или адет (арабск.) — обычное право у народов, принявших ислам. Писанным правом, имеющим юридическую силу, признается Коран, называемый шариата в противоположность дополняющему его обычному праву, адат.
(араб. — обычай)
обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву — шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии А. важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сельской общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие А. Нормы А., в известной степени воплощавшие демократические начала, с развитием феодальных отношений утратили свой первоначальный характер и как феодальное право широко использовались для эксплуатации трудящихся.
В СССР те нормы А. и шариата, которые противоречат нормам советского права, являются незаконными. Некоторые действия, санкционированные А., советское право считает преступными, например кровную месть, принятие выкупа, освобождающего от кровной мести, калым и др. Нормы А., не противоречащие советскому праву, имеют значение обычая (например, свадебный обряд).
А. С. Омаров.
м.
Традиционное, неписаное право у некоторых народов, исповедующих ислам (кровная месть, побратимство, умыкание невест, брачно-свадебные обряды).
АДАТ (араб. - обычай) - у некоторых мусульманских народов обычное право.
(араб.) - у мусульманских народов - обычное право, в противоположность шариату, т.е. религиозному праву, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (сунна). А. представляет собою совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.
(от араб. ада, адат - обычай, привычка)
обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем.
Термин "А." применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии).
А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству.
В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А.
Сюкияйнен-Л.Р.
АДА́Т -а; м. [араб. adat - обычай]. У некоторых народов, исповедующих ислам: традиционные правила, дополняющие религиозные законы (кровная месть, побратимство, умыкание невест, брачно-свадебные обряды и т.п.).
* * *
ада́т(араб. — обычай), у некоторых мусульманских народов обычное право.
* * *
АДАТАДА́Т (араб. — обычай), у некоторых мусульманских народов обычное право.
(араб. - обычай) - обычное право у мусульм. народов, противостоящее духовному праву - шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии А. важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сел. общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие А. Нормы А., в известной степени воплощавшие демократич. начала, с развитием феод. отношений утратили свой первоначальный характер и как феод. право широко использовались для эксплуатации трудящихся.
Лит.: Ковалевский М. M., Закон и обычай на Кавказе, т. 1-2, М., 1890; Леонтович Ф. И., Адаты кавказских горцев. Мат-лы по обычному праву Сев. и Вост. Кавказа, т. 1-2, О., 1882-83 (Из Зап. Новоросс. ун-та, т. 35 и 37); Мат-лы по обычному праву кабардинцев. Первая пол. XIX в., Нальчик, 1956.
А. С. Омаров. Махачкала.
Адат
обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).