Словарь Брокгауза и Ефрона

    (итал.) — струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки различной высоты добывались с помощью подвижной подставки. Инструмент, в котором соединялись несколько струн одинаковой длины с подвижными подставками, назывался геликон. Посредством присоединения к многострунному монохорду клавиш и применения струн неодинаковой длины образовался К., в котором струны приводились в вибрацию ударявшими по ним металлическими штифтиками, прикрепленными к концу клавиш. К., в котором штифтики были заменены перышками, назывался клавесином, виргиналем, спинетом (см.). Звучность К., сначала небольшая, увеличилась благодаря изобретению Кристофори, который заменил штифтики молоточками (1653-1731). Усовершенствованный К. стал называться pianoforte. В Германии честь изобретения фортепиано (Clavier) приписывается Готфриду Зильберману (см.) и Шретеру, жившим в середине XVIII столетия. У нас в старину фортепиано неправильно называлось клавикордами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. chorde — струна)

    клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения — к 16 в. К. был распространён во всех европейских странах. Корпус инструмента обычно имеет форму продолговатой 4-угольной коробки; клавиатура помещается в одной из продольных стенок, параллельно которой натягиваются струны одинаковой длины; на задних концах клавиш укрепляются тонкие металлические пластинки — тангенты, ударяющие (снизу) по струнам. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать различные по высоте звуки. Старый К. был диатоническим, диапазон составлял 3—31/2 октавы. В 16 в. появились К. с хроматическим строем. В начале 18 в. число октав К. дошло до 5. Из-за слабости звучания К. был больше домашним, чем концертным инструментом. В начале 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    см. клавикорды

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    КЛАВИКОРД (от лат. clavis - ключ и греч. chorde - струна) - струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    clavichord

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Энциклопедия Кольера

    старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых - звучащая - колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в 18 в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования.

    См. также ФОРТЕПИАНО.

  13. Источник: Энциклопедия Кольера



  14. Энциклопедический словарь

    клавико́рд

    (от лат. clavis — ключ и греч. chordē — струна), клавикорды (в русской традиции XVIII—XIX вв.), струнный клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения. Известен с XIV в. Как и клавесин, был распространён во всех европейских странах. В начале XIX в. вытеснен фортепьяно.Клавикорд.

    * * *

    КЛАВИКОРД

    КЛАВИКО́РД (от лат. clavis — ключ и греч. chorde — струна), струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В начале 19 в. вытеснен фортепьяно.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Музыкальная энциклопедия

    (позднелат. clavichordium, от лат. clavis - ключ и греч. xordn - струна; в России в 1-й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) - струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич. штифт с плоской головкой - тангент (от лат. tangens - касающийся, прикасающийся), к-рый при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части - 1) свободно вибрирующую и издающую звук, 2) заглушённую мягкой оплёткой. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать звук разной высоты. В т.н. связанных К. на одну струну воздействовали тангенты 2-3 клавиш (так, в К. с 46 клавишами число струн было 22-26); в "свободных" К.- каждой клавише соответствовала особая струна. Иногда нижняя октава К. бывала укороченной - частично диатонической. Способ звукоизвлечения - осторожное, как бы вкрадывающееся прикосновение к клавише - определил теплоту и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и учетверённые струны.

    Первые упоминания о К. в лит-ре относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения - к 16 в. К. был распространён во всех европ. странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе. Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры К. - от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом дл. 1,5 м. Число октав доходило до 5. Для упражнения органистов делались К. с несколькими мануальными и педальной клавиатурами. К. использовался преим. в домашнем быту; в нач. 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.

    Литература: Браудо E. M., Клавихорд и клавесин; "Муз. современник", 1916, No 6., Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.Г. И. Благодатов.

  17. Источник: Музыкальная энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: