Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Музыкальное произведение, исполняемое с большим чувством, страстно, воодушевленно.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Музыкальный словарь

    «Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», -- так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена. Фортепианная соната No 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее -- записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась не записанной. Название «Аппассионата» -- страстная -- было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира». Действительно, в «Аппассионате» бушуют страсти шекспировского масштаба, однако облик их иной -- современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки Великой французской революции: и напев «Марсельезы» в конце первой части, и стихийная героическая пляска финала. Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare -- возбуждать страсть, -- применяется для обозначения характера исполнения музыкального произведения.

  3. Источник: Музыкальный словарь



  4. Энциклопедия кино

    АППАССИОНАТА, СССР, Мосфильм, 1963, ч/б, 42 мин. Киноочерк.

    По мотивам очерка М.Горького «В.И.Ленин».

    «Зимним вечером 1920 года В.И.Ленин встретился на квартире Е.П.Пешковой с А.М.Горьким. В «буржуйке» дымят сырые дрова. Холодно. А два мыслителя ведут задушевную беседу о будущем России. В.И.Ленин словно продолжает свой спор с Уэллсом. Он говорит о роли художника в жизни общества, о его месте в борьбе за будущее. К Горькому заходит в гости пианист Исайя Добровейн. Ленин слушает в его исполнении Шопена, а затем «Аппассионату» Бетховена; он пленен властью бетховенского гения. По ночной Москве спешит автомобиль. В автомобиле Ленин. Звучит бетховенская музыка. На экране — Кремль. Над зданием Верховного Совета СССР плещет знамя революции.» (СХФ, т. 4, М., 1964) Пресса была весьма отзывчива.

    В ролях: Борис Смирнов (см. СМИРНОВ Борис Александрович), Владимир Емельянов (см. ЕМЕЛЬЯНОВ Владимир Николаевич), Дарья Пешкова (см. ПЕШКОВА Дарья Максимовна), Рудольф Керер, Марк Бернес (см. БЕРНЕС Марк Наумович), Таня Новичкова.

    Режиссер: Юрий Вышинский (см. ВЫШИНСКИЙ Юрий Михайлович). Авторы сценария: Д. Афиногенова, Михаил Анчаров (см. АНЧАРОВ Михаил Леонидович), Юрий Вышинский (см. ВЫШИНСКИЙ Юрий Михайлович). Операторы: Владимир Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Владимир Тимофеевич), Николай Ренков (см. РЕНКОВ Николай Степанович). Художники-постановщики: Иосиф Шпинель (см. ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович), Ф. Красный. Используемая музыка: Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен. Звукорежиссер: Вячеслав Лещев (см. ЛЕЩЕВ Вячеслав). Монтаж: Клавдия Алеева.

    Второй приз в разделе драматических фильмов МТФ в Александрии—63.

  5. Источник: Энциклопедия кино