см. Стихосложение.
(греч. prosodía — ударение, припев)
1) раздел стиховедения (См. Стиховедение), содержащий классификацию метрически значимых звуковых элементов языка (см. Метр). В метрическом стихосложении (См. Метрическое стихосложение) П. определяет, какие слоги считаются долгими и краткими («по природе», «по положению» и пр.), в силлабическом стихосложении (См. Силлабическое стихосложение)— какие гласные являются слогообразующими и неслогообразующими (в дифтонгах, на стыке слов и пр.), в силлабо-тоническом стихосложении (См. Силлабо-тоническое стихосложение)— какие слова считаются ударными и безударными (например, среди односложных слов, знаменательных и служебных). 2) В широком смысле слова П. иногда употребляется как синоним стиховедения или метрики (См. Метрика) в целом.
Лит. см. при ст. Стихосложение.
жен., греч. слогоударение, правильное произношение долгих и коротких слогов речи, певучесть. Просодический, к сему относящийся. Просодия нашего языка, по изменчивости переносных ударений, для чужестранца неуловима.
ПРОСО́ДИЯ, -и, жен. (спец.).
1. То же, что стиховедение.
2. Часть стиховедения учение о метрически значимых элементах речи.
3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.
| прил. просодический, -ая, -ое.
-и, ж. лит.
1.
Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.
2.
Учение о соотношении слогов в стихе; стихосложение.
[греч. προσωδία]
ПРОСО́ДИЯ, просидии, мн. нет, жен. (греч. prosodia - ударение, припев) (филол.). Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи. Русская и сербская просодия.
|| Отдел метрики, содержащий учение о соотношении слогов в стихе (лит.).
ж.
1.
Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке.
2.
Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения.
отт. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.
ПРОСОДИЯ (греч. prosodia - ударение - припев), 1) то же, что стихосложение или стиховедение.
2) Подраздел стиховедения - учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).
жен.;
линг. prosodyж. лит. prosody.
ж. лит.
prosodie f
ж. лит.
prosodia f(тж. стихосложение)
ж. лит.
prosodia
ПРОСОДИЯ (греч.) — в античной грамматике обозначает ударение (притом первоначально ударение музыкальное), а также графическое обозначение ударения; далее — учение об ударении, учение о долготе и краткости слогов. Через латинских грамматиков учение о П. усваивается гуманистами как учение о соотношениях долгот и краткостей в стихе. По мере того как осознается принципиальное различие между метрическим стихосложением древних и новоевропейскими (силлабической, силлабо-тонической, тонической) системами стихосложения (см.), понятие П. все более расширяется и приобретает весьма неопределенное содержание. К П. относят изучение всех свойств звуков данного языка, которые имеют значение для стихосложения, включая сюда ударение, длительность звуков, интонацию, паузы и т. д., а иногда объявляют П. равнозначной ритмике (см.) как определенному разделу в стиховедении. В новейшем стиховедении термин «П.» почти не употребляется. Стихосложение.
ПРОСО́ДИЯ -и; ж. [греч. prosōdia - ударение, припев] Лит.
1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи. Русская, сербская, итальянская п. П. определяет, какие слоги считают долгими и краткими, какие гласные являются слогообразующими и неслогообразующими.
2. Учение о соотношении слогов в стихе; стихосложение.
◁ Просоди́ческий, -ая, -ое. Лит. П. план. П-ие признаки, явления.
* * *
просо́дия(греч. prosōdía — ударение, припев), 1) то же, что стихосложение или стиховедение.2) Подраздел стиховедения — учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).
* * *
ПРОСОДИЯПРОСО́ДИЯ (греч. prosodia — ударение, припев),
1) то же, что стихосложение(см. СТИХОСЛОЖЕНИЕ) или стиховедение(см. СТИХОВЕДЕНИЕ).
2) Подраздел стиховедения — учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).
(от греч. prosodia - акцент, ударение) - в антич. грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их "певучесть". Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с "речевой мелодией" выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н.э.), "речевая мелодия" занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, к-рые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл.. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия "П." является условным. Нек-рые учёные включали в понятие "П." любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин "П." определённости. В 20 в. он применяется редко.
Литература: Steinthal H., Geschichte der Sprachwissenschaft bei der Griechen und Rцmern, Tl 1-2, В., 1890, Hildesheim, 1961; Rцhlmann E.; Griechische Musikfragmente, Nьrnberg, 1960 ("Erlanger Beitrage zur Sprach- und Kulturwissenschaft", Bd 8).2) Подраздел стиховедения - учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.