«Черт»

Черт в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Черт»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Научно-технический энциклопедический словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. История слов
  22. История слов
  23. История слов
  24. История слов
  25. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  26. Большой Энциклопедический словарь
  27. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (чорт, от черный) — термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого ("нечистая сила"). В обоих этих значениях, генетически связанных между собой и переживших целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий, начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых ранних стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то ни было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влиянием опыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелей окружающей его среды: одних — благоприятных и полезных для него, других — вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма, одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшего их психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живых деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороны — добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку, а с другой — злых, т. е. сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно, немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося до понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих, результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления. Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек не мог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран, дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берег съедобные водоросли, моллюсков и даже огромных животных, и масса тому подобных явлений вызывают представление о добрых божествах, сознательно благодетельствующих ему. С другой стороны, первобытный человек не может себе представить, например, чтобы близкий ему человек, которого он только что видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или пал бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно так же должны ему рисоваться грозные явления природы — грозы, бури, наводнения, землетрясения — действиями страшных божеств, злоумышляющих либо против него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякие неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайная потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усушка масла в сосуде, порча провизии в амбаре и т. п. мелочи — все это дело духов, которые кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкой мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями вроде медведей, тигров, крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают, однако, единого общего представителя зла позднейших религий; да и в этих последних единый представитель зла — например Ариман Заратустры — только хозяин, начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образом животные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотя каждый род имеет своих хозяев (см. Хозяин), но последние вовсе не управляют злыми делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях, как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутые своими "хозяевами" и действующие вопреки их воле. Так у северных народов медведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задерет человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый на произвол судьбы своими хозяевами. Еще в одном отношении первобытные религии предупредили позднейшие: многие губительные для жизни явления они рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, например, смерть от утопления, от нападения диких зверей считается у многих первобытных племен результатом желания тех или других богов (водяных, лесных) приобщить к своему роду тех или других индивидов, как специальных избранников.

    В кознях злых существ нет ничего фатального, предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело их рук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ, которые то забираются в тело человека, медленно поедая его, то внезапно уносят его душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее представление о том, что смерть внесена в этот мир особым духом зла, ведет, таким образом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Там же коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировые религии. До недавнего времени думали, что первобытные племена относятся совершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем как именно злым они действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности это не так. Поклонение и жертвы воздаются обыкновенно только добрым божествам; со злыми ведется борьба, приемы которой сложились в грандиозную систему шаманства (см. Шаманы). Рыцари этой борьбы — избранники-шаманы, любимцы благодетельных божеств, с помощью которых изгоняются духи болезни из тела больного, отыскиваются унесенные души и вообще предотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности злых духов не ограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека,несвободны от посягательств злых божеств; и им приходится защищаться против них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают своих величайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди, которые их должны защищать от злых духов. Чаще всего между ними происходит открытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всех религий. Герои ее — везде одни и те же грандиозные или грозные явления природы, олицетворенные в образы животных и человекоподобных существ: Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Осирис и Сет, Зевс и Тифон, Юпитер и Сатурн, Тор и Локи, Белбог и Чернобог, многочисленные аналогичные божества первобытных народов — почти тождественные представители благодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни и смерти и т. п. За ними стояли целые сонмы меньших богов и демонов, боровшихся между собой. Тождественны также у самых различных народов часто даже образы животных, в которые облекаются представители злых существ. Достаточно упомянуть универсальный образ змея и дракона, ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у самых отдаленных друг от друга народов, как североамериканские индейцы (змей, поедающий яйца гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в виде змея Апопа, собирающийся проглотить солнце), греки (Аполлон, начинающий свою карьеру борьбой с драконом) и т. д. Таким образом, зрелище объективной борьбы стихий и животного мира и субъективное ощущение благодетельности и губительности тех или других явлений природы, в связи с общим анимистическим мировоззрением, послужили тем фундаментом, на котором постепенно выросло дуалистическое мировоззрение о борьбе двух противоположных начал. Дуализм этот, результат долгой эволюции, в начале не имел никакого отношения к этическим категориям добра и зла, ограничиваясь сферами полезного и вредного для человека, светлого и мрачного, веселого и страшного, открытого и обманчивого в деятелях природы. Мало того: чертами дуализма отличаются даже сами представители того и другого начала. Достаточно немногих примеров из греческой мифологии. Отец богов, благодетельный Зевс, источник тепла и влаги — в то же время гневный громовержец. Лучезарный Аполлон, победитель тьмы — в то же время истребитель, насылающий эпидемии и внезапную смерть. Богиня чистого ясного неба, всеобщая оплодотворительница Афина — в то же время кровожадная богиня войны. И наоборот, Гефест, типично-демоническое существо, является насадителем культуры среди людей. То же мы видим во всех мифологиях европейских народов, в том числе и славянских, у которых, несмотря на наличность дуализма в лице Бело— и Чернобога, Перун — такая же двойственная фигура, как и греческий Зевс. Только постепенно дуалистические представления приобретают этический характер, и сферы деятельности обоих элементов начинают строго разграничиваться. Свое высшее выражение чистый дуализм нашел в религии Зороастра, оказавшей такое огромное влияние на все мировые религии. Здесь мы уже видим и полное разграничение сфер деятельности, и яркую этическую окраску. "В начале была пара близнецов, два духа, каждый с особым родом деятельности. Это добро и зло в мыслях, словах и делах. И в этом учении, однако, немало следов более грубых материальных представлений, и первоначальной двойственности самого родоначальника добра Ормузда, о котором в одном месте Зенд-Авесты читаем, что как добрый, так и злой дух созданы Ормуздом. О дуализме в великих монотеистических религиях см. Сатана, Дьявол, Манихейство, Гностицизм.

    С введением христианства в Европе к старым "черным" богам язычества присоединились и все добрые боги старых мифологий, перечисленные в слуги дьявола, под знаменем которого объединилось все то, что упорно продолжало жить в двоеверии масс от старого языческого быта. С течением времени образовался настоящий тайный культ дьявола, немало обязанный препирательствам теологов и глубокому невежеству средневековья. Споры с гностическими сектами о роли дьявола, обилие сект, взаимно обвинявших друг друга в служении нечистой силе, злоупотребление экзорцизмом со стороны невежественного духовенства,появление дьявола на церковной сцене, где он вместе со своим защитником (advocatus diaboli) вел процесс с Триединым, всеобщая вера в чародейство и магию, нелепая легенда о возможности не только насильственного подчинения дьяволу в виде одержимости, но и свободного договора с ним, жестокие преследования за мнимое общение с дьяволом, наконец, тайное исполнение деревенским населением языческих обрядов, исполнение, которое, вследствие своей таинственности и странного смешения языческих и христианских элементов, выросло в чудовищные сказки о шабашах ведьм, — все это сделало Ч. конкретным, вездесущим и всемогущим героем средневековья. Сами теологи формально облекли его телесностью и наделили всеми атрибутами старого язычества. В XIII в. Ч., как громовик в германской и славянской мифологии, является среди вихря и бурелома, прокладывая себе путь через чащу, принимая вид лошади, собаки, кошки, медведя, обезьяны, жабы, вороны, филина, быка, летающего дракона, бестелесной тени. Он охотно является и в образе человека, то в пышном воинском одеянии, соблазняя женщин, то с лицом мавра в темной одежде, то в виде женщины и т. д. Особенность его телесности — отсутствие задней части тела. Христианские черты в этом изображении: нетвердое знание молитв и символов веры, грубость голоса вследствие вечного горения, боязнь креста, святой воды, молитвы, освященного воска и т. п. Что касается его деятельности, то она носит черты грубого смешения языческих с христианскими представлениями: он — творец всякого физического и морального зла,но он не гнушается и более мелкой деятельностью; он — и вор, и лекарь, изготовляет любовные напитки, насылает дурную погоду, соблазняет женщин и мужчин, принимая соблазнительные образы, готов служить всем и каждому за простое поклонение, унижается до ролишута и т. д. Его боялись все, заискивали в нем люди всех положений и профессий, начиная с папы, епископов, монахов, королей и кончая невежественными крестьянами. В течение целого ряда веков усиленно работали юристы и палачи, борясь с Ч. и предавшимися емупосредством пыток и костров. Даже реформация не могла остановить этой эпидемии. Достаточно вспомнить вождя реформации, Лютера, бросавшего в Ч. чернильницей и верившего в козни ведьм и в договоры с дьяволом. С ростом гуманизма и рационализма образ Ч. начинает бледнеть; образованные классы перестают верить в его существование. Только в народных массах продолжает жить вера в козни Ч. и всяких его разновидностей — водяных, леших, эльфов, гномов, русалок, — но и она в значительной степени потеряла свою реальность, изредка только оживая с особой силой в исключительные моменты народных бедствий — холеры, чумы, голода и т. д. Любопытна юмористическая черточка в отношении к Ч., которого часто именуется "глупым", "придурковатым" (Dummer Teufel), легко одурачиваемыми и обманываемым. Это не результат скептицизма, а пережиток старого языческого отношения к злым духам, которые вовсе не предполагались непременно одаренными высшими умственными способностями и с которыми можно было бороться хитростью и обманом.

    В представлениях нашего народа о Ч. живо сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими представлениями о дьяволе. В представлениях о Ч., как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете "хромой" узнаем греческого бога подземного огня,ковача молний, хромого кузнеца, повредившего себе ногу при низвержении его с Олимпа Зевсом — Гефеста, и тождественного с ним германского Локи. Подобно последнему, и у нас Ч. рисуется, кроме того, лгуном, шутником и насмешником. Точно так же живо сохранились черты старых богов грома, туч, грозы (Зевс, Тор, Перун). Teufelskind и Donnerkind (дитя Ч. и дитя грома) — синонимы. Эпитет Ч. лукавый (буквально — изогнутый) происходит от слова лук, которым Перун бросает свои стрелы (Афанасьев). Вихри, бури и грозы — пляски и свадебные празднества Ч. "Коли дождь иде крозь солнце, то Ч. дочку замуж виддае" (малороссийская пословица). Вихрь на Украине называется "чертово веселье"; в Великороссии думают, что во время вихря Ч. с ведьмой венчается. В более старых поверьях во время грозы молниеносные духи вступали в брак с облачными женами; в грозах видели свадебные торжества и непристойные игры ведьмы с дьяволом. Связывание Ч. с образом козла (на шабашах ведьм Ч. является в виде козла) живо напоминает любимых животных Тора, которыми он утолял свой голод и из костей которых их снова воскрешал. Черти принимают вид и других животных старого животного культа — волков, псов, воронов, змей и т. д. Ч. одинаково легко превращается в великана и в карлика, пролезает в замочную скважинуили пустой орех. Часто он является мельником, мелет скоро и бесплатно, но подмешивая к муке песок; еще чаще — кузнецом, превращающим на горне старух в красавиц, калек и уродов в стройных и здоровых красавцев. Ему же приписывают поднятие гор, бросание скали камней, хранение золота и оберегание кладов. Черти захватывают маленьких детей и уносят в дебри или подземные пещеры, взрослых девиц похищают себе в жены. В связи со старыми представлениями, что болезни и смерть причиняются злыми духами, не только смерть и болезни часто отождествляются с Ч., но каждая болезнь в отдельности называется синонимом Ч.: ср. стрел — Ч. и стрелы — ревматизм, чёморь-Ч. и чемер — боль в пояснице, чемерь — головокружение, черная смерть — мор и черный - эпитет Ч. (черный шут). Холера, оспа, чума часто рисуются в образе женщин или животных. Оспа ходит с клювом и пятнает человека щедринками (Великороссия). К болезни обращаются: "прости меня, оспица, прости, Афанасьевна" (Вологодская губерния). Грыжа — от грызть (злой дух грызет больного — чисто анимистическое представление). К старым языческим представлениям о Ч. присоединились и христианские, иногда странно перемешанные. Так, в Михайлов день кузнецы, оканчивая работу, ударяют трижды по наковальне молотом, чтобы закрепить наложенные на дьявола оковы (Ч. — языческий кузнец и Ч. — дьявол, связанный в преисподней). Христианские представления создали синоним Ч. "нечистая сила" и придали ему характер искусителя, соблазнителя, совратителя душ, сеятеля зла, но пасующего перед священными обрядами и знаками. Вот несколько пословиц, рисующих христианское влияние: "Много в Ч. силы, да воли ему нет", "Ч. и век не пьет, а людей искушает", "Не с ветру говорится, что Ч. ладана (или правды) боится", "Как Ч. за душой тянется", "Богатому Ч. деньги кует", "Ему Ч. лыки дерет, а он лапти плетет", "Кого Ч. рогами под бока не пырял" (соединение христианского с языческим элементом). Интересно и старинное насмешливое отношение к Ч., которого в сказках любой служивый умеет обходить и надувать. Ср. Сравнительное изучение религии, Фетишизм, Теротеизм, Тотемизм.

    Ср. Roskoff, "Geschichte des Teufels" (Лейпциг, 1869) и Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1866-69, особенно т. III, гл. XXII).

    Л. Штернберг

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    бес, в религиозных и суеверных представлениях — злой дух, «нечистая сила», сверхъестественное существо. Образ Ч. отражён в фольклоре, в сочинениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. чёрт;
    2. че́рти;
    3. чёрта;
    4. черте́й;
    5. чёрту;
    6. чертя́м;
    7. чёрта;
    8. черте́й;
    9. чёртом;
    10. чертя́ми;
    11. чёрте;
    12. чертя́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик, см. бес; произносят чорт, см. также чертить. В брани: черт его возьми, черт его знает, поди к черту, к чертям и пр. Черт-чертом вымазался, черен, грязен. Допился до чертиков, до горячки. Остроголовые черти, сказочн. Иногда водяного, редко лешего зовут чертом: вольно черту в своем болоте орать. Дал Бог денежку, а черт дырочку (глотку); и пошла Божья денежка в чертову дырочку! Тещу в дом - черта в дом. Бур черт, сер черт, все один бес. Чем черт не шутит. Связался, словно черт с младенцем! Полно с чертом нянчиться (или: пестоваться). Черта нянчить - не унянчить. Черт и век не пьет, а людей искушает. Я за порог (или за пирог), а черт поперек! Около святых черти водятся. Черт ли нес, на худой на мост! Упрям, как карамышевский черт. Шел бы черт на свадьбу, да попа боится. От черта отстал, а к людям не пристал. Как черти яблоки делят (т. е. дерутся). Не зови черта братом. Нашему Луки (Луке) и черт с руки. Где черт не пахал, там и сеять не станет. Смелым Бог владеет, пьяным черт качает. Держи черта за рога: и то находка! Кто лукавит, того черт задавит. Боится, как черт попа (или: ладану). Чем бояться чертей, так бойся людей. Не был только у черта на рогах. Черт Ваньку не обманет: Ванька сам про него молитву знает. Черт ли писал, что Захар комиссар! Вселился черт в боярский двор. Нет ни черта, ни дьявола (никого, ничего). Все люди, как люди, один черт в колпаке. С черта вырос, а кнутом не бит (т. е. глуп). Когда черт помрет; а он еще и не хворал! Ни Богу свеча, ни черту кочерга. Черт ногу сломит. Тороватому Бог подает, а у скупого черт отбирает. Дитя падает - Бог перинку подстилает; стар падает - черт борону подставляет. Черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню, да разведемся! Ни Богу свеча, ни черту кочерга. Бал - черт с печки упал! Послал Бог работу, да отнял черт охоту. На черта только слава (а монах поросенка съел). Мужчина, коли хоть немножко казистее черта - красавец. Черту баран (говорят о самоубийцах). Черт, отдай мою молитву! Я на правду черт (т. е. неумолим). Сунуло Еремушку к семи чертям. Черт с ведьмой венчается (вихорь столбом). Копил, копил, да черта и купил! Кого черт рогами под бока не пырял! Поднял (или: подпер) старого черта бес. Где черт не сеял, там и не пожнет. Много в черте (у лихого) силы, да воли ему нет. Куда черт не поспеет, туда бабу пошлет. Еще черти на кулачки не дрались (бились), рано. Где Господь пшеницу сеет, там черт плевелы. Черт, черт, поиграй, а опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завязывают ножку стола). Черта нянчить (качать сидя ногами). Ах, ты мое черт знает что! Возьми черт дьявола: оба не надобны. Бог дал родню, а черт вражду. Всякий черт Иван Иванович. У черта на кулижках. Зачесали черти затылки от такой расправы. Богатому черти деньги куют. У богатого черт детей качает. Пошел черт по бочкам (запили). Пошел черт по лавкам. Ему черт лыки дерет, а он лапти плетет. Ворочает, как черт в болоте. Правит, как черт болотом. Душой кривить - черту служить. Все годится, только не годится с чертом водиться. Черт мошну тачает, скряга ее набивает. Скупой копит - черт мошну тачает. Было бы болото, а черти будут. Не стой надо мной, как черт над душой. Не бойся смертей, бойся чертей. Одолели черти чистое (святое) место. Работа не черт, в воду не уйдет. Не сам пришел - черт принес. Не было печали, так черти накачали. Есть и на черта гром (или: гроза). Гнилого болота и черт боится. Хорош бы дом, да черт живет в нем. Чем черт не шутит: из дубинки выпалит! Все черти одной шерсти. Все черти равны, все те ж бобры. На людей, что на Бога, а на себя - что на черта (надежа). Убился с горы - и черт его бери. Солдат черта год со днем в тавлинке проносил (из сказки). Пошла душа по рукам - у черта будет (из присказки). Не с ветру говорится, что черт ладану (или: правды) боится. Первая жена от Бога, вторая от человека, третья от черта. Пусти черта в дом, не вышибешь его лбом (т. е. молитвой). Пишет, как черт шестом по Неглинной (речка в Москве). Черт не возьмет его, а Богу не надо. Как черт за душой тянется. Нашел черт ботало, да и сам ему не рад! Так жутко пришлось, что чертям тошно стало. Ставь и черту ожиг: не знаешь, куда угодишь! "Батько! Черт лезет в хату!" - "Не замай, абы не москаль!" Пей воду, как гусь, ешь хлеб, как свинья, а работай черт, а не я! Ванька Каин. Сымать черта, с железного шпиля расшивы волжск. намазать его салом, когда ночью явится на нем электрический свет.

    | Черт, род тюри, окрошки, крошеный хлеб с солью в воде, без приправы.

    | Черт-рыба, Raja torpedo, бьет электрическим ударом. Чертенок, чертеня, чертененок, бранное бесёнок. Без имени ребенок - чертенок. Чертенята с кузовками, а черт и со всем возом. Чертёнок, горное головня из угольной кучи, или недожженная руда.

    | волжск. электрический свет, на железном шпиле мачты. Снять чертенка, смазать шпиль салом.

    | Чертенята, волжск., касп. два бруска, связывающие поперек перо руля; после поворота, лоцман кричит: очисти чертенят! ·т.е. распутай бакштов, который цепляется за руль. Допился до чертиков, до белой, перепойной горячки. Чертовик вят. чертенок, чертеня. Чертовка, или пермяц. чертиха, ведьма, колдунья;

    | злая баба.

    | Шутовка, лопаста, русалка. Чертова курица, большая болотная курица, камышник, Gallinula chloropus. Это чертова кукла. Обули Филю в чертовы лапти (обманули). Чертова сторонушка (Финляндия, голый камень). Чертов палец, ископаемый белемнит, окаменелый слизень;

    | скипевшийся, сплавленный, в виде пальцев, ударом молнии песок. Чертова рыба, сом. - гусли, шутл. счеты. - грабли, бранное руки, пальцы. - орехи, водяные, рогатки, рогульки, чилим, Trapa natans. - чай, водка. - кус, - кукла, бранное, - борода, растение Tragoponon. - городище, скалистый гребень гор, издали похожий на развалины замка;

    | куча надводных скал и камней в море. - дюжина, тринадцать. Чертовская работа, - придирки, брань и проклятие. Он чертовски лукав, хитер. Чертовщина жен. дьявольщина, бесовщина, все что относится к нечистой силе, чернокнижию. Он чертовщиной занимается, заклинаниями, вызываньем духов и пр. Чертовщинные заговоры. Чертать и чертаться, чертыкать (чертыхать) и чертыхаться, чертыжить, чертыжиться, чертыжничать, чертыкнуть (чертыхнуть), бранить, клясть, ругаться, поминая черта. Что ты чертыкаешься, я самого чертыкну! Чертыканье (чертыханье), действие по гл. Чертогон муж. крестьян. Чертогрыз, растение Scabiosa succissa. Чертолом, бранное ломовой извозчик, который ломит чертом, зря, не сворачивая. Чертопарь пермяц. плохо подготовленная к будущему году пашня, вспаханная один только раз. Чертоплешина, сильный удар плашмя по голове, нахлобучка. Чертопляс, вино, водка, хмельные напитки. Чертожина, бранно: копыл, рожен, торчек; рогатина и пр. Черторой муж. овраг, рытвина от воды. Чертополох, разные виды Cirsium и Carduus, колючая, сорная трава; мурат, мордвин, татарин, осот, волчец, репец, церк. побыль (не поубел ли?), см. бодяк.

    | см. переполошник и пуговник.

    | Xantium spinosum, колючка.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЧЁРТ, -а, мн. черти, -ей, муж.

    1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом; теперь употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Не так страшен ч., как его малюют (посл.). Сам ч. не разберёт (ничего нельзя понять; разг.). Чёртом прошёлся, подскочил (лихо, молодецки; разг.). Всё к чёрту пошло (пропало, не удалось; разг.). К чёрту или ко всем чертям послать (грубо прогнать, а также обругать; разг.). Ч. принёс кого-н. (выражение недовольства по поводу чьего-н. прихода, приезда; прост.). Ч. возьми! (восклицание, выражающее удивление, досаду или негодование; разг.). Ч. дёрнул кого-н. сделать что-н. (сделал напрасно, не надо было этого делать; прост.). К чёрту! К чертям! Ко всем чертям. К чертям собачьим! Какого чёрта! (выражения возмущения, брани; прост.). Ч. дери, подери или побери! (то же, что чёрт возьми; прост.). До чёрта (очень много; прост. Грибов там до чёрта). К чёрту на рога или на кулички и у чёрта на рогах или на куличках (перен.: очень далеко; разг.). На кой ч. или на чёрта (зачем, для чего; прост. бран.). Ни черта (1) совсем ничего, нисколько; прост. Денег ни черта или ни чёрта нет; 2) выражение отрицательного отношения, пренебрежения; прост. Тебе влетит от отца. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Ни черта!). Ни к чёрту (никуда не годится, совсем плохо; прост. Здоровье ни к чёрту.). Чем ч. не шутит (мало ли что может произойти, всё может случиться; обычно о хорошем; разг.). Чертям тошно (очень скучно или очень плохо; разг.). Ч. его знает (неизвестно; не знаю, не представляю; разг. Ч. его знает, куда деваются вещи.). Ч. знает что или чёрт-те что! (восклицание, выражающее возмущение; разг.). Чёрт-те кто (что, какой) (неизвестно кто, что, какой; разг. неод. и пренебр.). Чёрт-те где (куда, откуда, когда, зачем, почему, отчего) (неизвестно где, куда, откуда и т. д.; разг. неод.). Ч. не брат кому-н. (о том, кто ничего не боится; разг.). Ч. ногу сломит где-н., в чём-н. (1) о чём-н. совершенно непонятном; разг.; 2) о полном беспорядке, неразберихе; разг.). Что за ч.! (восклицание, выражающее неудовольствие или сильное удивление; разг.). Чёрта с два! (как бы не так, ничего подобного; прост.). Чёрта лысого получишь! (ничего не получишь; прост.). Ч. с кем-чем-н.! (обычно с мест.; выражение пренебрежения или нежелания беспокоиться по поводу чего-н., иметь дело с кем-чем-н.; разг. Не хочешь разговаривать, ну и ч. с тобой! Деньги пропали, да ч. с ними!). Ч. полосатый (добродушное выражение неодобрения, порицания; прост.). Один ч.! (всё равно, безразлично; прост. Придёт или не придёт один ч.!). Ни один ч.! (никто; прост. неод. Ни один ч. не помог!).

    2. на что. О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-н. деле (прост.). На правду ч. Ч. на работу. Как ч. работает кто-н. (много, упорно; разг.).

    | уменьш. чёртик, -а, муж. (к 1 знач.).

    | прил. чертовский, -ая, -ое (к 1 знач.), чёртов, -а, -о (к 1 знач.) и чертячий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.). Чертовское наваждение. Чёртов сын (ругательство). Чертячья морда (также перен.: хитрая, лукавая).

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , мн. че́рти, -е́й, м.

    1.

    По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало; дьявол, бес.

    Только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он черт. Гоголь, Ночь перед рождеством.

    2. прост.

    Употребляется как бранное слово.

    Аксютка переменил тон. Он стал ругаться: — Цепка, черт, дай же хлеба! Помяловский, Очерки бурсы.

    Она вскипела, назвала его [станового] дураком и старым чертом и так толкнула в грудь, что он упал. Л. Толстой, Воскресение.

    3. в знач. нареч. чёртом. прост.

    Лихо, молодцевато.

    Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которой отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом. Гоголь, Тарас Бульба.

    Расставив в красных лампасах ноги, чертом сидел молодой казак. А. Н. Толстой, По Волыни.

    до черта

    прост.

    1) до крайней степени, очень сильно.

    Устал до черта. До черта надоело;

    2) очень много.

    И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет. Есенин, Анна Снегина.

    ни черта́

    прост.

    совсем, совершенно ничего.

    ни к черту {(не годится)}

    совсем, совершенно, полностью.

    (для) какого черта; за каким (коим) чертом; на кой черт; на черта

    прост. бран.

    зачем, для чего, к чему.

    - кой черт

    куда к черту; какой к черту

    употребляется для усиления иронической или риторической интонации вопросительных местоимений и наречий, к которым относится.

    Ну, скажи, какой я к черту странник. Садофьев, В поисках пути.

    ну тебя {(}вас, его{ и т. д.)} к черту{ (или ко всем чертям)}

    употребляется как пожелание избавиться, отделаться от кого-л. надоевшего, неприятного.

    черт {(}тебя, его, их{ и т. д.)} возьми{ (или дери, побери, подери и т. п.)}!

    восклицание, выражающее удивление, восхищение или возмущение, негодование.

    - черт дернул за язык

    черт знает кто{ (или что, какой, куда и т. п.)}

    прост.

    1) неизвестно кто (что, какой, куда и т. п.).

    Черт знает на что расходовался ум воспитанника! Помяловский, Очерки бурсы.

    Всем уже стало ясно, что заехали мы черт знает куда. Вересаев, На японской войне;

    2) о ком-, чем-л. очень плохом, дурном.

    Матвей Матвеевич спросил Леонида, далеко ли он едет. — В Малмыж, — отвечал тот хмуро. — Черт знает какое сообщение — на лошадях! Телешов, На тройках.

    (куда, откуда) черт принес{ (или занес и т. п.)} {кого}

    прост.

    говорится о том, кто пришел не вовремя, некстати.

    черт ли в {ком-чем}

    прост.

    выражение сомнения в важности и нужности кого-, чего-л.

    черт с ним {(}тобой, ними {и т. д.)}

    пусть будет так, ладно, можно оставить без внимания.

    черт-те что{ (или где и т. п.)}

    неизвестно что (где и т. п.).

    [Василий] глядел жене на лоб , на темно-синие глаза, блуждающие черт-те где. А. Н. Толстой, Петр Первый.

    - черта лысого

    черта с два!

    прост.

    ничего подобного, ничуть не бывало.

    Думаешь, читала она? Черта с два! Шолохов, Они сражались за Родину.

    чертям (черту) тошно

    прост.

    о чем-л. выходящем за рамки обычного, о чрезмерном по своему проявлению.

    к черту (чертям) на рога{ (или на кулички)} у черта на рогах{ (или на куличках)}

    прост.

    об очень отдаленных и глухих местах.

    иди{ (или пошел, ступай и т. п.)} к черту{ (или ко всем чертям)}

    прост.

    пожелание уйти прочь тому, кто надоел, от кого хотят избавиться.

    пойти{ (или полететь)} к черту{ (или ко всем чертям)}

    полностью разрушиться, расстроиться, потерпеть неудачу, провал.

    Уже с неделю несло вьюгой, и на железных дорогах все спуталось, все расписания пошли к черту, на узловых станциях было полным-полно. Бунин, Ида.

    послать к черту{ (или ко всем чертям)}

    1) прогнать кого-л., упоминая при этом черта;

    2) решительно отвергнуть чьи-л. притязания, просьбы и т. п.

    ни один черт

    прост.

    никто.

    — Уже лет пять по этой дороге ни один черт не ездил. Вересаев, Товарищи.

    один черт

    прост.

    одно и то же, все равно, одинаково.

    одному черту известно

    неизвестно никому.

    - (сам) черт не брат

    сам черт не поймет{ (или не разберет и т. п.)}

    прост.

    никто не поймет.

    Обе соломенные вдовы. Мужья в отлучке, а где — сам черт не разберет. Ляшко, Доменная печь.

    - (сам) черт ногу сломит

    - чем черт не шутит!

    что за черт!

    выражение недоумения, неудовольствия и т. п.

    - бежать как черт от ладана бояться как черт ладана

    - не было печали, (так) черти накачали

    - не так страшен черт, как его малюют

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Сверхъестественное - в религиозном представлении - существо, олицетворяющее собою злой дух, злое начало мира; Дьявол, Сатана (обычно в образе человека, но с рогами, хвостом и копытами).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ЧЕРТ - слуга дьявола.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ЧЁРТ, то же, что дьявол.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -а, но: ни черти́, мн. че́рти, стар. им. п. мн. ч. (вряд ли, по мнению Соболевского (Лекции 198), стар. основа на -i-), укр., блр. чорт, сербохорв. цр́тити, цр́ти̑м "заклинать, клясть", словен. čr̂t "черт, ненависть, вражда", čŕtiti "ненавидеть", чеш., слвц. čеrt "черт", польск. czart, в.-луж. čert, н.-луж. саrt. Праслав. *čьrtъ рассматривается как прич. на -tо- "проклятый", родственное лит. kyrė́ti "злиться", i̯-kỹrti "гнушаться", apkyrė́ti "надоедать", įkyrùs "назойливый, навязчивый", kerė́ti "сглазить, околдовать"; см. Миккола, WuS 2, 218; Бернекер I, 172; Поржезинский 4, 6. Подробнее см. ча́ры. Не является более вероятным сравнение с лат. curtus "короткий, обрубленный", вопреки Бернекеру (там же), где оно приводится как одна из возможностей; см. против этого Брюкнер, KZ 48, 174. Нельзя сближать это слово с теря́ть, первонач. якобы "потерянный, заблудший", вопреки Зеленину (ЖСт. 20, 360). Эвфемистической заменой слова чёрт является чёрный (см. Зеленин, Табу 2, 90), также чёрное сло́во – о ругательстве с упоминанием черта (см. Мельников 3, 320; Фасмер, ZfslPh 20, 453). Производное от чёрт: чёртовы я́йца "картофель", кемск. (Подв.). [Якобсон (IJSLP, 1/2, 1959, стр. 276) сближает, вслед за Швицером, с черта́, черти́ть; менее вероятно сближение со ско́рый (см. Шустер-Шевц, ZfS, XVI, 1971, стр. 369 и сл.).– Т.].

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. devil, deuce у черта на куличках ≈ at the world's end, in the back of beyond черт возьми/побери! ≈ the devil take it!, to hell with it черт знает что! ≈ what on earth!, what the hell! черт его дери! ≈ damn him! черт попутал ≈ it is the devil's work какого черта он там делает! ≈ what the hell is he doing there! на кой черт? ≈ why the hell? сам черт не разберет ≈ there is no making head or tail of it черта с два! ≈ like hell! ну и черт с ним! ≈ to hell with him!;
    the hell with him амер. зол как черт ≈ cross as a bear, sulky as a bear, surly as a bear не понять ни черта ≈ not understand a thing чем черт не шутит ≈ don't be too sure;
    you never can tell не так страшен черт, как его малюют ≈ the devil is not so terrible as he is painted в тихом омуте черти водятся ≈ still waters run deepdevil

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    м. devil ~! oh, damn/hell!;
    к ~у! to hell with it!;
    идите к ~у go to hell!;
    go to the devil!;
    какого ~а what the devil/blazes/hell!;
    чем ~ не шутит! you never know!, you never can tell;
    сам ~ не разберёт there`s no making head or tail of it;
    ~ знает что такое! outrageous!;
    ни черта не понимаю! I don`t understand а thing!;
    что за ~! what the devil!;
    не так страшен ~, как его малюют посл. the devil is not so terrible as he is painted;
    (не так плох) the devil is not so black as he is painted.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Teufel m



    черт возьми!, черт побери! — hol's der Teufel!

    пошел к черту — geh ( scher dich ) zum Teufel!

    сам черт не разберет — kein Teufel kann daraus klug werden

    у черта на куличках — wo sich die Füchse gute Nacht sagen

    чем черт не шутит! — wer weiß, was noch alles kommen mag!

    черт его знает! — was weiß ich!, weiß der Teufel ( der Kuckuck )!

    это черт знает что! — das ist ja unerhört!

    все пошло к черту — alles ist zum Teufel ( im Eimer )

    черт с ним! (мне все равно) — meinetwegen!

    это ни к черту не годится — das taugt zu nichts!

    черта с два! — so siehst du aus; Pustekuchen!

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    чёрт м Teufel m 1d а чёрт возьми!, чёрт побери! hol''s der Teufel! пошёл к чёрту geh ( scher dich] zum Teufel! сам чёрт не разберёт kein Teufel kann daraus klug werden у чёрта на куличках wo sich die Füchse gute Nacht sagen чем чёрт не шутит! wer weiß, was noch alles kommen mag! чёрт его знает! was weiß ich!, weiß der Teufel ( der Kuckuck]! это чёрт знает что! das ist ja unerhört! всё пошло к чёрту alles ist zum Teufel ( im Eimer] чёрт с ним! (мне всё равно) meinetwegen! это ни к чёрту не годится das taugt zu nichts! чёрта с два! so siehst du aus; Pustekuchen!

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    diable m

    к черту! — au diable!

    черт бы его побрал! — (que) le diable l'emporte!; le diable soit de lui!

    иди к черту! — va-t'en au diable!

    черт возьми! — ah! diable!, sapristi!

    до черта — plein de; ras le bol

    один черт — c'est du quif

    черт знает что! разг. — c'est révoltant!

    черт его знает! разг. — qu'est-ce que j'en sais?

    черта с два! разг. — peau de balle!

    черт меня дернул разг. — j'avais bien besoin de...

    не знать ни черта разг. — ne savoir rien de rien

    жить у черта на куличках разг. — loger au diable (Vauvert)

    это ни к черту не годится — ça ne vaut rien

    сам черт ногу сломит разг. — прибл. le diable n'y verrait goutte

    чем черт не шутит разг. — прибл. il ne faut jurer de rien

    не так страшен черт, как его малюют погов. — la réalité n'est pas si noire qu'on le fait

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    diablo m



    иди́ к черту! бран. — ¡vete al diablo!

    черт возьми! бран. — ¡diablo!, ¡demonio!, ¡diantre!

    черт бы меня́ (тебя́, его́и т.д.) побра́л — ¡que me (te, le,etc.) lleve el diablo!

    черта лы́сого, черта с два прост. — ¡un diablo!, ¡nada de eso!, ¡naranjas!

    что за черт!, кой черт! бран. — ¡diablos!, ¡demontre!, ¡qué diablo!

    черт-те кто прост. неодобр. — no se sabe quién, fulano, mengano

    черт-те что прост. — no se sabe qué

    черт-те где прост. — no se sabe dónde, donde Cristo dio las tres voces

    до черта прост. — como un diablo, en exceso, hasta no más

    оди́н черт! прост. — ¡da lo mismo!; ahí me las den todas; hágase el milagro y hágalo el diablo

    ни к черту не годи́тся — no vale un comino (un bledo, un pito)

    ему́ сам черт не брат разг. — es un tío de rompe y rasga

    на кой черт, на черта груб. — ¡para qué diablo!, ¡un diablo!

    черт его́ зна́ет груб. — el diablo lo sabe

    черт меня́ дернул груб. — ¡qué demonio me empujó!

    черт (его́) попу́тал прост. — el demonio (le) tentó, en mala hora se (le) ocurrió

    чем черт не шу́тит! — ¡sólo el diablo sabe lo que puede ocurrir!

    чертя́м то́шно прост. — el acabóse

    ни оди́н черт, сам черт прост. — ni el mismo diablo (demonio)

    у черта на кули́чках (на рога́х) прост. — en los quintos infiernos, donde Cristo dio las tres voces; donde el diablo perdió su poncho(Лат. Ам.)

    здесь сам черт но́гу сло́мит прост. — ni el mismo diablo podría desembrollarlo; parece un cajón de sastre

    бежа́ть, как черт от ла́дана — correr (huir) como alma que lleva el diablo, huir como del diablo

    боя́ться, как черт ла́дана — temer como el diablo a la cruz

    не знать ни черта́ прост. — no saber ni una jota

    не так стра́шен черт, как его́ малю́ют посл. — no es tan feo el diablo como lo pintan; no es tan fiero el león como lo pintan

    в ти́хом о́муте че́рти во́дятся посл. — en el río quedo no metas tu dedo; del agua mansa líbreme Dios que de la brava me libro yo

    не́ было печа́ли, (так) че́рти накача́ли погов. — ≈ éramos pocos y parió mi abuela

    все че́рти одно́й ше́рсти погов. — hay muchos diablos que se parecen unos a otros

    постри́гся черт в мона́хи погов. — el diablo, harto de carne, se metió a fraile

    бы́ло бы боло́то, а че́рти найду́тся посл. — habrá muchos diablos con tal de que haya cenagal

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    diavolo бран. прост.

    что за черт! — che diavolo!

    послать к черту — mandare al diavolo; mandare a

    какой он к черту поэт? — che diavolo di poeta è costui?

    ни черта — nulla, neanche un'acca, un fico secco!, un corno!

    он ни черта не понимает — non capisce un accidente / un'acca

    ни черта не стоить, ни к черту не годиться — non valere un

    (для) какого черта, за каким чертом, на кой черт..., на черта... — (ma) che diavolo...!, perché diavolo...?

    на кой черт это мне нужно? — che me ne faccio?

    черт попутал / дернул — il diavolo ci ha messo la coda / le corna

    черт знает кто / куда (неизвестно) — non si sa chi / che, dove(ecc)

    черт знает, на что он тратит деньги — chi lo sa come spende i soldi

    он уехал черт знает куда — è partito il diavolo lo sa dove

    черт знает что (очень плохой) — pessimo, cattivissimo

    это черт знает что за человек — il diavolo lo sa che persona sia

    ему черт не брат — è un padreterno, ne sa più del diavolo

    тут сам черт ногу сломит — furbo chi ci si racapezza; chi ci capisce è bravo

    черт с ним / тобой / ними (и т.п.) — che diavolo lo / ti / li pigli / porti; mannaggia a te / lui / voi

    черт-те что! — che roba, roba da chiodi!

    черта лысого — in nessun caso, non puo essere che...

    черта с два! — questo poi, no!; un corno / cavolo!

    чертям тошно станет — faremo (loro) vedere i sorci neri

    чем черт не шутит! — chi lo sa!; tutto può succedere!

    все полетело к черту — tutto è andato al diavolo / a rotoli

    быть злющим как черт — aver un diavolo per capello

    быть хитрее черта — saperne un punto più del diavolo

    -до черта-ко всем чертям!-к черту!



    к черту на рога / кулички — a casa del diavolo

    жить у черта на куличках — vivere a casa del diavolo

    служить и богу и черту — accendere una candela a Dio è una al diavolo

    бежать как черт от ладана — fuggire come il diavolo dall'incenso

    бояться как черт ладана — temere come il diavolo teme l'incenso

    в тихом омуте черти водятся — le acque chete rovinano i ponti

    не так страшен черт, как его малюют — il diavolo non è (poi) così brutto come lo si dipinge

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Научно-технический энциклопедический словарь

    ЧЕРТ, хрупкая, содержащая примеси разновидность кремня. Он представляет собою криптокристаллическую производную КРЕМНИЯ, окраска его может быть белой, желтой, серой либо коричневой. Встречается в основном среди известняков и доломитов, хотя его происхождение неизвестно.

  37. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  38. Энциклопедический словарь

    ЧЁРТ -а; мн. че́рти, -е́й; м.

    1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало, в образе человека, но с рогами, копытами и хвостом; дьявол, бес. Верить в домовых и чертей. Всем чертям назло (наперекор кому-, чему-л., несмотря ни на что). Всем чертям тошно станет (о безудержности каких-л. действий). Ещё черти не дерутся (не бьются) на кулачки (кулачках); ещё чёрт в ладоши не прохлопал (шутл.; очень рано, не пора идти куда-л.). Послать к чёрту в зубы, в пекло (в какое-л. опасное место). К чёрту на рога, на кулички; у чёрта на рогах, на куличках (шутл.; очень далеко). На чьём-л. лице черти горох молотили (шутл.; о конопатом, с оспинами лице или о человеке с таким лицом). Не верить ни в бога, ни в чёрта (ни во что). Поймать, ухватить и т.п. чёрта за хвост (добиться успеха в трудном деле). Сам чёрт не брат кому-л. (шутл.; всё нипочём, ничего не стоит). Сам чёрт ногу (шею, голову) сломит где-л., в чём-л. (о том, что совершенно непонятно; о полном беспорядке, неразберихе). Чем чёрт не шутит (шутл.; всё может быть, всякое бывает). Чёрт дёрнул за язык кого-л. (неодобр.; сказал напрасно, не надо было говорить). Чёрту в дядьки годится (шутл.; о том, кто в высшей степени ловок, способен). Чёрту (бы) рога обломал (свернул) (шутл.; о том, кто чувствует в себе достаточно сил и смелости справиться с кем-, чем-л.). Чёртом глядеть на кого-, что-л. (нар.-разг.; зло, сердито). Чёртом прыгать, скакать, подскочить, пройтись (нар.-разг.; лихо, по-молодецки). Злой как чёрт (очень злой). Вертеться, как чёрт перед заутреней (разг.; изворачиваться, юлить). Измазался как чёрт (очень сильно). Бежать от кого-л. как чёрт от ладана; бояться как чёрт ладана (очень сильно). * Было бы болото, а черти найдутся (Посл.). Не так страшен чёрт, как его малюют (Посл.). Не было печали, так черти накачали (погов.; о чём-л. неприятном, неожиданном). В тихом омуте черти водятся (погов.; о том, кто тих, смирен только с виду). Чем чёрт не шутит, пока Бог спит (Посл.).

    2. Нар.-разг. (обычно в составе бранных выражений) О мужчине, вызывающем возмущение, неприязнь, раздражение, досаду и т.п. Старый чёрт! Помолчи малость, чёрт несуразный! Тише вы, черти! (к собравшимся). К чёрту (ко всем чертям) послать (выругать, упомянув чёрта; также: категорически не принять кого-, чего-л.). Чёрт его знает (выражение недовольства, возмущения, досады, изумления, обычно при невозможности объяснить что-л.). Чёрт знает где, когда, куда и т.п. (неизвестно где, когда, куда). Чёрт полосатый (шутл.; добродушное выражение неодобрения, порицания по отношению к кому-л.).

    3. Разг.-сниж. О том, кто обнаруживает умение, силу, сноровку, ловкость и т.п. В своём деле просто он чёрт! Здорово рисует, чёрт! Чудное ожерелье, умеют же делать, черти!

    Иди, ступай и т.п. к чёрту (ко всем чертям, к чертям собачьим, свинячьим); ну тебя к чёрту (ко всем чертям)! Разг. Пожелание уйти прочь тому, кто надоел, от кого хотят избавиться. Куда, откуда чёрт принёс, занёс кого-л. Разг. О том, кто пришёл не вовремя, некстати. Пойти, полететь и т.п. к чёрту (ко всем чертям). Разг. Полностью разрушиться, расстроиться, потерпеть неудачу, провал. Ни один чёрт. Неодобр. Никто. Одному чёрту известно. Грубо. Никому не известно. Чёрт бы тебя побрал! Выражение крайнего возмущения, досады, негодования. Чёрт несёт, понёс кого-л. Неодобр. О том, кто может совершить опрометчивый поступок. Чёрт попутал, догадал, угораздил (что-л. сделать). Неодобр. Случилась же такая неприятность. Чёрт его знает. Выражение недовольства, возмущения, досады, изумления при невозможности объяснить что-л. Чёрт разберёт, поймёт. Разг. Трудно понять, разобраться в чём-л. Чёрта лысого получишь! Разг. Ничего не получишь. Один чёрт. Неодобр. Одно и то же, всё равно, одинаково. Чёрт знает кто (что, какой, куда и т.п.). 1. Неизвестно кто (что, какой, куда и т.п.). -2. О ком-, чём-л. очень плохом, дурном. Чёрт с ним (тобой, ними и т.п.). Пусть будет так, ладно, можно оставить без внимания. Чёрт-те что (где и т.п.). Неизвестно что (где и т.п.).

    Чёрт, в зн. вводн. сл. и межд. Выражает сильную досаду и раздражение. Чёрт! стукнул руку! Чёрт! уже десять часов! Ах, чёрт! Фу (ты) чёрт! Чёрт знает что такое! (безобразие! возмутительно!). Что за чёрт! (выражение недоумения, неудовольствия и т.п.). До чёрта, в зн. нареч. 1. До крайней степени; очень сильно. Устал до чёрта. До чёрта всё мне надоело. -2. Очень много. И дичи здесь до чёрта. Какого чёрта; за каким чёртом; на кой чёрт; на чёрта. Зачем, для чего, к чему. Куда к чёрту; какой к чёрту. Употр. для усиления иронической или риторической интонации вопросительных местоимений и наречий, к которым относится. Какой я к чёрту художник. Ни к чёрту! в зн. межд. Разг.-сниж. Никуда не годится, не годен, очень плохой, отвратительный. Ни чёрта, в зн. нареч. Фам. Совсем, совершенно ничего. Черти́ха, -и; ж. Чёртище, -а; ср. Увелич. Чертёнок; Чертенёнок; Чёртик; Чёртов; Черто́вка; Черто́вский; Чёртушка; Чертя́ка; Чертяга; Чертя́чий (см.).

    * * *

    чёрт

    то же, что дьявол.

    * * *

    ЧЕРТ

    ЧЕРТ, в славянской мифологии один из низших злых духов, впоследствии после принятия христианства — слуга дьявола(см. ДЬЯВОЛ).

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. История слов

    См. трамвай

  41. Источник:



  42. История слов

    См. чумазый

  43. Источник:



  44. История слов

    См. ОСТОЧЕРТЕТЬ

  45. Источник:



  46. История слов

    Чёрт. Различия в синтаксических свойствах слова, в особенностях его фразового употребления находятся в живой связи с различиями значений слова. Например, в современном языке слово черт не имеет качественных значений. Но в простом разговорном стиле русского литературного языка конца XVIII — первой половины XIX в. слово черт с особым предложным управлением обозначало: `мастер, знаток, мастак на что-нибудь, в чем-нибудь'. Например, у Державина: «(Я) горяч и в правде черт» (К самому себе). В водевиле А. Шаховского «Два учителя или asinus asinum fricat: »

    — Я уверен, что вы исправите его нравственность.

    — О, мадам, я черт на нравственность.

    (См.: Старый русский водевиль 1819—1849 гг. М., 1936, с. 73).

    В водевиле Л. Ленского «Стряпчий под столом» (1834) (см. там же, с. 320):

    Я сам черт по дарованью,

    Страшен в прозеи в стихах.

    Ср. у П. А. Вяземского в «Старой записной книжке» анекдот о моряке и царице Екатерине: «По рассеянию случилось, что, проходя мимо его, императрица три раза сказала ему:

    — Кажется, сегодня холодно.

    — Нет, матушка, ваше величество, сегодня довольно тепло, — отвечал он каждый раз. — Уж воля ее величества, — сказал он соседу своему, — а я на правду черт» (Вяземский П. А. Старая записная книжка, с. 93).

    (Виноградов. Русск. язык, 1947, с. 16).

    В. Н. Татищев указывал в своем «Разговоре о пользе наук и училищ» на множество просторечных и деревенских слов, которые «до днесь употребляются» в дворянской среде: вот, чють, эво, это, пужаю, чорт, вместо се, едва, здесь, страшу, бес и пр. (с. 91).

    (Виноградов. Очерки, с. 70).

  47. Источник:



  48. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  49. Источник:



  50. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕРТ
    ЧЕРТ - слуга дьявола.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  51. Источник:



  52. Толковый словарь Даля

  53. Источник: