СОФИ́СТ, -а, муж. (книжн.). Человек, к-рый в своих рассуждениях прибегает к софизмам.
| жен. софистка, -и.
| прил. софистский, -ая, -ое.
-а, м.
1.
В древней Греции: профессиональный учитель философии и ораторского искусства.
2. мн. ч. (софи́сты, -ов).
Древнегреческие философы 5—4 вв. до н. э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством логической аргументации.
3.
Тот, кто прибегает к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений.
Прием всех софистов во все времена: брать примеры, заведомо относящиеся к принципиально непохожим случаям. Ленин, Крах II Интернационала.
[греч. σοφιστής]
СОФИ́СТ, софиста, муж. (греч. sophistes) (книжн.).
1. Человек, прибегающий к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений (неод.).
2. В древней Греции первонач. мудрец, знаток, потом платный учитель философии, красноречия, искусства спора, а также - философ, расходившийся с общепринятыми взглядами в вопросах религии и морали и обвинявшийся противниками в пользовании созифмами (ист. филос.).
I
м.Философ из группы древнегреческих просветителей V - IV вв. до н.э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия.
II
м.Тот, кто прибегает к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений.
муж. sophistsophist
м
Sophist m
софист м Sophist m 2c
м. книжн.
sophiste m
м.
sofista m
м. книжн.
sofista
«СОФИСТ» – название соч. Платона; в нем рассматриваются вопросы о сущности софиста, государственного мужа и философа.
СОФИ́СТ -а; м. [греч. sophistēs]
1. В Древней Греции: профессиональный учитель философии и ораторского искусства.
2. мн.: софи́сты, -ов. Древнегреческие философы (5 - 4 вв. до н.э.), в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством логической аргументации и красноречием.
3. Тот, кто прибегает в своих рассуждениях к софизмам.
◁ Софи́стка, -и; ж. (3 зн.). Софи́стский, -ая, -ое.
«СОФИСТ» (Σοφιστής ἢ περὶ τοῦ ὄντος, подзаголовок: «О сущем»), диалог Платона, относится к числу поздних. Написан, вероятно, позже «Теэтета» и, может быть, «Парменида», но раньше «Политика». (Платон замыслил трилогию: «Софист», «Политик», «Философ», - но третий диалог остался не написан.) Как большинство диалогов, созданных после «Государства», «С.» - произведение «профессионально философское». В нем нет поэтических красот и образных иллюстраций; он перегружен абстрактной терминологией и не всегда внятной полемикой с другими философскими школами.
Задача Сократа в диалоге - «поймать софиста», т. е. дать определение софистическому искусству. Чтобы доказать, что софисты — лжецы (в частности, что ложно утверждение Протагора, будто всякое суждение равно истинно), необходимо доказать, что ложь в принципе возможна. Но как может существовать ложь или заблуждение, т. е. речь или мысль о том, чего нет? Может ли существовать небытие? Диалектике бытия и небытия посвящена важнейшая, центральная часть диалога (236d-259d). Здесь Платон критикует учение о бытии элеатов и учение о вечном становлении последователей Гераклита, скептицизм Мегарской школы, материализм натурфилософов и собственный ранний радикальный идеализм.
В отличие от Парменида и от собственного прежнего учения о неизменности подлинного бытия, Платон в «С.» вводит в идеальный мир движение; более того, провозглашает его второй по важности после самого бытия идеей. «Пять высших родов» сущего: бытие, движение и покой, тождество и инаковость - задают структуру идеального мира, «тесное сплетение бытия и небытия». Небытие существует не как оппозиция бытию, а как нечто принципиально иное, нежели оно - четыре остальные категории. Эти роды не могут не существовать, и без них немыслимо существование чего бы то ни было - потому они и «высшие»; но они не суть бытие, и, в свою очередь, попарно исключают друг друга. Категориальная система Платона не получила развития в дальнейшем, так как ее вытеснила Аристотелевская, построенная на совершенно иных принципах, и только Плотин в трактате «О родах сущего» (Enn. VI 2) пользуется этими пятью категориями. Серьезно размышляют о замене ими аристотелевских десяти категорий исследователи конца 20 в. (см. Sayre 1983). Здесь же в «С.» Платон вводит в философскую логику несколько принципиальных новшеств, различая отождествление и предикацию, противопоставляя роли субъекта и предиката в суждении.
В первой и последней частях «С.» Платон впервые пробует формализовать логику рассуждения и вводит метод диэрезы - дихотомического деления понятий, который применяется затем в «Политике» и исчезает навсегда (платоновскую дихотомию исчерпывающе критикует Аристотель, заменяя делением родов на виды по видообразующим отличительным признакам). В качестве серьезного инструмента исследования дихотомия не годится, а в качестве пародии и шутки - чересчур громоздка.
Из всех платоновских диалогов именно «С.» переживает своего рода возрождение во 2-й пол. 20 в.; с ростом интереса к философии языка и недоверия к традиционной аристотелевской логике в нем видят своего рода программу логики альтернативной.
Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), С. А. Ананьина (1907).
Текст: Campbell L. (ed.) The «Sophistes» and «Politicus» of Plato. Oxf., 1867; Cornford R M. (tr., comm.) Plato's Theory of Knowledge. L., 1935; White N. P. (tr., comm.) Plato: The Sophist. Indnp., 1993; Платон. Софист. Пер. С. А. Ананьина, - Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1993, с. 275-345.
Лит.: Sayre К. М. Plato's Late Ontology: A Riddle Resolved. Princ, 1983; Rosen S. Plato's «Sophist»: The Drama of Original and Image. N. Hav., 1983; O'Brien D. Le Non-étre. Deux études sur le «Sophiste» de Platon. St. Aug., 1995; Kolb P. Platons «Sophistes». Theorie des Logos und Dialektik. Würzb., 1997.
T. Ю. БОРОДАЙ