ср. все, что есть; природа, натура и порядок или законы ее; существо, сущность по самому происхожденью. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом все, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему. Естественный, к естеству относящийся. Естественный порядок вещей Естественная история, описание трех царств природы.
| Природный, натуральный, неискусственный, самородный;
| непротивный законам природы согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Есть естественная или самородная сера. Естественная сталь, заводское, сырая сталь, уклад. Естественные яеления, все перемены в видимой природе. Естественно нар по природе своей, по законам природы. Естественность жен. свойство, принадлежность естественного. Естествоиспытание, естествословие естественная история: зоология, ботаника и минералогия; в обширном смысле, также физика и химия. Естествословный, к науке о природе, естестве относящийся. Естествоиспытатель м -ница жен. естествослов муж. естественник, изучающий природу, натуралист.
ЕСТЕСТВО́, -а, ср. (устар.).
1. Самая суть, сущность чего-н.
2. То же, что природа (в 1 знач.).
-а́, ср.
1. книжн.
Природное основное свойство чего-л.; суть, сущность.
2. устар. Природа.
ЕСТЕСТВО́, естества, мн. нет, ср. (книжн.).
1. Природное свойство, основная сущность. Это явствует из самого естества вопроса.
2. Природа, всё живое (устар.). «Смерть, трепет естества и страх!» Державин.
I
ср.1.
Природа или всё живое.
2.
Природное свойство, основная сущность чего-либо.
II
ср. устар.То, что есть.
естество́ ст.-слав. ѥстьство φύσις (Супр.). Образовано от 3 л. ед. ч. есть, как существо́ (см.) от русск.-цслав. су́щий. Ст.-слав. слово калькирует греч. οὑσία; см. Младенов 163; Мёль, MSL 7, 355 и сл.
ср. nature, essenceessence
n.nature, substance
с
Wesen n, Natur f
естество с Wesen n 1, Natur f
с.
nature f
с.
1)книжн. esencia f
2)уст.(природа) naturaleza f
с.
1)книжн.(сущность) sostanza f
2)уст.(природа) natura f
ЕСТЕСТВО́ -а́; ср. Природное основное свойство чего-л.; суть, сущность. Подстриженный и ухоженный, парк потерял своё е. // Сущность натуры, характера человека. Злоба противна человеческому естеству. Всё её е. восставало против этой несправедливости.
ЦЗЫ ЖАНЬ "Естественность"
("спонтанность", "естество", "само собой", "исходить из самого себя")
Понятие классич. кит., прежде всего даос., философии. В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое "постоянно исходит из самого себя без приказа". Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе" (в нек-рых переводах на зап. языки - "следует естественности", что представляется не совсем точным, т.к. дао в таком случае выступает подчиненным некой отд. сущности). В "Чжуестество ан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания воспроизводства сущего как процесса "порождения, не (преследующего каких-либо) интересов". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) использовал словосочетание Ц.ж. в даос, толковании для обозначения причины появления "принципов" (ли (1)) как неких правил структурирования вещного мира. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц.ж. выражает даос, идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и м.б. улажены лишь при условии "следования их естественности".
Из конф. мыслителей р-жа н.э. наибольшее внимание понятию Ц.ж. уделил Ван Чун (1 в.), поставивший это слово в назв. одной из глав трактата "Лунь хэн". Он преемствовал даос, трактовку Ц.ж. как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч. бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. практике "естественности должны помогать (целенаправленные) действия".
Категория Ц.ж. играла существ, роль в рамках филос. направления сюань сюэ. Ван Би (3 в.) противопоставлял искусственность конф. "гуманности" (жэнь (2)) "естественности Неба и Земли", т.е. гл. природных начал, к-рые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тыс. вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учении Цзи Кана (3 в.) "естественность" следования человеч. желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. канонов. Го Сян (3 - нач. 4 в.) толковал восприятие "небесной речи" (тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е. информации о неумопостигаемых глубинах мироздания, как "прозрение" его "естественности". В учениях отд. мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (кон. 2 - 3 в.), Ц.ж. выступало не атрибутом, а непосредств. тождеством дао.
Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников неоконфуцианства, Чэн И (11 в.). У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Ц.ж. стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи)- врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В 18 в. Дай Чжэнь отождествил Ц.ж. с необходимостью (би жань), приведя в пример "естественность" кровотока.
В совр. кит. яз. слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования науч. терминов и терминология, словосочетаний, напр, цзыжань кэсюэ (естеств. науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия, философия природы), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п.
Словосочетание "цзыжань бяньчжэнфа", к-рое обозначает введенное Ф. Энгельсом понятие "диалектика природы", используется также как синоним понятия "философия науки".См. лит-ру к ст. Даосизм.
А.Г. Юркевич