Большая Советская энциклопедия

    (от греч. а — отрицательная частица и лат. moralis — нравственный)

    имморализм, принцип практической или идейной ориентации, включающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетическими или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.

    Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родоплеменных отношений, отделением нравственности от автоматически действующих обычаев, традиционных норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В античном обществе, когда резко ускоряется ломка традиционных родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицательном отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у некоторых идеологов молодой буржуазии и феодальной церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С середины 19 в. в условиях духовного кризиса буржуазной культуры получают развитие идеи т. н. эстетического имморализма у Ф. Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду нравственности (под последней же понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

    В наиболее циничной и человеконенавистнической форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «упразднить» принципы общечеловеческой нравственности (См. Нравственность), например объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

    В антагонистическом обществе эксплуататорские классы не заинтересованы в соблюдении принципов нравственности, даже когда они декларируются официальной идеологией, если эти принципы не отвечают узкокорыстным целям классового господства.

    О. Г. Дробницкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. аморали́зм;
    2. аморали́змы;
    3. аморали́зма;
    4. аморали́змов;
    5. аморали́зму;
    6. аморали́змам;
    7. аморали́зм;
    8. аморали́змы;
    9. аморали́змом;
    10. аморали́змами;
    11. аморали́зме;
    12. аморали́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , м.

    Отрицание морали и общепринятых норм поведения, отказ от нравственных принципов.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    АМОРАЛИ́ЗМ, аморализма, мн. нет, муж. (книжн.).

    1. Отсутствие моральных правил, аморальное поведение.

    2. Философское учение, считающее, что в основе исторического процесса и поведения человека лежит чистая целесообразность и что понятия морали, нравственного долга и блага должны быть оставлены в стороне при объяснении социальной действительности (филос.). Аморализм - характерная черта макиавеллизма.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Отрицание морали, возведение в принцип безнравственности.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    АМОРАЛИЗМ (имморализм) - отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Сексологическая энциклопедия

    (имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, неприязненное отношение ко всяким нравственным принципам.

  13. Источник: Сексологическая энциклопедия



  14. Философская энциклопедия

    АМОРАЛИЗМ

    (от греч.? — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип практич. или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарнопрагматич., конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.

    Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям общественной культуры (киники, некоторые софисты).

    В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у некоторых идеологов молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради осуществления которых оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кризиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей нравственности, под которой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

    В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Энциклопедический словарь

    АМОРАЛИ́ЗМ -а; м. Возведение безнравственности в принцип; отрицание морали.

    * * *

    аморали́зм

    имморализм, отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.

    * * *

    АМОРАЛИЗМ

    АМОРАЛИ́ЗМ (имморализм), отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Энциклопедия социологии

    (от a - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный) - англ. amoralism; нем. Атог-alismus. Принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

  19. Источник: Энциклопедия социологии



  20. Российская социологическая энциклопедия

    (от греч. а - отрицательная частица "не", "без" и лат. moralis - нравственный) - 1. Обществ.-историч. явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей. 2. Принцип практич. или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистич. отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политич. партиями. 3. Характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман и т. п.). В теории "вдохновителем" А. выступают, как правило, концепции этич. релятивизма, в к-рых обосновывается полная относительность и условность всех принципов и норм морали. Формы проявления А. на практике многообразны: преднамеренное игнорирование моральных правил и таких "контролеров" человеческого поведения, как совесть и честь, анархич. бунты, псевдогуманное смирение, терпимость по отношению к преступным античеловеч. и антисоц. действиям, человеконенавистничество и т. д. Суть А. раскрывается в использовании (и признании законными) любых, прежде всего безнравственных, средств для достижения политич. и др. целей ("цель оправдывает средства"). А. может быть связан с соц. противоречиями, с культурной и нравственной неразвитостью человека. А. возник в процессе разложения родоплеменных отношений, отделения морали от традиционно действующих обычаев, норм поведения и развития рефлекторного уровня сознания человека по поводу существующих нравов, устоявшегося уклада жизни. А. в этих условиях проявляется в пренебрежительном отношении к нормам морали (в теории данную позицию выразили киники, напр. Диоген из Синопа, и софисты: Горгий, Критий, Пиррон, Секст-Эмпирик). Нигилистическое отношение к конкретно историч. видам морали нередко переходит в неприятие общечеловеческих ценностей и норм поведения. А. особенно распространяется в периоды кризисов и упадка того или иного об-ва. В сущности, к А. ведет всякая попытка "опорочить" принципы общечеловеческой нравственности, тем более объявить предрассудком совесть, честность, любовь к человеку, уважение его достоинства. В теоретич. концепциях философов Нового времени идея относительности моральных норм и принципов обосновывается преимущественно у Т. Гоббса и Д. Юма. В современной зап. этике открытыми теоретиками А. выступили Ф.Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей нравственной оценке; идеологи фашизма Дж. Джентиле и А. Розенберг с культом фюрера, освобождающего своих подчиненных от "химеры совести". Идеи А. содержатся в этич. учениях неопозитивизма, неопротестантизма, эмотивизма, в концепциях "потребительской" и "нигилистической" морали и нек-рых др. А. проявился в теории и практике сталинизма, деятели к-рого "упразднили" на практике нормы законности и гуманистич. принципы нравственности в государственной политике и внутренней жизни. Лит.: Пазенок B.C. Апология аморализма: критический очерк буржуазного этического релятивизма. М., 1982; Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990. М.А. Макаревич

  21. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  22. Толковый словарь по социологии

    (от a - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный) - англ. amoralism; нем. Атог-alismus. Принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

  23. Источник: Толковый словарь по социологии



  24. Большой Энциклопедический словарь

  25. Источник: