«Элегия»

Элегия в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Элегия»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Литературная энциклопедия
  19. Энциклопедический словарь
  20. Музыкальная энциклопедия
  21. Музыкальный словарь
  22. Реальный словарь классических древностей
  23. Лермонтовская энциклопедия
  24. Большой Энциклопедический словарь
  25. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня)

    литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика. Форма античной Э. — Элегический дистих. В подражание античным образцам Э. пишутся в латинской поэзии средних веков и Возрождения; в 16—17 вв. Э. переходит в новоязычную поэзию (П. Ронсар во Франции, Э. Спенсер в Англии, М. Опиц в Германии, Я. Кохановский в Польше), но долго считается второстепенным жанром. Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма («унылые Э.» Т. Грея, Э. Юнга, Ш. Мильвуа, А. Шенье, А. Ламартина, «любовные Э.» Э. Парни, реставрация античной Э. в «Римских элегиях» Гёте); затем Э. постепенно теряет жанровую отчётливость, и термин выходит из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии» Р. М. Рильке, «Буковские элегии» Б. Брехта). В русской поэзии Э. появляется в 18 в. у В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков...», «Безумных лет угасшее веселье...»), Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова; со 2-й половины 19 в. слово «Э.» употребляется лишь как заглавие циклов (А. А. Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтов (А. Ахматова, Д. Самойлов).

    Э. в музыке — воплощение элегического стихотворения (например, романс «Для берегов отчизны дальней» Бородина, «Элегия» Массне для голоса с сопровождением фортепьяно и виолончели). По образцу таких сочинений создаются и чисто инструментальные пьесы (Э. из серенады для струнного оркестра Чайковского, Э. для фортепьяно Рахманинова, Листа и др.).

    Лит.: Фризман Л. Г., Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова, М., 1973.

    М. Л. Гаспаров (Э. в литературе)

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. эле́гия;
    2. эле́гии;
    3. эле́гии;
    4. эле́гий;
    5. эле́гии;
    6. эле́гиям;
    7. эле́гию;
    8. эле́гии;
    9. эле́гией;
    10. эле́гиею;
    11. эле́гиями;
    12. эле́гии;
    13. эле́гиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ЭЛЕ́ГИЯ, -и, ж.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

    Элегия собственно есть песня грустного содержания. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.

    Поэт влюблен, и вот он пишет стансы о силе страсти; он грустен и сочиняет скорбную элегию. Брюсов, Научная поэзия.

    ||

    В античной поэзии: стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определенной формы.

    2. муз.

    Вокальное или инструментальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением.

    — Вы помните, как один раз вы пришли рано и в пустой зале сыграли элегию Эрнста? Я слышал. Гаршин, Надежда Николаевна.

    3. перен.

    Грусть, меланхолия.

    Художнику много раз приходилось трогать в своих пейзажах ноту элегии и тяжкого запустения. Стасов, Еврейское племя в созданиях европейского искусства.

    Печальную элегию в природе вокруг меня подчеркивали две обломанные и уродливые ветлы. М. Горький, Однажды осенью.

    [греч. ’ελεγεία (мн. ч.)]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ЭЛЕ́ГИЯ, элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии - стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.).

    || В новой европейской поэзии - лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преим. любовным мотивам или каким-нибудь размышлениям общего характера (лит.).

    || Название некоторых музыкальных (вокальных и инструментальных) произведений сходного характера (муз.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж. устар.

    Грусть, меланхолия.

    II

    ж.

    1.

    Поэтический жанр в литературе XVIII - начала XIX в.

    2.

    Лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

    отт. Стихотворение, написанное двустишиями определённой формы и заключающее в себе размышления поэта (в античной поэзии).

    3.

    Вокальное или инструментальное музыкальное произведение, проникнутое грустным настроением.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) -..1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Е. Баратынского)

    2)] Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    эле́гия элеги́ческий. Через нем. Еlеgiе, elegisch – то же из лат. еlеgīа, которое пришло в лат. из греч. ἐλεγεία (ᾠδή) наряду с ἐλεγεῖον (μέτρον), производные от ἔλεγος "причитание, скорбная песнь", источник которого ищут в фриг. (Гофман, Gr. Wb. 78; Вальде–Гофм. I, 399; Буазак 240).

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    лит. муз. elegyж. elegy;
    перен. тж. melancholy.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж лит., муз.

    Elegie f, pl -gien

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    элегия ж лит., муз. Elegie f, pl -gi|en

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. лит., муз.

    élégie f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1) лит., муз. elegía f

    2)перен. tristeza f; melancolía f

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1) поэт. муз. elegia

    2)(грусть, меланхолия) tristezza, malincolia

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Литературная энциклопедия

    эле́гия

    (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня), медитативный вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества.

    Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии, посвящённым общественным темам, политическим вопросам. В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (отдельные стихотворения у Катулла, ранний цикл стихов у Овидия). Античную поэты при сочинении произведений элегий использовали форму элегического дистиха. В таком виде её копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Обращались к жанру и поэты-классицисты; в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, М. М. Херасков. Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма: в Англии – Т. Грей, в Германии – И. В. Гёте, во Франции – А. Шенье. В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение. Эту структуру поначалу воспроизводят элегии А. С. Пушкина («Деревня»), но он быстро преодолевает её («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю»). В элегиях середины 19 в. «природная» часть обычно редуцирована («Элегия» Н. А. Некрасова). С этого времени термин «элегия» теряет жанровую определённость.

  35. Источник: Литературная энциклопедия



  36. Энциклопедический словарь

    ЭЛЕ́ГИЯ -и; ж. [греч. elegeia от elegos - жалобная песня]

    1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Романтическая э. Сочинить элегию. В античной поэзии: стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определённой формы (элегическим размером).

    2. Муз. Вокальное или инструментальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением.

    3. Устар. Грусть, меланхолия. Осення э. в природе.

    Элеги́ческий (см.).

    * * *

    эле́гия

    (греч. elegéia), 1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определенная риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. А. Баратынского).2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

    * * *

    ЭЛЕГИЯ

    ЭЛЕ́ГИЯ (греч. elegeia),

    1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах(см. КАЛЛИМАХ (поэт)), Овидий(см. ОВИДИЙ)) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского(см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович) ).

    2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Музыкальная энциклопедия

    (греч. elegeia, родств. elegeton - дистих и elegos - траурное пение в сопровождении авлоса) - первоначально поэтико-муз. лирич. жанр в иск-ве Др. Греции. Э. представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. дистихов (гекзаметр + пентаметр), разнообразные по содержанию (воинственные, любовные, философские, нравоучительные). В римской поэзии культивировалась гл. обр. любовная Э., постепенно приобретавшая значение стихотворения печального, грустного характера, с мотивами одиночества, страданий, неразделённой любви. Э. получила широкое распространение в поэзии сентиментализма и романтизма (18-19 вв.); в ней развивались мотивы разочарования, неудовлетворённости, воспоминаний о прошлом, размышлений о бренности жизни, к-рые нередко приобретали философский или социальный смысл. Как самостоят. муз. жанр Э. встречается с 17 в. Ранние образцы вок. Э. принадлежат Г. Пёрселлу ("Пасторальная элегия на смерть Дж. Плейфорда", 1687; "Три элегии на смерть королевы Мэри", 1695). В нач. 19 в. к жанру Э. обратился Л. Бетховен ("Элегическая песнь" для 4 голосов и струн. квартета ор. 118). Жанр Э., распространённый в рус. поэзии (В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский,H. M. Языков, А. С. Пушкин), оказал значит. воздействие на развитие отечеств. романса (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, И. И. Геништа, М. Л. Яковлев, А. С. Даргомыжский). Рус. элегич. романс, как правило, представляет собой вок. монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фп. фактурой (часто "гитарная" арпеджированная, реже аккордовая) - "Не искушай меня без нужды" Глинки на сл. Е. А. Баратынского; "Когда, душа, просилась ты" Яковлева на сл. А. А. Дельвига, "Я помню глубоко" Даргомыжского на сл. Д. В. Давыдова, позднее - "Для берегов отчизны дальной" Бородина на сл. А. С. Пушкина, "Когда, кружась, осенние листы" Танеева на сл. Л. Л. Эллиса.

    С 19 в. создаются и инстр. Э.; таковы Э. для фп. Ф. Листа, Ф. Бузони, Э. Грига, М. Регера, В. Фортнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, для виолончели и фп. Г. Форе, для фп., скрипки и виолончели Рахманинова ("Элегическое трио" ор. 9), для скрипки (или альта) соло И. Ф. Стравинского. Среди орк. Э. - 1-я часть 3-й орк. сюиты и 3-я часть "Серенады для струнного оркестра" Чайковского, Andante elegiaco из 3-й симфонии Рахманинова, 3-я часть "Концерта для оркестра" Бартока (1943), "Траурная ода" ("Элегическая песнь", 1943) Стравинского, симфонич. Э. памяти А. Веберна (1946) Кшенека.

    Е. М. Царёва.

  39. Источник: Музыкальная энциклопедия



  40. Музыкальный словарь

    Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье Но, как вино -- печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть -- на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Эти прекрасные строки Пушкин назвал элегией. Стихотворная элегия в XVIII -- XIX веках была довольно распространенным жанром. Название это произошло от греческого elegos -- жалоба и вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно в условной «буколической» поэзии, жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Многие из вас, наверное, слышали вокальную Элегию Массне. Ее часто передают по радио в исполнении Шаляпина. Известны фортепианные элегии Рахманинова, Калинникова.

  41. Источник: Музыкальный словарь



  42. Реальный словарь классических древностей


    • Elegīa,

    τα ελεγει̃α, позже ή ελεγεία, род лирической поэзии. Έλεγει̃ον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под τα ελεγει̃α или ή ελεγεία греки понимали всякое написанное двустишиями стихотворение, без всякого отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ελεγος (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ελεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но т. к. Э. сначала не пелась, но читалась нараспев, то является вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ελεγος, получила от него свое имя. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос; она была первым робким шагом от эпоса к лирике; в ней поэт, скрывающийся в эпической поэзии за самым сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались; сюжеты, в которых они вращались, не охватывающие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но избранные из ближайшей окружности, из отечества во более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. Также и по языку и диалекту Э. примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект. Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. Первое начало принадлежит ионийцам, за ними последовали аттики и в заключение явились александрийцы. Основателем Э. у греков считался обыкновенно Каллин Эфесский ок. ол. 1 (776 до Р. X.) или, по мнению других, несколько позже. О жизни его нам не известно ничего; до нас дошла еще от него одна Э. воинственного характера, в которой он пробуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, и его остальные Э. имели воинственный или политический характер, как Э. его ближайших последователей, Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Iambographi, Ямбографы), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Parodia, Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и мифического характера, как добытые результаты житейской мудрости; поэтому вышеназванные поэты, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политической жизни в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Начатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выдавались Александр Этолийский, Гермесинакт, Фанокл, Эратофен, Филета и Каллимах. Э. сделалась более ученым родом поэзии и имела большое влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., особенно политические, читались отчасти в больших публичных собраниях, но большинство — на праздничных пирушках (симпосиях). На последних громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и тою же игрою оно прерывалось время от времени. В позднейшие времена, вероятно, френетические Э. сочинялись для пения с аккомпанементом флейт. Лучшее собрание фрагментов греческих элегиков: Bergk, poet. lyr. Graeci, p. II (4-e изд., 1882); Хрестоматия; Schneidewin (1838) и в Антологиях Stoll'я и Buchholz'a. В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Катулл первый между элегиками, за ним следует Корнелий Галл; особенно выдаются Тибулл, Проперций и Овидий, и еще в 1 в. от Р. X. Э. была модным родом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.

  43. Источник: Реальный словарь классических древностей



  44. Лермонтовская энциклопедия

    ЭЛ́́ЕГИЯ занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером — элегич. дистихом; в новой лит-ре Э. признают всякое стих., заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преим. печальных. В. Г. Белинский определял Э. как «песню грустного содержания» (V, 50). Л. вошел в поэзию, когда уже были созданы лучшие образцы романтич. Э. и появились нек-рые кризисные признаки в развитии этого жанра. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков разработали систему тончайших приемов, позволяющих выразить в Э. разл. оттенки чувства. А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский обогатили, уточнили, детализировали средства раскрытия эмоций; в их Э. место традиц. «задумчивости» или «печали» заняла единичная, определенная, психологически конкретная ситуация. Они, а также поэты-декабристы чрезвычайно расширили круг элегич. тем, расшатывая, т.о., рамки жанра, для дальнейшей судьбы к-рого лермонт. Э. имели решающее значение.В творчестве Л. — поэта преим. мрачного мировосприятия, склонного к пессимистич. медитации, Э., и — шире — элегич. мотивы, играли, естественно, немалую роль. Его ранние Э. испытали существ. влияние школы Карамзина — Жуковского, для них характерны настроения меланхолии, разочарованности, неясные желания, мечтательно-грустные воспоминания и предчувствия. Двум стих. «О! Если б дни мои текли» (1829) и «Дробись, дробись, волна ночная» (1830) поэт дал заголовки «Элегия». Для других подбирал названия, типичные для Э. раннего романтизма: «Опасение», «Разлука», «Одиночество», «Раскаяние», «Прощанье» (все 1830—1831). В стиле Э. выдержаны и стих. «Письмо», «К......) («Не привлекай меня красой!»), «К***» («Мы снова встретились с тобой»), «Дереву», «Арфа» и др. Однако уже в эти годы вместо абстрактного элегич. «я» в лермонт. Э. появляется наделенный индивидуальными чертами герой; поэта интересует не изображение чувства или настроения вообще, а психол. облик этого человека. Любовная коллизия предстает как эпизод в истории человеческой души, ее исканий и заблуждений. Типичный пример Э. у раннего Л. — стих. 1830 «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день»), где в форме сновидения живописуется конкретная лирич. ситуация, а герою стих. приданы вполне определенные психофизич. черты: «ребенок, может быть», рано начавший любить, «страдалец молодой» «с привязчивой душой», человек, не сумевший прочесть в глазах возлюбленной пророческий «судьбы завет» — предстоящие ему «мучение, заботы многих лет, / Болезнь души, потоки горьких слез», свою погибель, таящуюся во «взгляде тех очей...».Позднее принципиально меняется характер лермонт. Э. Романтические по мироощущению, все они проникнуты глубоким, безысходным разочарованием, страстной и тревожной тоской, холодной, гордой и мрачной отрешенностью («Еврейская мелодия», «Гляжу на будущность с боязнью», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно» и др.). В лермонт. Э. проявляются и лучшие черты этого жанра, присущие гражд. течениям в рус. романтизме. Утратив «пленительную сладость» стихов Жуковского, Э. в более поздние годы предстала у Л. в форме думы; генетически она связана с распространенной в нач. 19 в. Э. на историч. темы («На развалинах замка в Швеции» Батюшкова и др. ). Ранние думы Л. («Наполеон» («В неверный час, меж днем и темнотой»)] сохраняли сходство с Э. на историч. темы, позднее же лермонт. дума значит. видоизменилась, вобрав в себя элементы филос. лирики, сатиры, баллады, инвективы. Наиболее выразит. итогом этого процесса явились «Умирающий гладиатор» (1836) и «Дума» (1838), в к-рой исследователи видят образец сочетания у Л. элегич. и сатирич. начал.В Э. зрелых лет Л. вышел за рамки обязат. тем и устойчивого словаря, к-рые воспринимались в предыдущую эпоху как определяющие признаки жанра. Не избегая даже в любовных Э. «низких», разговорных интонаций и прозаич. оборотов, Л. в то же время использовал опыт интимной лирики (в частности, своих Э.) в стихах, посв. обществ. проблемам. Тем самым он, не порывая с прежней эпохой, явился предшественником поэтов, обращавшихся к Э. в более позднее время (Н. А. Некрасов, С. Я. Надсон, А. А. Блок и др.).Лит.: Рылеев К. Ф., Предисл. к «Думам», Полн. собр. соч., Л., 1934, с. 115; Эйхенбаум (4); Эйхенбаум (12), с. 109; Шувалов (3), с. 67—69; Гинзбург (1), с. 61—64, 99; Розанов И. (3), с. 196—201; Коровин (1), с. 395—411; Фохт У. Р., Творчество Л., в кн.: История рус. лит-ры, т. 2, М. — Л., 1963, с. 535—37; Вацуро (1), с. 46—56; Григорьян (1), с. 211—300; Максимов (2), с. 32—33; Наровчатов, с. 26 (2 изд., 1970); Григорьян К. Н., Жанр думи у творчості М. Ю. Лермонтова, «Рад. літературознавство», 1964, № 5.

  45. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  46. Большой Энциклопедический словарь

    ЭЛЕГИЯ
    ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) -..1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Е. Баратынского)

    2)] Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  47. Источник:



  48. Толковый словарь Даля

  49. Источник: