(греч. Επιτάφιον) — надгробная надпись. Появление Э. относится к отдаленнейшей древности. В древней Греции Э. стали писаться в стихах, что позже вошло в обыкновение и у римлян (древнейшая большая Э. в латинских стихах — Сципиона Барбата, консула 298 г. до Р. Хр.). Обычай составлять Э. с указанием хотя бы дат жизни покойников сохраняется в настоящее время у всех культурных народов. Э. иногда являются ценным пособием для истории, давая точные данные о времени жизни тех или иных лиц: поэтому сборники Э. имеют значение, даже если составлены для времен к нам близких, как, напр., "СПб. некрополь" Вл. Саитова (1883 г., для XVIII— нач. XIX в.).
(от греч. epitáphios — надгробный)
надмогильная надпись, преимущественно стихотворная: небольшое стихотворение, обычно с обращением к покойнику или от покойника к прохожим («Прохожий, стой!...» и т. п.). Существовала и как реальная надпись и как фиктивная (в сборнике стихов). В европейской литературе Э. появляется как разновидность античной эпиграммы (См. Эпиграмма) (у Симонида Кеосского, 5 в. до н. э., и др.); как литературно-художественный жанр пользуется популярностью в эпоху средних веков, Возрождения и классицизма, затем постепенно выходит из употребления; дольше других живёт пародическая, сатирическая Э., близкая к эпиграмме нового времени (например, у Р. Бёрнса). В новое время реальные Э., имеющие художественное достоинство, — редкое явление (Э. борцам революции на Марсовом поле А. В. Луначарского).
жен., греч. нагробная, намогильная надпись.
ЭПИТА́ФИЯ, -и, ж.
-и, ж.
Надгробная, намогильная надпись, преимущественно стихотворная.
Аллан вызвался сделать на деревянном кресте эпитафию. Он написал: «Здесь спит Томас Бирн, лесоруб, 65 лет, убитый упавшей сосной. Он всю жизнь трудился и потому был благородным человеком. Да упокоит его господь в селеньях праведных». Паустовский, Равнина под снегом.
||
Литературное произведение, написанное по случаю смерти кого-л. или утраты кого-л.
Ко второму изданию сочинений Богдановича приложено множество эпитафий и элегий, написанных во время оно по случаю смерти певца «Душеньки». Белинский, Сочинения А. Пушкина.
[От греч. ’επιτάφιος — надгробный]
надгробная надпись
Ср. Epitaphe (фр.).
Ср. επιτάφιος (επί, на, τάφος, могила) — надгробный.
Ср. θάπτειν, хоронить, погребать (Ср. русск. затаптывать — хоронить).
См. дай Бог, чтобы земля на нем пухом лежала.
См. высший орден.
ЭПИТА́ФИЯ, эпитафии, жен. (от греч. epitaphios - надгробный) (книжн.). Надгробная, намогильная надпись.
ж.
1.
Надгробная надпись.
2.
Литературное произведение, стихотворение, написанное в связи с чьей-либо смертью.
ЭПИТАФИЯ (от греч. epitaphios - надгробный) - надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
ЭПИТАФИЯ (от греческого epitaphios - надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
эпита́фия Через франц. épitaphe из лат. epitaphium от греч. ἐπιτάφιον – то же от τάφος "могила".
жен. epitaphж. epitaph.
ж
Epitaph n, Grabinschrift f
эпитафия ж Epitaph n 1a, Grabinschrift f c
ж.
épitaphe f
эпитафия на памятнике — épitaphe sur un monument
ж.
epitafio m
ж.
epitaffio m
(греч. epitaphios – надгробный), надгробная надпись, часто стихотворная. В русской поэзии эпитафии появляются в 17 в. у Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и, как правило, представляют собой большие стихотворные тексты. В поэзии 18–19 вв. эпитафия имеет краткую стихотворную форму:
Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)
ЭПИТА́ФИЯ -и; ж. [от греч. epitaphios - надгробный]
1. Стихотворение, написанное по поводу чьей-л. смерти. Э. на смерть поэта.
2. Надгробная надпись. Э. на памятник.
* * *
эпита́фия(от греч. epitáphios — надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
* * *
ЭПИТАФИЯЭПИТА́ФИЯ (от греч. epitaphios — надгробный), надгробная надпись, главным образом стихотворная; в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром (эпоха классицизма) панегирического или, подобно эпиграмме, сатирического содержания.
(от греч. epitapios - надгробный, от epi - на, над и tapos - могила) - надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип Э. сложился в Др. Греции и Риме. В европ. культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная - стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие "неприкладные" стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. трубачу римского войска (см. кн.: Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и органному мастеру, "который умел делать водяные органы и даже направлять движение (воды в них)". Изредка реальные Э. бывали и музыкальными. Так, на гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) ок. 100 до н. э. была высечена запись песенной мелодии с соответствующим текстом (см. нотный пример в ст. Древнегреческие лады, колонка 306, внизу). В 19 в. нередко создавались муз. произв., по своему характеру отвечавшие представлению об Э. и иногда носящие это название. В их числе 2-я часть "Траурно-триумфальной симфонии" Берлиоза ("Надгробная речь" для тромбона соло), "Э. к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского" для флейты, кларнета и арфы Стравинского, три Э. ("Drei Grabschriften") Дессау на сл. Б. Брехта (памяти В. И. Ленина, М. Горького и Р. Люксембург), Э. на смерть К. Шимановского для струн. оркестра Шелиговского, вок.-симф. Э. памяти Ф. Гарсиа Лорки Ноно и др. Э. родственны др. произв. т. н. мемориальных жанров - похоронный марш, нения, надгробие (Le tombeau; сюита "Гробница Куперена" для фп. Равеля, "Скорбная песнь" для оркестра Лядова), нек-рые элегии, Lamento, In memoriam (интроит "Памяти Т. С. Элиота" Стравинского, "In memoriam" для оркестра Шнитке).
Издания: Греческая эпиграмма, пер. с древнегреч., (М., 1960); Carmina latina epigraphica. Collegit Fr. Buecheler, fasc. 1-3, Lipsiae, 1895-1926; Carmina sepulcraia latina. Collegit J. Cholodniak, Petropoli, 1897.Литература: Петровский P. A., Латинские эпиграфические стихотворения, M., 1962; Ramsay W. M., Unedited inscriptions of Asia Minor, "Bulletin de Correspondance Hellйnique", 1883, v. 7, No 21, p. 277-78; Сrusius O., Ein Liederfragment auf einer antiken Statuenbasis, "Philologus", 1891, Bd 50, S. 163-72; его жe, Zu neuentdeckten antiken Musikresten, там же, 1893, S. 160-200; Martin E., Trois documents de musique grecque, P., 1953, p. 48-55; Fischer W., Das Grablied des Seikilos, der einzige Zeuge des antiken weltlichen Liedes, в сб.: "Ammann-Festgabe", T. 1, Innsbruck, 1953, S. 153-65.E. В. Герцман.
• Έπιτάφιος (т. е. λόγος),
надгробная речь; так называлась в Афинах особенно речь, которую произносил назначенный государством оратор во время торжественного погребения павших в славном бою за отечество. Это публичное прославление павших должно было побуждать оставшихся в живых в такой же храбрости. Аристид первый, кажется, произнесением надгробной речи над павшими при Платеях придал этому торжеству большее и более общее значение, а с тех пор значительнейшие ораторы считали за честь поручение им такой речи. Так, Перикл держал надгробную речь над павшими при Самосе и затем речь, сообщенную Фукидидом (2, 35), над убитыми в сражениях первых лет Пелопоннесской войны. Мало-помалу дошло до того, что такие речи не только произносились по поручению государства, но сочинялись вообще в память выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ, Гиперид и Демосфен составляли такие речи. В позднейшие времена, когда общественная жизнь и общественные заслуги не давали материала для таких речей, предметы для них брались из частных отношений отдельных личностей. Этим можно объяснить множество таких напыщенных речей, известных в древности, и ту аккуратность, с которой их разбирали риторы. Таковы же и римские laudationes funèbres, которые по своему панегиристическому характеру не были, конечно, достоверными историческими источниками. ср. Cic. Brut. 16, 61. Cic. legg. 2, 25.
Эпитафия - траурная надпись на надмогильном сооружении или мемориальной плите в форме литературного произведения, как правило, символического содержания
Источник: Приказ Госстроя России от 10.01.2000 № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации"
Большой Энциклопедический словарь. 2000.