." означает люфт-паузу (обычно более заметную сравнительно с не имеющей этого указания). То же значение имеют запятая (применялась уже Ф. Купереном), фермата (на тактовой черте или между нотами), знаки и. Подобные обозначения применяются редко, т. к. в музыке нового времени сквозное развитие, преодолевающее Ц., существеннее, чем фразировочные границы. Последние б. ч. предоставляются композитором на усмотрение исполнителей и нередко относятся к отд. голосам, а не к муз. ткани в целом.
М. Г. Харлап.2)] Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.