-ы, ж.
Старинный провансальский народный танец, а также музыка к этому танцу.
[франц. farandole]
ФАРАНДО́ЛА, фарандолы, жен. (провансальское farandolo). Провансальский народный танец.
ж.
1.
Старинный провансальский народный танец, исполняемый в быстром темпе.
2.
Музыка к такому танцу.
3.
Музыкальное произведение в ритме такого танца.
ФАРАНДОЛА (франц. farandole - от прованс. farandoulo), французский (провансальский) народный хороводный танец. Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый, сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. К. Глазунова и др.
ФАРАНДОЛА (французское farandole), провансальский круговой народный танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе.
ФАРАНДО́ЛА -ы; ж. [франц. farandole] Старинный провансальский народный танец, в котором танцующие, держась за руки, образуют круг; музыка к этому танцу. Быстрая, живая ф.
* * *
фарандо́ла(франц. farandole), провансальский круговой народный танец (музыкальный размер 6/8, 2/4). Использована в сочинениях Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. К. Глазунова.
* * *
ФАРАНДОЛАФАРАНДО́ЛА (франц. farandole, от прованс. farandoulo), французский (провансальский) народный хороводный танец. Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый, сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях Ш. Гуно(см. ГУНО Шарль), Ж. Бизе(см. БИЗЕ Жорж), А. К. Глазунова(см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович) и др.
(франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farбndula) - провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), к-рые иногда чередуются. Происхождение танца и этимология его названия не вполне ясны. Термин "Ф." производят и от испан. farбndula (родственное нем. fahrender - едущий, странствующий) - названия группы бродячих исполнителей, и от греч. palagxdoulos, букв. - фаланга-невольник. Первая трактовка связана, очевидно, с тем, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и одноручной флейтой (см. Пифферо), вторая - с хореографией Ф.: многочисл. участники танца брали друг друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения к-рой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танц. фигур). Сложный танц. рисунок Ф., спиралевидный или круговой, иногда трактуют как символич. изображение бегства Тесея из лабиринта. Ф. исполнялась и исполняется в городах Прованса во время праздников христианского календаря и в учреждённый королём Рене (1474) день "Coursos de la Tarasquo" - легендарного чудовища, изображение к-рого несут перед танцующими.
Традиционная фарандола из Тараскона.В 18 в. Ф. в качестве разновидности контрданса стала исполняться на балах; в 19 в. она получила широкое распространение как одна из фигур котильона, кадрили. К жанру Ф. вслед за Ш. Гуно (опера "Мирейль") и Ж. Бизе (2-я сюита из музыки к драме А. Доде "Арлезианка", в к-рой в оркестр введён тамбурин) нередко обращались франц. композиторы - Г. Пьерне (Ф. ор. 14 No 2 для фп.), В. д'Энди (Ф. из 2-й сюиты ор. 91 для флейты, скрипки, альта, виолончели
Фарандола из музыки Ж. Бизе к драме А. Доде "Арлезианка".и арфы), К. Дельвенкур (No 5 из "Danceries" для скрипки и фп.), А. Казадезюс ("Балет-дивертисмент" для старинных инструментов); Т. Дюбуа принадлежит балет "Фарандола"; Д. Мийо включил Ф. в "Провансальскую" (8-я часть) и "Французскую" (заключит. часть) сюиты для оркестра. Ф. встречается в музыке рус. композиторов (балет А. К. Глазунова "Испытание Дамиса"; балет П. И. Чайковского "Спящая красавица", в Ф. к-рого повторяющиеся квинты в басу имитируют звучание тамбурина).
Литература: Mathieu A., La farandoulo, Avignon, 1862; Вйrenger-Fйraud L. J. В., Rйminiscences populaires de la Provence, P., 1885; Sachs C., Histoire de la danse, P., 1938; Dumont L., La Tarasque, P., 1951; Tennevin N., Teхier M., Dances of France, (vol.) 2, L., (1951); Вaumel J., Les danses populaires, les farandoles, les rondes, les jeux chorйgraphiques et les ballets du Languedoc mйditerranйen, P., 1959; Louis M., Dances populaires et ballet d'Opйra, P., 1965.T. С. Кюрегян.Большой Энциклопедический словарь. 2000.