Словарь Брокгауза и Ефрона

    Середина XVII века была очень богата новыми религиозными учениями и ересями; некоторые из них приобретали большое общественное значение и, вплетаясь в другие культурные и социальные течения, оказывали влияние и на политику. Среди этих учений Я. был едва ли не самым влиятельным. Его основатель, Янсений (см.), быть может и не подозревал, какой шум поднимет его книга об Августине; едва ли она и сделалась бы исходным пунктом крупного религиозного движения, если бы иезуиты не открыли против нее немедленной атаки. Подчиняясь влиянию иезуитов, папа Урбан VIII буллою "In eminenti", изданной два года спустя после напечатания книги, запретил ее чтение (1642). Во Франции первым главой янсенизма сделался Жан Дювержье, аббат Сен-Сиранского монастыря. Несмотря на преследования со стороны Ришелье, ему удалось в Пор-Рояльском монастыре основать янсенистскую общину. Она была невелика, но состояла сплошь из даровитых людей, из которых каждый был грозным противником для иезуитов. Большинство членов общины принадлежало к фамилии Арно; там были два брата и трое племянников — Роберт Арно д'Андильи, его младший брат знаменитый Антуан Арно, прозванный Великим, главный ученый общины и доктор Сорбонны, Антуан Леметр, парижский адвокат, его брат священник Леметр де-Саси, поэт и профессор, и другой брат, бывший офицер Леметр де-Серикур. В числе других членов Пор-Рояля были моралист Николь, проф. Лансело, проповедник Сенглэн и величайший из всех — Блэз Паскаль, вступивший в Пор-Рояль в 1655 г. Кроме того существовала еще женская янсенистская община, во главе которой стояла Анжелика Арно и одним из самых ревностных членов которой была сестра Блэза, Жаклина Паскаль. Община имела многих друзей в парижском обществе, как в буржуазных кругах, так и в аристократических. В школу при Пор-Рояле охотно отдавали детей; исповедальни общины всегда были полны, на проповеди Сенглэна собирался весь Париж. Иезуиты, у которых коммерческие соображения всегда играли очень большую роль, опасались, как бы янсенисты не отбили у них педагогической и исповедальной практики; к тому же они были раздражены нападками на их учение со стороны Ант. Арно. Они немедленно стали приводить в движение тайные пружины, и хлопоты их увенчались успехом. Злополучный "Августин" Янсения был еще раз привлечен к ответу. Иезуиты извлекли из книги несколько тезисов, которые были представлены на суд Сорбонны. Богословы парижского университета выделили из них пять, касающихся главном образом учения о благодати, и они были представлены уже на суд курии. Несмотря на защиту со стороны янсенистов, тезисы были признаны еретическими и осуждены буллою Иннокентия Х "Cum occasione" (1653). Против буллы янсенисты не решались спорить, но они стали доказывать, что осужденные пять положений либо вовсе не находятся в "Августине" Янсения, либо не имеют того смысла, который навлек на них осуждение; исходя из этого, они находили, что доктрина Янсения не осуждена. Доказательство вел главным образом Николь, с помощью тонких аргументов, вроде различия вопросов права и факта по отношению к церковным решениям. Папа Александр VII подтвердил постановление Иннокентия X, и очень определенно указал на то, что осужденные положения находятся у Янсения и имеют у него именно тот смысл, который им приписан буллою 1653 г. (булла "Ad sacram", 1656). В промежутке между обеими буллами между иезуитами и янсенистами спор шел и по другим вопросам. Особенно много шуму наделал инцидент с герцогом Лианкуром. Герцог был одним из самых близких янсенистам людей, хотя и поддерживал связь с господствующей церковью. Влиятельный вельможа, он всячески оказывал покровительство янсенистам, укрывал у себя преследуемых, помогал нуждающимся; он даже отдал в пор-рояльскую женскую школу одну из своих внучек. Иезуиты ждали только случая, чтобы отомстить Лианкуру. Случай представился, когда герцог явился в аббатство св. Сульпиция на исповедь. Исповедывавший его иезуит в конце исповеди упрекнул его в том, что он не указал самого главного своего греха — своих близких связей с янсенистами, и потребовал, чтобы он покаялся в том, и притом всенародно. Герцог рассердился и ушел из церкви; Арно подверг резкой критике учение о всенародном покаянии; открылась памфлетная полемика. Иезуиты, чувствуя, что янсенисты их одолевают, снова перенесли дело на суд Сорбонны. Два месяца (дек. 1655 и янв. 1656) тянулись в Сорбонне бурные диспуты. За иезуитов стояли все расчетливые богословы; на стороне янсенистов было сильное меньшинство. В конце концов иезуиты взяли верх: Арно, в качестве доктора Сорбонны лично защищавший свои тезисы, был лишен своей ученой степени и изгнан из университета. Этот случай послужил непосредственным поводом для первого из "Провинциальных писем" Паскаля, самого убийственного памфлета против иезуитской догмы и иезуитской морали, который когда-либо печатался (1-е письмо в январе 1656, последнее в марте 1657). Иезуиты пришли в ярость, начались обыски, но Паскаль остался невредим. Книга его, повергнутая на суд четырех епископов и девяти докторов Сорбонны, была осуждена. Комиссия нашла, что "Письма" наполнены ересью Янсения и оскорбляют не только докторов богословия и некоторые монашеские ордена, но и папу, и епископов. Постановление комиссии было сообщено государственному совету, который приговорил книгу к сожжению рукою палача (1660). Страсти несколько улеглись, но спустя семь лет (1667) иезуиты вновь подняли дело. Папа Александр VII по их просьбе разослал по всей Франции "формуляр веры", который должен был быть подписан всеми правоверными чинами духовенства. По просьбе архиепископа парижского, Боссюэт повез его к отшельницам Пор-Рояля, которые отказались его подписать. Четыре епископа нашли рассылку формуляра незаконной и также отказались его подписать. Их готовы были сместить, но Александр умер, а его преемник Климент IX потушил дело (1668). Это называется перемирием Климента IX. Оно было перемирием лишь отчасти. Иезуиты не переставали пускать в ход все возможные средства, чтобы искоренить янсенизм. Янсенистов теснили, преследовали; их становилось меньше. Паскаль умер в 1662 г.; Арно и Николь в семидесятых годах бежали в Нидерланды. В 1694 г. Арно умер в Брюсселе и во главе общины стал ораторианец Пасхазий Кенель, автор книги: "Новый Завет с моральными размышлениями". Книга за год до смерти Арно вышла уже третьим изданием, которое получило одобрение шалонского епископа Ноайля. Даже после того, как Кенель стал открыто главой янсенистов, Ноайль не отказал в одобрении четвертому изданию (1697) книги, а только потребовал некоторых исправлений. В 1702 г., умирая, один священник признался, что подписал "формуляр веры", не будучи убежден в непогрешимости церкви в этих делах, а только чтобы не противиться папе. Духовник его спрашивал, можно ли отпустить священнику такой грех. Сорок сорбонских богословов немедленно отвечали положительно; против них ополчились правоверные, и спор разгорелся вновь. Теперь в него вмешался лично Людовик XIV, который к этому времени уже одряхлел и окончательно попал под влияние г-жи Ментенон и ее руководителей — иезуитов. По просьбе короля папа Климент XI издал в 1705 г. буллу "Vineam Domini", которая подтверждала буллу "Ad sacram". Однако, и булла не успокоила полемики. Один из епископов стал полемизировать против нее; монахини Пор-Рояля отказались ее принять без ограничений. За это их в 1709 году раскассировали, по приказанию короля, по разным монастырям, а в следующем году разрушили и самый Пор-Рояль. Еще раньше иезуиты обратили внимание на "Новый Завет" Кенеля и усмотрели в комментариях автора янсенистскую ересь. Они сейчас же принесли жалобу в курию. Климент XI назначил комиссию для рассмотрения книги, состоявшую не из иезуитов, а из якобы более беспристрастных доминиканцев. Книга была осуждена, но так как сделавшийся кардиналом и парижским архиепископом Ноайль, связанный своим прежним решением, колебался признать ее еретической, то папа велел пересмотреть решение комиссии. Новым решением подтверждалось старое. Из книги было выбрано и осуждено 101 положение. Это решение и было опубликовано в виде знаменитой буллы "Unigenitus" (см.), в 1713 г. Ноайль должен был запретить книгу в своей епархии, но снова вступил в спор с папою по поводу некоторых из осужденных положений книги. Под влиянием клики г-жи Ментенон король велел парламентам зарегистрировать буллу и собирался созвать национальный собор для обсуждения мер против ереси, но именно в это время (1715) умер. В правление беспутного и беззаботного насчет религии герцога Орлеанского дело Я., почти проигранное, снова, казалось, было близко к торжеству. Три богословских факультета — парижский, реймский и нантский, — которые раньше, под давлением свыше, признали буллу "Unigenitus", теперь взяли свое решение назад; четыре епископа апеллировали против буллы к будущему вселенскому собору (1717); кардинал Ноайль и сто докторов Сорбонны присоединились к ним; новая булла Климента XI "Pastoralis officii", осуждавшая всех несогласных с буллой "Unigenitus", не оказала никакого влияния. Регент, которому надоели поповские споры, попробовал было заставить замолчать обе стороны, но без успеха. Латеранский собор 1725 г., приказавший верующим принять буллу, также потерпел фиаско. Я. перестал быть чисто религиозным движением и принял резко выраженную общественную окраску; таков был результат вмешательства политической власти в религиозные дела. После смерти Людовика XIV оппозиция против абсолютизма свивала себе гнездо всюду, где была либо корпорация, способная дружно протестовать, либо идея, во имя которой можно было действовать. Парламенты отказывались регистрировать буллу и поддерживали Я. Им, собственно говоря, было решительно все равно, как понимать благодать — по-янсенистски или по-иезуитски, но они выбирали то мнение, которое могло поддерживать спор. К янсенистской точке зрения примкнули все недовольные правительством, папской курией, иезуитами. В числе янсенистов были представители низшего духовенства и буржуазии, также много женщин, которые совершенно не знали, о чем идет спор, а присоединением к Я. просто выражали свое недовольство. Регент, увидев, что движение стало принимать политический характер, стал относиться к нему серьезнее и пытался его подавить, но без успеха. Среди янсенистов явились экзальтированные, стали фабриковаться чудеса (см. Конвульсиенеры и Unigenitus), что заставило серьезных людей отвернуться от Я. Внизу последователи его выродились в секту, державшуюся на целом ряде суеверий. Парламенты и вообще оппозиция, группировавшаяся около парламентов, пользовались религиозными затруднениями как доводом для демонстраций. Путем компромиссов курия постепенно сняла с очереди все вопросы, связанные с янсенистским спором. Тогда общественная оппозиция, которой было решительно все равно, что будет поводом для борьбы с правительством, нашла другие поводы, и Я., доживший до пятидесятых годов XVIII века, т. е. просуществовавший около ста лет, умер во Франции естественной смертью. В Нидерландах Я. завершился образованием самостоятельной церкви. Реформация уничтожила здесь большинство епископств; главой местных католиков был так называемый апостолический викарий в Утрехте, он же утрехтский архиепископ. В 1702 г. архиепископ этот высказался за Я., и Утрехт сделался, благодаря этому, центром Я. Климент XI сместил архиепископа, но местный капитул не признал ни одного из тех кандидатов, которых папа присылал взамен смещенного. Более двадцати лет Утрехт не имел архиепископа. Чтобы положить этому конец, капитул избрал своего кандидата; папа отказался его утвердить, капитул обошелся без утверждения папы. Вместо папы нового архиепископа утвердил в 1724 г. епископ Вавилонский. С тех пор существует особая Утрехтская церковь. Архиепископа ее теперь выбирают епископы гарлемский и девентерский. Церковь считает себя католической, признает примат папы (который тем не менее систематически отказывает в своем утверждении всякому новоизбранному архиепископу), даже осуждает Я., но упорно отказывается принять буллу "Unigenitus". В 1872 г., когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости, утрехтская церковь соединилась со старокатоликами. Последователей у нее теперь около 8000—9000. См. Eberl, "Jansenisten und Jesuiten" (1847); Rapin, "Histoire du jansenisme" (1865); Reuchlin, "Gesch. von Port-Royal" (1839—41); Sainte-Beuve, "Port-Royal" (1840—42); A. Schill, "Die Konstitution Unigenitus" (1876); Mozzi, "Storia délle revoluzione délla chiesa d'utrecht" (1787); Jansonius-Bennink, "Geschiedenis deroud-roomischkatholieke Kerk in Nederland" (1870); Fuset, "Les jansénistes du XVII siècle".

    А. Дж.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистического мистицизма, которая прошла по Западной Европе в 17—18 вв., затрагивая преимущественно образованных горожан (ср. Пиетизм в лютеранском протестантизме и методистов (См. Методисты) — в англиканском). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голландского теолога К. Янсения об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине Кальвинизма о предопределении (См. Предопределение)). Книга Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия Х осудила отдельные тезисы его учения; однако «ученики святого Августина» продолжали борьбу, оставаясь внутри католической церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й половине 17 в. важным центром французской культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этическая бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля (См. Паскаль) и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего Пор-Рояля логику (См. Пор-Рояля логика) (см. также Пор-Рояля грамматика), к Я. тяготел Ж. Расин. Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатической сектантской узостью. После Великой французской революции Я. исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 Я. удалось создать свою церковь, которая в 19 в. сблизилась с немецкими старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших её к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует до настоящего времени.

    Лит.: Gazier A., Histoire générale du mouvement janséniste depuis ses origines jusqu'á nos jours, 3 éd., P., 1922—24; Cognet L., Le jansénisme, P., 1961.

    С. С. Аверинцев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. янсени́зм;
    2. янсени́змы;
    3. янсени́зма;
    4. янсени́змов;
    5. янсени́зму;
    6. янсени́змам;
    7. янсени́зм;
    8. янсени́змы;
    9. янсени́змом;
    10. янсени́змами;
    11. янсени́зме;
    12. янсени́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЯНСЕНИ́ЗМ, янсенизма, мн. нет, муж. (рел.). Реформаторское движение в католической церкви в 17 - 18 вв., близкое к кальвинизму. (По имени голланд. богослова Янсения.)

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Религиозное течение внутри католицизма, близкое к кальвинизму (имевшее распространение в странах Западной Европы в XVII - XVIII вв.).

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЯНСЕНИЗМ - течение в католицизме, начало которому положил нидерландский богослов 17 в. Янсений (Jansenius). Воспринял некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Распространился главным образом во Франции (центр - Пор-Руаяль) (потерял значение к сер. 18 в.). Осужден папством.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме 17 - 18 вв. (названо по имени голландского теолога Корнелиуса Янсения). Янсенизм резко противопоставлял истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение (Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей). Янсенисты выступали против иезуитов; подвергались осуждению и репрессиям со стороны католической церкви. К янсенизму был близок Б. Паскаль.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  15. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    ист. Jansenism

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Философская энциклопедия

    ЯНСЕНИЗМ

    неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистич. мистицизма, которая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в1640 труда голл. теолога К. Янсения (С. Jan-senius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальвинистской доктрине о предопределении). Книги Янсения была в1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего поррояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

    Gazier?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

  19. Источник: Философская энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    янсени́зм

    течение в католицизме, начало которому положил голландский богослов XVII в. Янсений (Jansenius). Воспринял некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Распространился главным образом во Франции (центр — Пор-Руаяль) (потерял значение к середине XVIII в.). Осуждён папством.

    * * *

    ЯНСЕНИЗМ

    ЯНСЕНИ́ЗМ, течение в католицизме, начало которому положил нидерландский богослов 17 в. Янсений(см. ЯНСЕНИЙ). Воспринял некоторые черты кальвинизма(см. КАЛЬВИНИЗМ) (в догмате о предопределении(см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Распространился главным образом во Франции (центр — Пор-Руаяль(см. ПОР-РУАЯЛЬ)) (потерял значение к сер. 18 в.). Осужден папством.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Советская историческая энциклопедия

    религиозно-философское течение в католицизме, возникшее после выхода в свет в 1640 книги К. Янсения "Августин…". В Я., воспринявшем нек-рые черты протестантизма, нашло выражение стремление к пересмотру догм позднего католицизма, в частности этич. принципов и практики иезуитов. Янсенисты настаивали на возвращении к учению Августина о предопределении и первородном грехе, подвергая критике позднекатолич. представление о свободе воли. После запрещения книги Янсения (булла папы Урбана VIII "In eminenti", 1642) во Франции, в монастыре Пор-Рояль возникла первая община янсенистов во главе с аббатом Сен-Сиранского монастыря Жаном Дювержье де Оранн. Значит. роль в общине играли члены семейства Арно (особенно Антуан Арно - ученый богослов, доктор Сорбонны). Деятельными членами общины были известные проповедники, профессора, писатели и философы, в т. ч. Б. Паскаль. К Я. примыкал драматург Ж. Расин. Женскую янсенистскую общину возглавляли Анжелика Арно и сестра Паскаля - Жаклин. Влияние Я. охватило значит. круги буржуазии и нек-рой части аристократии. При Пор-Рояле была открыта школа, в к-рой преподавали лучшие педагоги. Иезуиты повели упорную борьбу против Я. В 1653 Я. был осужден и признан еретическим (булла папы Иннокентия X "Cum occasione"). В 1656 это осуждение было подтверждено папой Александром VII (булла "Ad sacram"). Паскаль опубликовал серию памфлетов, в к-рых подверг убийственной критике мораль и политич. практику иезуитов ("Письма к провинциалу", 1656-57); памфлеты были осуждены особым судом, к-рый объявил, что книга подлежит сожжению, т. к. содержит еретич. положения Я., оскорбляет не только докторов богословия и нек-рые монашеские ордена (иезуитов), но также папу и епископов. Новое обострение в этой борьбе имело место в кон. 17-нач. 18 вв. В 1705 по настоянию иезуитов, поддержанных королем Людовиком XIV, папа Климент XI издал новую буллу против Я. ("Vineam Domini"), к-рую последователи Я. отказались признать, за что многие из них подверглись репрессиям, а монастырь Пор-Рояль был ликвидирован. Острая борьба с участием ряда епископов, теологов, университетских профессоров разгорелась вокруг буллы Климента XI "Unigenitus" (1713). Движение приобретало общественно-политич. характер, все шире втягивая недовольных королевским режимом, папством, иезуитами, распространяясь среди части буржуазии, рядовых священников, привлекая симпатии многих передовых людей Франции того времени. Вместе с тем в массах населения Я. обрастал суевериями, верой в чудеса и т. п., вырождаясь в религ. секту. К сер. 18 в. Я., внутренне противоречивый и вследствие этого неспособный к защите определенных клас. позиций, утратил свое значение, уступив место идейным течениям кануна революции. В Нидерландах в 1723 была создана янсенистская церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм. старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших ее к протестантизму.

    Лит.: Gazier A., Histoire générale du mouvement janséniste depuis ses origines jusqu'а nos jours, 3 éd., t. 1-2, P., 1924; Cristiani L., L'herésie de Port-Royal, P., 1955; Ceyssens L., Sources relatives aux débuts du jansénisme et de l'antijansénisme. 1640-1643, Louvain, 1957; его же, La fin de la premiere période du jansénisme. Sources des années 1654-1660, v. 1-2, Brux. - Roma, 1963-65; Cognet L., Le jansénisme, P.,1961; Taveneaux R., Jansénisme et politique, P., 1965.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

  23. Источник: Советская историческая энциклопедия



  24. Энциклопедия социологии

    (от имени голландского богослова XVII в. Янсения(1ап8ети8) - англ. Jansenism; нем. Jansenismus. Религиозно-полит, течение в католицизме XVII-XVIII вв., затронувшее образованные дворянские и буржуазные городские слои, оппозиционные к официальной католической церкви. Я. противопоставлял истинно верующих массе формально верующих; проповедовал нравственное самосовершенствование и развивал учение Августина Блаженного о предопределении "избранных" к спасению грешников - к вечной гибели. Я. близок кальвинизму: выступал против папского абсолютизма, подвергался гонениям со стороны церкви и королевской власти.

  25. Источник: Энциклопедия социологии



  26. Толковый словарь по социологии

    (от имени голландского богослова XVII в. Янсения) - англ. Jansenism; нем. Jansenismus. Религиозно-полит, течение в католицизме XVII-XVIII вв., затронувшее образованные дворянские и буржуазные городские слои, оппозиционные к официальной католической церкви. Я. противопоставлял истинно верующих массе формально верующих; проповедовал нравственное самосовершенствование и развивал учение Августина Блаженного о предопределении "избранных" к спасению грешников - к вечной гибели. Я. близок кальвинизму: выступал против папского абсолютизма, подвергался гонениям со стороны церкви и королевской власти.

  27. Источник: Толковый словарь по социологии



  28. Большой Энциклопедический словарь

    ЯНСЕНИЗМ
    ЯНСЕНИЗМ - течение в католицизме, начало которому положил нидерландский богослов 17 в. Янсений (Jansenius). Воспринял некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Распространился главным образом во Франции (центр - Пор-Руаяль) (потерял значение к сер. 18 в.). Осужден папством.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  29. Источник: