ж.
Неприятие технических устройств, боязнь электронного оборудования.
ТЕХНОФОБИЯ (греч. techne - мастерство, phobos - страх) - понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии (Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.). Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как «неудавшаяся цивилизация». Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как «вселенная Машины», подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях «техника - фактор порабощения человека». Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение «идеологии техники», бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение в массовом сознании.
ТЕХНОФО́БИЯ -и; ж. [от греч. technē - искусство, мастерство и phobos - боязнь, страх] Неприятие, боязнь технических устройств, электронного оборудования. Т. современного общества. Развитие техники вызвало к жизни технофобию. Противостоять технофобии.
(от греч. techne - производство, искусство, мастерство, умение и phobos - cmpcur) - англ. technophobie; нем. Technophobie. Восприятие индивидом, группой, общностью отчужденного мира техники в качестве угрозы их бытию.
- негативное восприятие соц. последствий технич. прогресса в обществ. сознании второй половины XX в.; боязнь засилия техники, и особенно электронной, над человеком, подавления ею индивидуальности человека в труде и быту, превращения его в придаток машины; пророчество гибели гуманистических идеалов и нравственных норм в об-ве, где властвуют ценности неограниченного потребительства и беспредельного внедрения технических средств во все сферы жизни человека. М.С. Ковалева.
(от греч. techne - производство, искусство, мастерство, умение и phobos - cmpcur) - англ. technophobie; нем. Technophobie. Восприятие индивидом, группой, общностью отчужденного мира техники в качестве угрозы их бытию.
(греч. techne - мастерство, phobos - страх) - понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии (Адорно -, Маркузе -, Мэмфорд -, Эллюль - и др.). Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как "неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека". Это ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение "идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение и в массовом сознании.
Е.М. Бабосов