см. Необходимость и случайность.
СЛУЧА́ЙНОСТЬ, -и, жен.
1. см. случайный.
2. Случайное обстоятельство. Помешала с. По счастливой случайности.
-и, ж.
1.
Свойство по знач. прил. случайный.
Случайность встречи. Случайность заработка.
2.
Непредвиденное, неожиданное обстоятельство.
Во Владивостоке он, благодаря счастливой случайности, встретил своего земляка. М. Горький, Для мира.
— Думаю я, что оплошности вы не сделаете, хотя случайности могут быть всякие. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
3.
Обстоятельство, не вытекающее с необходимостью из каких-л. условий, не обусловленное причинно.
— Рождение человека — случайность, а смерть — закон. Куприн, На покое.
Случайностей — нет, все явления жизни обоснованы. М. Горький, Пролетарский гуманизм.
4. филос.
Объективно существующая форма причинной обусловленности, не основанная на внутренней существенной необходимости.
СЛУЧА́ЙНОСТЬ, случайности, жен.
1. только ед. отвлеч. сущ. к случайный (книжн.). Случайность встречи.
2. Случайное обстоятельство. «Гибель частной промышленности нельзя считать случайностью.» Сталин. Пустая случайность помешала мне уехать в срок. По случайности (случайно). По несчастной случайности (случайно и к несчастию). По счастливой случайности. Целый ряд случайностей.
3. То, что не вытекает закономерно, с необходимостью из внутреннего развития явлений (филос.). Случайность, говорит Энгельс, представляет собою форму, за которой скрывается необходимость.
ж.
1.
отвлеч. сущ. по прил. случайный 1.
2.
Непредвиденное, неожиданное обстоятельство, явление.
3.
Отсутствие причинной обусловленности, закономерности чего-либо.
СЛУЧАЙНОСТЬ, смотри Необходимость и случайность.
жен. chance;
fortuity, fortuitousness (случайный характер) по счастливой случайности ≈ by a flukeслучайность: f. chance
randomness
f.chance, randomness, contingency
случайность ж Zufall m 1a*; Zufälligkeit f c по счастливой случайности durch einen glücklichen Zufall
ж
Zufall m (умл.); Zufälligkeit f
по счастливой случайности — durch einen glücklichen Zufall
ж.
1)hasard(придых.) m; éventualité f(возможность)
по счастливой случайности — le hasard voulut que...
2)(случайный характер) caractère m fortuit
ж.
1)(случайное обстоятельство) casualidad f; eventualidad f(возможность)
э́то проста́я случа́йность — es un hecho fortuito
по счастли́вой случа́йности — por fortuna, por dicha
по чи́стой случа́йности — por mera casualidad
зави́сеть от случа́йностей — depender de los azares (de las circunstancias)
2)(случайный характер) carácter casual (fortuito, accidental)
случа́йность встре́чи — carácter accidental del encuentro
ж.
1)(свойство) caso m, casualità, accidentalita
2)(непредвиденное обстоятельство) eventualità; caso m, combinazione, occasione; caso fortuito
по счастливой случайности — per combinazione / fortuna; per un caso fortunato
это чистая случайность — è un
偶然, 偶然性, 事故, 意外事故
— филос. категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как необходимую (см. НЕОБХОДИМОСТЬ ). Отсюда следует, что С. и логически, и исторически нельзя рассматривать в отрыве от необходимости, а тем более противопоставлять ей. Такое противопоставление всегда приводило к одностороннему, а следовательно, ошибочному взгляду на мир.
В истории философии подход к определению С. зависел от характера или типа того мировоззрения, в рамках которого она рассматривалась. Так, в механистической картине мира, где господствовала концепция «жесткого» детерминизма, случайные явления либо отрицались вообще, либо под ними подразумевались явления, причины которых были неизвестны. Считалось, что как только эти причины будут найдены, явления автоматически окажутся необходимыми. Напр., 77. Гольбах категорически утверждал: «Ничего в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами». Такой взгляд на С. находился в полном согласии с научными представлениями и картиной мира естествознания 17—18 вв. Классическое естествознание и прежде всего механика анализировали только такие процессы, результаты которых можно было предсказать с полной достоверностью. Хотя ученые осознавали приближенный характер подобных представлений в применении к действительности, в теории продолжали придерживаться концепции «жесткого» детерминизма. Наиболее ясно ее выразил П. Лаплас, по фамилии которого такой детерминизм часто называют лапласовским: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной, наряду с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором».
Однако концепции «жесткого» (лапласовского) детерминизма и механистического мировоззрения в целом все больше и больше приходили в противоречие с реальными явлениями и событиями, которые стали изучаться в физике, биологии и социальных науках. С. все настойчивее вторгалась в науку и требовала своего исследования. Если считать все явления, процессы и связи между ними только необходимыми, остается непонятным, как может возникать новое в мире. О такой возможности догадывались еще некоторые антич. материалисты. Так, Лукреций в поэме «О природе вещей» вынужден был допустить произвольное отклонение в движении атомов, т.е. С. чтобы сохранить возможность появления новых вещей в мире. В настоящее время конструктивная роль С. ее значение для объяснения возникновения нового в развитии находят все большее признание в науке.
Количественным анализом случайных событий занимается математическая теория вероятностей, которая оценивает степень возможности появления таких событий. Практика показывает, что чем чаще появляется событие при данных условиях наблюдения, тем выше степень его вероятности. На этом исходном положении основывается статистическая интерпретация вероятности, которая рассматривает не отдельные случайные события, а случайные события массового, повторяющегося характера. Именно такие события исследуют современное естествознание и общественные науки. Хотя поведение отдельного элемента или некоторого ансамбля остается при этом случайным, но совокупное взаимодействие большого числа случайностей дает возможность оценить вероятность устойчивого поведения всего их ансамбля в целом. Т.о., именно в результате взаимодействия множества случайностей возникает определенная регулярность и устойчивость в поведении или функционировании совокупности или системы, которую называют статистической закономерностью.
• НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению оппозиционность Н. и С. была подвергнута неклассической философией в рамках неокантианства (Баденская школа о Н. как феномене, лишенном онтологического статуса), неопозитивизма (признание в аналитической философии за Н. исключительно логического смысла), историцизма (постдиль-теевская традиция философии истории, постулировавшая неповторимую уникальность исторического события как фундаментальное качество социальности, снимающее саму возможность постановки вопроса о законах истории как необходимых детерминационных связях), а также социологией (от «политической арифметики» 17 в. до методологически эксплицитного конструирования парадигмы вероятностного прогноза), общей теорией систем (от Н. Винера до И. Приго-жина) и естествознанием (от классической статистической физики молекулярно-кинетического уровня до физики элементарных частиц; от концепции самоорганизующейся и саморегулирующейся биологической системы до генетики и др.). Зафиксированная в 20 в. принципиальная статистичность фундаментальных закономерностей природы и истории позволяет конституировать сферу применимости динамических законов как частный и экстремальный случай протекания вероятностных процессов. см. также: СИНЕРГЕТИКА, СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
• СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе - философская категория для выражения таких связей действительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, друг друга определяющие зависимости; С. выражает наличие разнообразия в мире, придает черты неповторимости эволюционным процессам. История взглядов на С, в том числе применительно к обществу, колебалась от полного отрицания роли случая (жесткий детерминизм) до его абсолютизации (индетерминизм). При этом в силу специфики социальных изменений довольно часто подчеркивается исключительное господство С. в историческом процессе. Уже в античной философии сформировались две трактовки С: 1) С. есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, реально существует только необходимость (Демокрит); 2) С. является конструирующим началом во Вселенной (Эпикур). Долгое время господствующим был подход Демокрита, принявший в 18 в. форму классического детерминизма (Лаплас), который перенес законы механики, открытые Ньютоном, на всю действительность. Утверждалось, что законы природы носят исключительно динамический характер, что вызывает сугубо однозначный, необходимый характер связей, а потому объективно С. не существует, любое событие предсказуемо. В ключе классического рационализма эти взгляды переносятся на общество (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.), что приводит к выводам о предустановленной эволюции общества и о возможности на основе знаний рационально организовать его жизнь и тем самым избежать каких-либо неконтролируемых влияний. Однако ускорение социальной эволюции в 18-19 вв., крушение идеалов, вдохновлявших деятелей французской революции, явная непредсказуемость исторических событий потребовали более глубокого анализа роли С. Гегель трактует С. как объективное явление, вызванное несущественными, внешними причинами. Продолжает эту идею и марксизм, признающий важнейшую роль С. (вплоть до характера исторических персонажей) в истории. С. трактуется марксистами как форма проявления и дополнения необходимости (Энгельс), как результат пересечения причинных целей (Плеханов). Но при этом С. считается все же вторичной по отношению к необходимости, поскольку она влияет только на своеобразие исторических процессов (может их ускорить, замедлить и т.п.), конечный же результат предопределен необходимостью (объективными социальными законами), а с переходом к коммунизму сфера С. будет сужаться до бесконечно малой величины. В качестве реакции на явный или скрытый исторический фатализм данных концепций со второй половины 19 в. широко распространяются исторический индетерминизм (философия жизни, неокантианство и др.), стремившийся, зачастую в неадекватной форме, раскрыть качественную специфику социального процесса, ключевую роль в нем С. Научное подтверждение этих идей появилось в связи с созданием и развитием в 19-20 вв. статистической теории на основе теории вероятностей, что стало революцией в понимании мира. Заметим, что сам данный принцип первоначально появился в социальных исследованиях (У. Петти, А. Кетле, частично марксизм), а затем уже был широко развит естествознанием. Теория вероятностей изучает закономерности массовых случайных явлений. Речь идет о статистических закономерностях, действие которых является результатом массового процесса, где при переходе от одного явления к другому характеристики отдельных явлений изменяют себя независимым образом, и, налагаясь друг на друга, дают некоторую непредсказуемую заранее тенденцию. Такая эволюция характерна прежде всего для сложных самоорганизующихся систем, к которым относится и общество. В итоге С. признается в качестве самостоятельного и универсального, а не вторичного начала строения и эволюции мира, утверждается конструктивная роль случая как фактора свободы человека и непредопределенности и необратимости социальных изменений, условия появления нового в истории. Человек открывает для себя мир по законам случая, в процессе проб и ошибок, что свидетельствует о мозаичности, фрагментарности социального мира, где историческое событие как функция определенных обстоятельств задано случайным образом, будучи персонифицированным через особенности действующих людей. Задним числом мы можем объяснить необходимость какого-либо исторического события, но для современников оно всегда неожиданно, что и вызывает у людей представление о наличии в истории неких сверхчеловеческих сил. Наличие С. свидетельствует о нелинейности исторического процесса, о невозможности точных исторических предсказаний, можно только говорить о вероятности определенных тенденций. Особенно это специфично для современной цивилизации, характеризующейся неустойчивостью, неравновесностью социальных изменений. Более того, С. приобретает здесь решающий характер, поскольку, будучи созданной человеком, она может привести человечество к гибели. Ключевое значение для современного понимания роли С. в истории имеет философия нестабильности Пригожина. Изучая открытые (неравновесные) системы, Пригожин приходит к выводу об их случайном поведении, где порядок и беспорядок есть две стороны одного и того же мира; более того, беспорядок есть первичное состояние, из которого в любой непредсказуемой заранее точке может возникнуть нечто новое. Эти точки получили название точек бифуркации (ветвления), где возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. Бифуркационный скачок есть царство случайности, он может возникнуть в любой момент и направить систему в любом направлении. Когда же некий случайный выбор (социальная мутация) произойдет и установится новый порядок, то на передний план выходит необходимость событий. Таким образом, современный подход к С. в историческом процессе показывает ее ключевую роль, обеспечивающую нелинейность социальной эволюции, а также фундаментальное значение ответственного и обоснованного выбора людьми порядка своих действий, ибо в нынешнем обществе малые воздействия на входе могут вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе. (см. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ).
СЛУЧА́ЙНОСТЬ -и; ж.
1. к Случа́йный. С. встречи. С. заработка. С. ошибки. С. выводов. С. выбора.
2. Непредвиденное, неожиданное обстоятельство. Простая с. Счастливая с. Чистая с., что мы встретились. Жизнь полна случайностей. Покорно принимать все случайности судьбы. Надо быть готовым к любым случайностям.
3. Филос. Объективно существующая форма причинной обусловленности, не основанная на внутренней существенной необходимости. Внутренняя с. Объективная с. Необходимость и с. Отрицание случайности неизбежно приводило к фатализму.
◁ По случа́йности, в зн. нареч. Разг. Случайно. По случайности сел не в тот вагон.
СЛУЧАЙНОСТЬ
Я верю в безупречно точную случайность.
Станислав Ежи Лец
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
Наполеон I
Победители не верят в случайность.
Фридрих Ницше
Умный человек создает больше возможностей, чем находит.
Фрэнсис Бэкон
Разумеется, я верю в счастливую случайность, иначе как объяснить успехи людей, которых я не выношу?
Жан Кокто
Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем.
Станислав Ежи Лец
Случай — псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться своим собственным именем.
Анатоль Франс
Случай всегда подворачивается в самый неподходящий момент.
«Правило Дюшарма»
Счастливому случаю нужно помочь, если уж удалось его организовать.
«Пшекруй»
(см. СУДЬБА), (см. УДАЧА, ВЕЗЕНИЕ)
randomness
* * *
случа́йность ж. (событий, процессов)randomness, random quality
матем., физ.
випадко́вість, -вості
матем., физ.
випадко́вість, -вості
- англ. accident/ hazard; нем. Zufalligkeit. Тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами.
- англ. accident/ hazard; нем. Zufalligkeit. Тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами.