Большая Советская энциклопедия

    номадизм (от греч. nomás, родительный падеж nomádos — кочующий), особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «К.» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей. К. возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Значительную часть проблем, связанных с К., ещё не разработана и среди учёных существует много различных точек зрения. К. зародилось в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н. э. в среде горно-степных племён Евразии. С ростом производительных сил и заселением новых областей часть племён переходила в степях, полупустынях и пустынях от оседлого и полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному скотоводству. В течение 1-го тысячелетия до н. э. и в первые века н. э. К. получило большое распространение в Центральной, Средений, Западной Азии, Причерноморье, несколько позднее в Северной Африке. Переход к К. способствовал росту поголовья скота, освоению ранее незаселённых областей аридной зоны, развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для К. животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племён сложилось кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее основное занятие кочевников и полукочевников, сочеталось, как правило, с др. видами занятий: земледелием, торговлей, охотой. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. В различных природных условиях сложились разные формы кочевания: «меридиональное» (стада перегонялись летом на С., зимой — на Ю.), «пустынное» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные) и др. Для К. характерны специфические явления материальной и духовной культуры и устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса скота и перекочёвок объединялись обычно племенные подразделения; существовали племена и союзы племён. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т. к. действительное кровное родство имело место только в мелких кочевых группах.

    О формах собственности и общественных отношений у кочевников-скотоводов в эпохи рабовладения и феодализма в литературе нет единого мнения (см. Феодализм). С глубокой древности у них была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды. Но уже средневековые документы свидетельствуют, что вожди и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали лучшие участки пастбищ в личное пользование. Нередко эксплуатация скрывалась под разными формами соседской помощи. Длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов, захваченных во время военных набегов. Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными столкновениями. В истории нередко образование кочевниками крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства на территориях с оседлым земледельческим населением (государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и др.). Однако в феодальную эпоху в условиях К. производство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. С конца 19 в. начался кризис кочевого скотоводства, вызванный развитием капиталистического животноводства и распространением механического транспорта, вследствие чего часть кочевников перешла на оседлость.

    В начале 20 в. в царской России К. преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев и др. В ряде стран Центральной и Западной Азии и Северной Африки ещё сохранились большие группы кочевников (среди монголов, арабов, курдов, белуджей и др.). Широкий и планомерный перевод кочевников на оседлость при разнообразной государственной помощи имел место в СССР и происходит в МНР.

    Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX вв., М., 1961; Руденко С. И., К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках, в кн.: Географическое общество СССР. Материалы по отделению этнографии, ч. 1, Л., 1961; Батраков В. С., Хозяйственные связи кочевых народов с Россией, Средней Азией и Китаем (с XV до половины XVIII вв.), Таш., 1958; Абрамзон С. М., Формы родоплеменной организации у кочевников Средней Азии, в сб.: Родовое общество, М., 1951; Жданко Т. А., Международное значение исторического опыта перехода кочевников на оседлость в Средней Азии и Казахстане, «Советская этнография», 1967, №4; Потапов Л. Н., Из истории кочевничества. «Вестник истории мировой культуры», 1957, №4; Марков Г. Е., Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии, «Советская этнография», 1970, № 6; Толыбеков С. Е., Кочевое общество казахов в XVII — начале XX вв., А.-А., 1971; Viehwirtschaft und Hirtenkultur. Ethnographische Studien, Bdpst, 1969.

    Г. Е. Марков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Жизнь кочевников; кочевая жизнь.

    2.

    Пребывание в положении кочевника.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КОЧЕВНИЧЕСТВО - образ жизни скотоводов, основанный на миграциях по мере смены пастбищ. Сложилось в кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э. в горно-степных областях Евразии в ходе выделения скотоводства в отдельный вид хозяйства. Сохраняется в ряде стран Центр. и Зап. Азии, Сев. Африки.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    КОЧЕВНИЧЕСТВО, образ жизни скотоводов, основанный на миграциях по мере смены пастбищ. Сложилось в конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры в горно-степных областях Евразии. Сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедический словарь

    КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО -а; ср.

    1. Состояние кочевника; кочевая жизнь.

    2. = Кочева́ние.

    * * *

    коче́вничество

    образ жизни скотоводов, основан на миграциях по мере смены пастбищ. Сложилось в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н. э. в горно-степных областях Евразии в ходе выделения скотоводства в отдельный вид хозяйства. Сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.

    * * *

    КОЧЕВНИЧЕСТВО

    КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО, образ жизни скотоводов, основанный на миграциях по мере смены пастбищ. Сложилось в кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э. в горно-степных областях Евразии в ходе выделения скотоводства в отдельный вид хозяйства. Сохраняется в ряде стран Центр. и Зап. Азии, Сев. Африки.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    номадизм (от греч. nomas - кочующий), - особая форма хоз. деятельности и связанного с ней образа жизни, возникшая в ходе первого крупного обществ. разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид х-ва. Термин "К." понимается иногда более расширительно, включая образ жизни племен собирателей, охотников и рыболовов (напр., австрал. аборигенов, индейцев прерий и др.). Значит. часть проблем, связанных с К., еще не разработана и по ним в науке существует много различных точек зрения. Одомашнивание большинства животных неолитич. охотниками и собирателями произошло в Азии, Сев. Африке и Юж. Европе. В эпоху энеолита в 4-м и 3-м тыс. до н. э. в ходе хоз. специализации наряду с охотой, собирательством и земледелием начинает появляться оседлое и полуоседлое пастушеское скотоводство. В кон. 2-го и нач. 1-го тыс. до н. э., с ростом производит. сил и заселением новых областей, часть пастушеских племен переходила в степях, полупустынях и пустынях к К. В 1-м тыс. до н. э. К. достигло больших размеров. Антич. авторы (напр., Геродот, I, 215, 216; IV, 2; II, 19, 46) сообщали о кочевниках - скифах Причерноморья, скотоводах Ср. Азии; кит. хроники - о гуннах, сяньби, усунь и др. К. сделало возможным значит. усовершенствование скотоводч. х-ва, прежде всего увеличение поголовья и освоение новых ранее недоступных областей эйкумены - пустынь, полупустынь, тундры. Наиболее приспособленными для К. животными у кочевников Центр., Ср., Зап. Азии и Сев. Африки оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктич. зоне в сравнительно позднее время под влиянием юж. скотоводч. племен сложилось оленеводство. Скотоводство, хотя и было осн. занятием кочевников и полукочевников, но не единственным, и сочеталось обычно с охотой, а часто и с примитивным земледелием. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. Земледелие было распространено у скифов, части хунну, ранних кочевников Алтая, частично - древних тюрков и др. Для перекочевок и совместного выпаса скота х-ва К. объединялись в родоплеменные подразделения; существовали племена и союзы племен. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т.к. действительное кровное родство имело место только в родовых группах.

    В различных природных условиях К. выработало разные формы кочевания, из к-рых наиболее распространены "меридиональное", когда стада перегонялись на большие расстояния - летом на север, зимой на юг (в прошлом казахи и др.); "пустынное" ("кольцевое"), когда кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца (арабы, белуджи, в прошлом туркмены); "вертикальное" - перекочевка производилась с летних высокогорных пастбищ на зимники в долинах (курды, пуштуны, в прошлом киргизы). Для К. характерны специфич. явления материальной и духовной культуры (переносное жилище и др.).

    О формах обществ. отношений у кочевников в лит-ре существуют различные точки зрения (см. в ст. "Кочевой" феодализм). В период феодализма у кочевников-скотоводов была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды, при к-рой кочевники "...относятся к земле, как к своей собственности, хотя они никогда не фиксируют этой собственности" (Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, 1940, с. 23-24). Но это была лишь внешняя оболочка общинного землепользования, фактич. право распоряжаться землей узурпировалось феод.-родовой верхушкой кочевых народов. Имуществ. и социальное неравенство среди кочевников-скотоводов порождало эксплуатацию богатыми бедных, причем формы эксплуатации носили как экономич., так и внеэкономич. характер. Длительное время сохранялись патриарх. формы рабства, продажа рабов в земледельч. оазисы.

    Сущность и характер обществ. разделения труда обусловливали во все ист. периоды необходимость экономич., политич. и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами; кочевники, в силу специфики их х-ва, не могли существовать изолированно. Мирные отношения между кочевниками и оседлыми земледельцами нередко прерывались враждебными столкновениями; кочевники нападали на земледельч. оазисы. Б. ч. это было следствием нарушения по каким-либо причинам постоянных торг. связей с земледельч. оазисами. Обычно кочевники стремились захватить торгово-ремесл. центры - города, в к-рых осуществлялись разносторонние связи кочевников и земледельцев. В истории нередки образования кочевниками союзов племен и др. крупных временных объединений ("кочевых империй"), иногда превращавшихся при завоевании оседлых народов в мощные феод. гос-ва (Арабский халифат, гос. образования в монгольское и послемонгольское время в Ср. Азии, Иране и др.). Однако по сравнению с оседлым земледелием в условиях К. произ-во развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. При неизменности орудий труда, ограниченности возможностей добывания жизненных благ, известной натуральности х-ва (несмотря на наличие обмена), отсутствии оседлости кочевое скотоводство становилось застойным способом произ-ва; отсюда известное экономич., социальное и культурное отставание кочевых народов.

    В нач. 20 в. в царской России К. преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, алтайцев и др. За рубежом и в наст. время большие группы кочевников сохранились в ряде стран Центр. и Передней Азии и Сев. Африки (монголы, арабы, белуджи, курды и др.). С кон. 19 в. благодаря развитию и конкуренции капиталистич. животноводства и распространению механич. транспорта начался кризис кочевого скотоводства, вызвавший массовое разорение кочевников-скотоводов и стремление их к переходу на оседлость. Однако такая возможность имелась далеко не везде (из-за отсутствия свободной, пригодной для обработки земли и др. социальных и экономич. причин). Широкий и планомерный перевод кочевников на оседлость имел место лишь в СССР и отчасти в МНР, где гос-во оказывает им широкую помощь путем предоставления земель, строительства оседлых поселений и т. п.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Батраков В. C., Хозяйственные связи кочевых народов с Россией, Таш., 1958; Боголюбский С. Н., Возникновение животноводства, как отрасли первобытного хозяйства, "Бюлл. Моск. об-ва испытателей природы, Отдел биология, Новая серия", 1956, т. 61, в. 3; Вильчевский О., Курды. Введение в этническую историю курдского народа, Л., 1961; Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934; Иванов М. С., Племена Фарса..., М., 1961; Киселев С. В., Древние города Монголии, "CA", 1957, No 2; Марков Г. Е., Скотоводческое хоз-во и общественная организация северо-балханских туркмен в конце XIX - нач. XX в., "ВМГУ. Историко-филологич. серия", 1958, No 4; его же, Очерк истории формирования северных туркмен, М., 1961; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М., 1961; Потапов Л. П., Из истории кочевничества, "ВИМК", 1957, No4; Руденко С. И., К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках, в кн.: Географич. об-во СССР. Мат-лы по отделению этнографии, ч. 1, Л., 1961; Толстов С. П., Города гузов, "СЭ", 1947, No 3; его же, Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах, Изв. ГАИМК, в. 103, М.-Л., 1934; История скотоводства в Причерноморье, МИА, No 53, М., 1960; Feilberg C., La tente noire, Kbh., 1944 (библ.); Nomades et nomadisme au Sahara, P., 1963. См. также лит. при ст. "Кочевой" феодализм.

    Г. Е. Марков. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Энциклопедия социологии

    - англ. nomadism; нем. Nomadismus. Систематическое или временное перемещение отдельных групп населения; вид его пространственной подвижности, обусловленный характером производства и образом жизни.

  13. Источник: Энциклопедия социологии



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: