Словарь форм слова

    1. софи́ст;
    2. софи́сты;
    3. софи́ста;
    4. софи́стов;
    5. софи́сту;
    6. софи́стам;
    7. софи́ста;
    8. софи́стов;
    9. софи́стом;
    10. софи́стами;
    11. софи́сте;
    12. софи́стах.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    СОФИ́СТ, -а, муж. (книжн.). Человек, к-рый в своих рассуждениях прибегает к софизмам.

    | жен. софистка, -и.

    | прил. софистский, -ая, -ое.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    В древней Греции: профессиональный учитель философии и ораторского искусства.

    2. мн. ч. (софи́сты, -ов).

    Древнегреческие философы 5—4 вв. до н. э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством логической аргументации.

    3.

    Тот, кто прибегает к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений.

    Прием всех софистов во все времена: брать примеры, заведомо относящиеся к принципиально непохожим случаям. Ленин, Крах II Интернационала.

    [греч. σοφιστής]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    СОФИ́СТ, софиста, муж. (греч. sophistes) (книжн.).

    1. Человек, прибегающий к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений (неод.).

    2. В древней Греции первонач. мудрец, знаток, потом платный учитель философии, красноречия, искусства спора, а также - философ, расходившийся с общепринятыми взглядами в вопросах религии и морали и обвинявшийся противниками в пользовании созифмами (ист. филос.).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Философ из группы древнегреческих просветителей V - IV вв. до н.э., в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством красноречия.

    II

    м.

    Тот, кто прибегает к софизмам для доказательства заведомо неверных мыслей, положений.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. sophistsophist

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Sophist m

  13. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    софист м Sophist m 2c

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. книжн.

    sophiste m

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    sofista m

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. книжн.

    sofista

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Философская энциклопедия

    СОФИСТ

    «СОФИСТ» – название соч. Платона; в нем рассматриваются вопросы о сущности софиста, государственного мужа и философа.

  23. Источник: Философская энциклопедия



  24. Энциклопедический словарь

    СОФИ́СТ -а; м. [греч. sophistēs]

    1. В Древней Греции: профессиональный учитель философии и ораторского искусства.

    2. мн.: софи́сты, -ов. Древнегреческие философы (5 - 4 вв. до н.э.), в центре внимания которых стояли вопросы этики, политики, теории познания и которые славились искусством логической аргументации и красноречием.

    3. Тот, кто прибегает в своих рассуждениях к софизмам.

    Софи́стка, -и; ж. (3 зн.). Софи́стский, -ая, -ое.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Античная философия

    «СОФИСТ» (Σοφιστής ἢ περὶ τοῦ ὄντος, подзаголовок: «О сущем»), диалог Платона, относится к числу поздних. Написан, вероятно, позже «Теэтета» и, может быть, «Парменида», но раньше «Политика». (Платон замыслил трилогию: «Софист», «Политик», «Философ», - но третий диалог остался не написан.) Как большинство диалогов, созданных после «Государства», «С.» - произведение «профессионально философское». В нем нет поэтических красот и образных иллюстраций; он перегружен абстрактной терминологией и не всегда внятной полемикой с другими философскими школами.

    Задача Сократа в диалоге - «поймать софиста», т. е. дать определение софистическому искусству. Чтобы доказать, что софисты — лжецы (в частности, что ложно утверждение Протагора, будто всякое суждение равно истинно), необходимо доказать, что ложь в принципе возможна. Но как может существовать ложь или заблуждение, т. е. речь или мысль о том, чего нет? Может ли существовать небытие? Диалектике бытия и небытия посвящена важнейшая, центральная часть диалога (236d-259d). Здесь Платон критикует учение о бытии элеатов и учение о вечном становлении последователей Гераклита, скептицизм Мегарской школы, материализм натурфилософов и собственный ранний радикальный идеализм.

    В отличие от Парменида и от собственного прежнего учения о неизменности подлинного бытия, Платон в «С.» вводит в идеальный мир движение; более того, провозглашает его второй по важности после самого бытия идеей. «Пять высших родов» сущего: бытие, движение и покой, тождество и инаковость - задают структуру идеального мира, «тесное сплетение бытия и небытия». Небытие существует не как оппозиция бытию, а как нечто принципиально иное, нежели оно - четыре остальные категории. Эти роды не могут не существовать, и без них немыслимо существование чего бы то ни было - потому они и «высшие»; но они не суть бытие, и, в свою очередь, попарно исключают друг друга. Категориальная система Платона не получила развития в дальнейшем, так как ее вытеснила Аристотелевская, построенная на совершенно иных принципах, и только Плотин в трактате «О родах сущего» (Enn. VI 2) пользуется этими пятью категориями. Серьезно размышляют о замене ими аристотелевских десяти категорий исследователи конца 20 в. (см. Sayre 1983). Здесь же в «С.» Платон вводит в философскую логику несколько принципиальных новшеств, различая отождествление и предикацию, противопоставляя роли субъекта и предиката в суждении.

    В первой и последней частях «С.» Платон впервые пробует формализовать логику рассуждения и вводит метод диэрезы - дихотомического деления понятий, который применяется затем в «Политике» и исчезает навсегда (платоновскую дихотомию исчерпывающе критикует Аристотель, заменяя делением родов на виды по видообразующим отличительным признакам). В качестве серьезного инструмента исследования дихотомия не годится, а в качестве пародии и шутки - чересчур громоздка.

    Из всех платоновских диалогов именно «С.» переживает своего рода возрождение во 2-й пол. 20 в.; с ростом интереса к философии языка и недоверия к традиционной аристотелевской логике в нем видят своего рода программу логики альтернативной.

    Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), С. А. Ананьина (1907).

    Текст: Campbell L. (ed.) The «Sophistes» and «Politicus» of Plato. Oxf., 1867; Cornford R M. (tr., comm.) Plato's Theory of Knowledge. L., 1935; White N. P. (tr., comm.) Plato: The Sophist. Indnp., 1993; Платон. Софист. Пер. С. А. Ананьина, - Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1993, с. 275-345.

    Лит.: Sayre К. М. Plato's Late Ontology: A Riddle Resolved. Princ, 1983; Rosen S. Plato's «Sophist»: The Drama of Original and Image. N. Hav., 1983; O'Brien D. Le Non-étre. Deux études sur le «Sophiste» de Platon. St. Aug., 1995; Kolb P. Platons «Sophistes». Theorie des Logos und Dialektik. Würzb., 1997.

    T. Ю. БОРОДАЙ

  27. Источник: Античная философия