«Декорация»

Декорация в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Декорация»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Англо-русский словарь технических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Энциклопедический словарь
  22. Русско-английский политехнический словарь
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину "конструктивный" ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Различают два рода Д.: "активную, чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную, чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент ее составляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло недавно в употребление название: декоративное искусство (l'art décoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а у нас — прикладным искусством или художественной промышленностью.

    Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д. представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной Д. — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготавливает для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

    Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянск. декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в конце прошедшего столетия выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами более близкого к нам времени пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей Акад. худож. особого класса для изучения этой отрасли искусства.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (позднелат. decoratio, от лат. decoro — украшаю)

    оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-смыслового содержания. Д. создаётся с помощью выразительных средств живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, освещения, сценической техники, кинопроекции и др. См. Театрально-декорационное искусство.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. декора́ция;
    2. декора́ции;
    3. декора́ции;
    4. декора́ций;
    5. декора́ции;
    6. декора́циям;
    7. декора́цию;
    8. декора́ции;
    9. декора́цией;
    10. декора́циею;
    11. декора́циями;
    12. декора́ции;
    13. декора́циях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ДЕКОРА́ЦИЯ, -и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия.

    | прил. декорационный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    Живописное или архитектурное изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене.

    Декорация первого акта.

    Созданные Васнецовым декорации и костюмы к опере «Снегурочка» полны той же прелестью, что и самые звуки. В. Яковлев, О великих русских художниках.

    || перен.

    Что-л. показное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.

    Пестрые декорации конституционной Франции ненадолго могли скрыть внутреннюю болезнь, глубоко разъедавшую ее. Герцен, Письма из Франции и Италии.

    перемена декораций; изменить декорации; декорации переменились {и т. п}

    об изменении обстановки, положения дел, общего вида чего-л. и т. п.

    [франц. décoration]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — обстановка (намек на театральные живописные декорации, обстановочные украшения сцены)

    Ср. Автор пурист не в одном языке, но и в героях своих и в декорациях романа... Он в высшей степени приличен.

    Гончаров. Литературный вечер. 2.

    Ср. Décoration (décor), украшение.

    Ср. Decorare (decus, -oris, красота) — украшать.

    Ср. δοκειν, казаться.

    См. декорум соблюсти.

    См. пуризм.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ДЕКОРА́ЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение).

    1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.).

    2. перен., только ед. Что-нибудь показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-нибудь (разг. ирон.).

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

    2.

    перен.

    То, что является лишь внешним прикрытием недостатков, непривлекательной сущности чего-либо.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ДЕКОРАЦИЯ (от позднелат. decoratio - украшение) - оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ДЕКОРАЦИЯ (от позднелатинского decoratio - украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы театральной декорации: кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. decoration;
    scenery, decor театр.;
    window-dressing перен. убирать декорации менять декорации смена декорацийдекорация:
    1. scenery (in theater)
    2. window dressing

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Англо-русский словарь технических терминов

    decoration, set кфт.

  27. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Dekoration f, Bühnenbild n

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    декорацияBühnenbild

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    декорация ж Dekoration f c, Bühnenbild n 1b

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)театр. décors m pl

    2)перен. décor m

    перемена декораций — changement m de décor

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. театр.

    decoración f; decorado m (тж. перен.)

    переме́на декора́ций — cambio de la decoración

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    scenografie f pl

    перемена декораций часто шутл. — mutamento di scena

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Энциклопедический словарь

    ДЕКОРА́ЦИЯ -и; ж. [франц. décoration] Живописное или архитектурное изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене. Д. первого акта. // О том, что является показным, служащим для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.

    Перемена декора́ций; Изменить декора́ции; Декора́ции переменились и т.п. Об изменении обстановки, положения дел, общего вида чего-л. и т.п.

    Декорацио́нный, -ая, -ое. Д-ое искусство. Д-ые мастерские.

    * * *

    декора́ция

    (от позднелат. decoratio — украшение), оформление сцены, павильона, съёмочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.

    * * *

    ДЕКОРАЦИЯ

    ДЕКОРА́ЦИЯ (от позднелат. decoratio — украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Русско-английский политехнический словарь

    decoration, set кфт.

    * * *

    decoration

  43. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: