«Самоуправление»

Самоуправление в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Самоуправление»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  19. Энциклопедический словарь экономики и права
  20. Энциклопедический словарь
  21. Советская историческая энциклопедия
  22. Вся Япония
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Энциклопедия социологии
  26. Словарь социолингвистических терминов
  27. Российская социологическая энциклопедия
  28. Толковый словарь по социологии
  29. История слов
  30. История слов
  31. История слов
  32. История слов
  33. Словарь бизнес-терминов
  34. Тезаурус русской деловой лексики
  35. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Iинститут государственного права. Термин С. (Selbstverwaltung; по-франц. нет соответственного слова) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в России с 1860-х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как указывает самое словообразование, он обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства посторонней власти. В широком смысле С. имеет место везде, где правительство избирается и вполне зависит от народа (т. е. преимущественно в республиках); в этом смысле Соедин. Штаты, Швейцария и даже Франция, а также отдельные штаты и кантоны суть самоуправляющиеся государства, а их парламенты органы С. В самой Англии парламент наравне с мировыми судьями и судом присяжных обыкновенно называется органом С. Самоуправлением пользуется также церковь (где она отделена от государства), а также всякая ассоциация или вообще общественная группа, раз ей предоставлено право в определенных законом или уставом пределах заведовать собственными делами, хотя бы и под надзором правительства. Но гораздо употребительнее термин С. в более тесном смысле, когда он является синонимом местного самоуправления и обозначает, что хозяйственными и иными делами какой-либо административной единицы (провинции, уезда, общины и т. д.) заведуют жители этой самой единицы, а не органы центральной власти; в этом только смысле С. и является самостоятельным институтом. С. существует, следовательно, там, где местные дела противополагаются общегосударственным (см. Централизация). С. предполагает не только разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, не только самостоятельность последних, но и взаимную их независимость; оно признает различие самых источников власти для тех и других: первые либо властвуют по собственному праву ("милостию Божьей"), либо получают власть от всего народа ("волею народа"); вторые получают ее от местного общества. Различие между государственным управлением и С. простирается на самый ее характер. Правительство есть носитель государственного суверенитета (см.) — власть же органов С. не суверенна; правительство является властью законодательной — органы самоуправления действуют в порядке и в пределах компетенции, указанных им верховной правительственной властью. Правительственная власть может законно сама себя реформировать, может даже (в теории) изменить самую свою сущность (заменить республиканскую форму монархической, неограниченную монархическую власть ограниченной и т. д.; о границах этого права см. Пересмотр конституции), тогда как органы С. создаются, нормируются и реформируются верховной властью. Таким образом, правительство есть власть верховная, органы С. — власть подзаконная. С принципиальной точки зрения это различие чрезвычайно важно, указывая на полную противоположность между двумя институтами. На практике, однако, в различные эпохи и даже ныне в различных государствах сфера компетенции С. так причудливо разграничивается со сферой компетенции государства, С. принимает столь различные формы, что противоположение это теряет отчасти свое значение. Между вполне независимым, суверенным государством и самоуправляющейся, зависящей от него единицей разница очевидна, но весьма трудно провести определенную границу между понятиями самоуправляющейся единицы и государства несуверенного. Последнее, даже входя в состав союзного государства (штат в Америке, кантон в Швейцарии, государство в Германии), сохраняет свое самостоятельное право властвования; управление его самостоятельно и бесконтрольно; власть принадлежит ему не только quo ad exercitium, но и quo ad ius. На практике, однако, государство несуверенное самостоятельно, даже в пределах своей компетенции, далеко не безусловно. Так, штаты Северной Америки, являясь несомненно государствами, а не самоуправляющимися провинциями, ограничены в праве реорганизации своего собственного государственного строя (они обязаны сохранять республиканскую форму) и своих гражданских законов (запрещение рабства). Кроме того, есть такие отрасли управления (напр. назначение офицеров, обучение милиции), которые ведаются властями штата под непосредственным наблюдением всего союза. Фактически влияние союза на дела штата еще гораздо шире. Еще менее абсолютна самостоятельность государств вассальных. Даже государства, признаваемые суверенными, ставятся иногда под бдительный контроль иностранных держав (финансовый контроль над Сербией, Грецией). Наконец, все слабые государства находятся под постоянным фактическим контролем великих держав, и каждая крупная перемена в первых должна быть признана последними: это, правда, положение не юридическое, но от того не менее действительное. С другой стороны, самостоятельность самоуправляющихся единиц может быть чрезвычайно широка. Графства и сельские округа Новой Англии заведуют своими внутренними делами на основании законов штата, но вполне самостоятельно; должностные лица не нуждаются в утверждении и не обязаны отчетом правительству штата; оно обыкновенно не гарантирует их долгов и имеет дело с ними только тогда, когда они желают либо разделиться на две части, либо слиться с соседними в одну самоуправляющуюся единицу; но в подобных случаях и конгресс Соед. Штатов вмешивается в дела отдельных штатов. Столь же, если не более самостоятельны такие самоуправляющиеся области, как Канада, Капландия и другие английские колонии, зависимость которых от Англии выражается только в дарованной им конституции и в надзоре представителя верховной власти в лице назначенного ею губернатора или генерал-губернатора: они имеют свой парламент, свое министерство, свои законы. Итак, с одной стороны несуверенные государства, а отчасти и суверенные, не могут быть признаны властвующими безусловно самостоятельно; с другой, самостоятельность при С. может быть весьма велика — следовательно, точной и определенной границы между этими двумя понятиями нет; разница между ними скорее количественная. Формы, которые принимает С., разнообразны до бесконечности; различен и объем территории самоуправляющихся единиц, и круг дел, переданных в их ведение, и отношение их к государству, и организация, и самый характер самоуправления. В последнем отношении можно указать на различие между аристократическим С. (Англия до последних реформ 1888 и 1894 г., Австрия, Пруссия), при котором заведование местными делами принадлежит привилегированным группам населения, и демократическим С. (Соединенные Штаты), при котором заведование местными делами принадлежит всему населению данной местности. С точки зрения территории различается, во-первых, С., допущенное на одинаковых началах на всем пространстве данного государства или на значительной его части (различные америк. штаты, Россия, Англия), от С. или автономии, признанной для какой-нибудь отдельной провинции на основе специального закона (Канада, Вост. Румелия в эпоху 1878—85 г.), и, во-вторых, С. в больших или меньших территориальных единицах. Так, напр., в штатах Новой Англии правом С. пользуются графства, на которые делятся штаты, и сельские округа, на которые делятся графства; в России — губернии, уезды, волости и сельские общества; в Англии — графства и приходы. Ирландия давно и упорно добивается областного для себя самоуправления, гомруля; в виде уступки Англия дала ей С. графств. Круг дел, переданных в ведение самоуправляющихся единиц, также весьма различен. В литературе государственного права были делаемы попытки теоретически отграничить эти дела от дел государственных, как дела общественные (Гирке, Шэффле, кн. Васильчиков), но такая классификация опровергается как самым фактом чрезвычайного разнообразия в определении границ компетенции органов С., так и тем, что народное просвещение и борьба с заразными болезнями, по большей части входящие в сферу деятельности С., суть несомненно задачи государственные, возложенные государством на органы С. Все различия в С. объясняются историческим его происхождением. В государствах новых, возникших в последнее время в нецивилизованных странах (западные штаты Сев. Америки, австралийские колонии), а также в государствах древних, но совершенно разорвавших со своим прошлым и переживших период строгой централизации (Франция, Россия), самоуправление дается отдельным местностям государством, обыкновенно — по общему плану и на общих основаниях, иногда неохотно, медленно, после упорной борьбы. В государствах, сложившихся из более мелких единиц и притом не разорвавших со своим прошлым (восточные штаты Америки, Швейцария, Норвегия), С. строилось снизу вверх. Наконец, есть государства, сохранившие старинные начала С., обыкновенно аристократического, но в последнее время уступившие новым требованиям жизни и внесшие сверху в старинное С. новые, демократические начала (Англия). На протяжении всей политической истории государств мы видим борьбу начала С. с стремлением к государственному всемогуществу. Местные задачи (дороги, водоснабжение и т. п.) с технической точки зрения в громадном большинстве случаев могут легче осуществляться местными деятелями, действующими по поручению и под бдительным контролем общества, чем лицами, назначенными и руководимыми из отдаленного (как территориально, так и по кругу интересов) государственного центра. В этом — теоретическое основание принципа С. С другой стороны, С. даже при узком круге компетенции легко может сделаться большой силой. Обыкновенно общественные группы, стремящиеся к развитию свободы, к прогрессу, к распространению образования, стоят за расширение С., партии консервативные, аристократические ведут борьбу против него; но бывает и наоборот, напр. во Франции, где демократия долго была враждебна С., опасаясь, что в некоторых местностях оно послужит опорой для старых партий. То же мы видим и в Австрии, где областное самоуправление по своей организации менее демократично, чем даже австрийский рейхсрат, и где поэтому консерваторы стоят за возможное расширение его функций, а демократические группы — за их сужение. Историческими условиями возникновения и развития С. и характером интересов, ведущих борьбу за него или против него, объясняются различия в отношении между С. и государственной властью. При всем их разнообразии эти отношения могут быть сведены к трем типам: английскому, французскому и прусскому. В Англии вся действительная власть в круге местных интересов принадлежит органам С.; правительство только наблюдает за ними (к этому же типу относится Америка). Во Франции власть принадлежит органам правительства; органы С. являются совещательными коллегиями. В Пруссии органы самоуправления и государства слиты в одну целостную организацию. В Англии до недавнего времени важнейшим органом местного С. были мировые судьи, которым принадлежала как юстиция, так и администрация. Они назначались короной, но из местных землевладельцев, и были совершенно независимы от центрального правительства, так что de facto являлись представителями местного общества (см.). В 1888 г. мировые судьи лишены административных функций, переданных советам графств, которые избираются удовлетворяющими условию весьма невысокого имущественного ценза жителями графства и являются главными органами местного С. В 1894 г. реформирован и приход (см.), являющийся более мелкой административной и самоуправляющейся единицей. В состав функций графства и прихода входит народное просвещение, призрение, санитарное дело, дорожное и т. п. Графство имеет право в известных пределах производить принудительную экспроприацию недвижимого имущества. Контроль со стороны правительства почти отсутствует. Подробности о местном С. Франции — см. Франция, Пруссии — см. Пруссия, России — см. Земские учреждения, Город, Волость, Сельское управление. Литература о С. весьма обширна. Кроме соответственных отделов в общих сочинениях по государствонному и административному праву (в особенности у Lor. Stein — "Verwaltungsichre", Laband — "Das Staatsrecht d. deutschen Reichs", т. I, Градовского — "Русское госуд. право", т. II, Коркунова — "Русское государ. право", т. II), см. кн. Васильчиков, "О самоуправлении" (3 изд., СПб. 1872); Blodig, "Die Selbstverwaltung als Rechtsbegriff" (Вена, 1894); L. Stein, "Die Selbstverwaltung u. ihr Rechtssystem" (1869); Gluth, "Die Lehre von der Selbstverwaltung" (1887); Градовский, "Системы местного управления на западе Европы и в России", в "Сборнике госуд. знаний" (т. V и VI); Свешников, "Основы и пределы С." (СПб., 1892); Альб. Шоу, "Городские управления в Зап. Европе" (М., 1899). По самоуправлению в Англии очень важны работы Гнейста: "История государственных учреждений Англии" (М., 1885), "Geschichte der englischen Communalverfassung" (Б., 1863), "Adel und Ritterschaft in England" (Б., 1853), "Das heutige englische Verfassungs und Verwaltungsrecht" (Б., 1857—63; нов. изд. 1876—83), "Verwaltung, Justiz. Rechtsweg, Staatsverwaltung u. Selbsverwaltung nach englischen und deutschen Verhältnissen" (Берл., 1869). Эти сочинения Гнейста составили эпоху в изучении С. вообще; несмотря на крупные недостатки (отмеченные, между прочим, M. Ковалевским в кн. "Английская конституция и ее историк", М., 1880) они имеют до сих пор значение для истории английского С., но как характеристика его современного положения они совершенно устарели, равно как и все работы, вышедшие до 1888 г. См. Вотье, "Местное управление Англии" (СПб., 1896); Edw. Jenks, "An outline of english local government" (Л. 1894; очень ясная и довольно полная, несмотря на сжатость, картина англ. С.), Holdsworth, "The local government" (Л. 1888), Stephens, "Parochial selfgovernment in rural districts" (1893); Arminion, "L'administration locale d'Angleterre" (П., 1895); К. Гуго, "Новейшие течения в английском городском самоуправлении" (СПб., 1898; блестящая работа не об организации, а о деятельности органов С.). Для местного С. Америки, кроме известной книги Токвиля о демократии в Америке (отчасти устаревшей) и II т. "Американской республики" Брайса, существует довольно много специальных исследований: Alb. Shaw, "Local government in Illinois" (Балтимор, 1883); Bemis, "Loc. government in Michigan" (ib. 1883); Gould, "L. g. in Pennsylvania" (ibid.) и др. Для Германии: Stengel, "Die Organisation der preussischen Verwaltung" (Лпц. 1884); Bornhack, "Die Kreis- und Provinzialordnungen des preussischen Staates" (Брл. 1887); Brauchitsch, "Die neuen preussischen Verwaltungsgesetze" (Б. 1896). Литературу С. в России см. при словах Город, Земские финансы, Земские учреждения.

    В. Водовозов.

    II (дополнение к статье)С. в России, земское и городское, в последние годы XIX века и первые XX века, все более и более стеснялось правительством (особенно во время министерства Плеве), видевшим в "земцах", т. е. в гласных земства, и в "третьем элементе", т. е. в служащих в земствах, опасную в политическом отношении группу. Все либеральные и радикальные элементы русского общества, напротив, были горячими сторонниками развития местного С. Для них в последние годы особенно выдвинулся в вопросе о С. один частный вопрос: вопрос о мелкой земской единице, т. е. самоуправляющейся (наподобие уезда) значительно более мелкой, чем уезд, всесословной единице (приближающейся к волости). — При образовании политических партий в России в 1905—06 г. сторонниками С. оказались все левые партии. Соц.-демократическая требует в своей программе широкого местного самоуправления и областного самоуправления для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения; соц.-революционеры — широкой автономии областей и общин, как городских, так и сельских; возможно большого применения федеративных отношений между отдельными национальностями. Трудовая группа в проекте платформы, опубликованном в ноябре 1906 г., требует "повсеместного введения городского, земского и сельского самоуправления на основах всеобщего избирательного права с прямой, равной и тайной подачей голосов, без различия пола, веры и национальности, и сосредоточения в ведении местного С. всех дел местного характера: земельных, хозяйственных, просветительных, административно-полицейских". Народно-социалистическая партия в проекте программы (август 1906 г.) обязуется добиваться: "а) повсеместного введения организованного на широких демократических началах земского, городского и сельского С., с передачей в его ведение всех местных дел (в том числе и полиции); б) введения в тех местностях, где этого пожелает население, национально-областной и областной автономии". Конституционно-демократическая партия тоже требует широкого С., основанного на всеобщем, прямом, равном и тайном голосовании. Того же требуют и партия демократ. реформ, и партия мирного обновления, ограничивающие только всеобщее голосование требованием двухлетней оседлости. О "расширении прав и круга деятельности местного земского и городского С.", об устройстве мелкой земской единицы, о "распространении начала С. по возможности на все местности Империи, с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц", но при условии сохранения политического единства России, говорит и программа Союза 17 октября. Гораздо осторожнее говорят о С. торговые партия, безусловно подчиняющие его единству России, на котором они особенно настаивают, и либо совсем не говорят, либо относятся к нему отрицательно партия правового порядка и разные "монархические" партии.

    Литература. С. Hugo, "Die deutsche Städteverwaltung" (Штутг., 1900); H. Lin-demann (Hugo), "Arbeiterpolitik und Wirtschaftspflege in der deutschen Städteverwaltung" (Штутг., 1904); "Мелкая земская единица. Сборник статей" (1-й т. — 2 изд., 2-й т. — 1-е изд., СПб., 1903); В. М. Гессен, "Вопросы местного управления" (СПб., 1904); Ad. Da-maschke, "Aufgaben der Gemeindepolitik. Vom Gemeinde-Sozialismus" (4 изд., Иена, 1901; есть русск. пер.); В. Ф. Тотомианц, "Муниципализация промышленных предприятий" (М., 1902); H. H. Авинов, "Опыт программы систематического чтения по вопросам земского самоуправления" (Москва, 1905). В Москве с конца 1906 г. выходит ряд брошюр под общим названием "Самоуправление": № 1. Ачадов, "Взгляды социалистич. партий на самоуправление". № 2. Его же, "Третий элемент". № 3. Его же, "Госуд. власть и местное самоуправление". В конце 1906 г. объявлено о предстоящем выходе в Москве журнала "Самоуправление". Отношение русских политических партий к вопросу о С. см. в "Сборнике программ политических партий в России", изд. под ред. Водовозова (7 вып., СПб., 1906).

    В. В—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, Референдумов и т. п.). Основные признаки С. — принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне.

    Один из видов государственного управления на местах — местное С., при котором население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством. Впервые система С. была введена в Западной Европе в результате буржуазных революций, окончательно сложилась в условиях домонополистического капитализма. Буржуазное местное С. осуществлялось в весьма узкой сфере и в социально-политическом плане носило фиктивный характер, поскольку формальное признание членов общины субъектами управления сочеталось с фактическим отстранением эксплуатируемых масс от участия в управленческой деятельности. Усиление централизма, растущее вмешательство государства в местные дела по мере перехода капитализма в империалистическую стадию привели к утрате буржуазным местным С. даже прежней ограниченной самостоятельности, его превращению в составную часть административного аппарата государственного управления. Расширение прав органов местного С. — одно из общедемократических требований рабочего класса в современных капиталистических государствах. Однако сама по себе демократизация управления на местах, расширение функций местных выборных органов — Муниципалитетов не могут изменить характер буржуазного государства, капиталистического строя, как это изображается буржуазными и реформистскими идеологами. В. И. Ленин, разоблачая оппортунистическую сущность концепции так называемого муниципального социализма, подчёркивал классово ограниченный характер буржуазного местного С., его узость, бессилие перед лицом центральной власти (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 163).

    Полное, последовательно демократическое местное С. формируется с победой социалистической революции. В социалистических государствах оно строится на качественно иной основе — в такой организации и деятельности местных представительских органов государственной власти, при которой трудящиеся участвуют и в управлении местными делами, и в решении общегосударственных задач (см. Местные органы государственной власти). В социалистическом обществе трудящиеся осуществляют политическую власть через своё государство и через различные массовые общественные организации, органы общественной самодеятельности. Их деятельность по обеспечению интересов и удовлетворению разнообразных материальных и духовных потребностей трудящихся, по выполнению порученных им государственных задач является формой общественного С., которое выступает как одно из проявлений народовластия, социалистической демократии. Массовые общественные организации и органы общественной самодеятельности населения — составная часть системы политической организации социалистического общества, а общественное С. сохраняет при социализме политический характер, играя огромную роль в привлечении трудящихся к активному, постоянному участию в управлении государственными и общественными делами. По мере развития социалистического государства, совершенствования его политической системы возникает общенародное государство как переходная ступень к безгосударственной форме организации коммунистического общества — к утверждению общественного С. Развитие общественного С. — один из основных путей постепенного перехода к общественному коммунистическому С. См. также статьи Государство, Демократия.

    Г. В. Барабашев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. самоуправле́ние;
    2. самоуправле́ния;
    3. самоуправле́ния;
    4. самоуправле́ний;
    5. самоуправле́нию;
    6. самоуправле́ниям;
    7. самоуправле́ние;
    8. самоуправле́ния;
    9. самоуправле́нием;
    10. самоуправле́ниями;
    11. самоуправле́нии;
    12. самоуправле́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, -я, ср.

    1. То же, что автономия.

    2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-н. организации, коллективе. Студенческое с.

    | прил. самоуправленческий, -ая, -ое (ко 2 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Право какой-л. организации, общества, хозяйственной, административной единицы и т. п. решать своими, местными силами вопросы своего внутреннего управления.

    Земское самоуправление. Самоуправление городов.

    — Уездный отдел народного образования прислал нам циркуляр, из которого явствует, что в школах отныне вводится самоуправление учащихся. Горбатов, Мое поколение.

    ||

    Местное выборное учреждение, осуществляющее такое управление.

    — Городское самоуправление решило выразить вам благодарность за ваши заслуги перед городом. Гладков, Березовая роща.

    2.

    Право государственной единицы иметь свои правительственные органы, решать вопросы внутреннего законодательства и управления.

    Борьба колоний за самоуправление.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (общественное) — участие лиц, избранных населением, в местном управлении

    Ср. Регламентируя участие земских сил в местном управлении, законодатель создает юридические основы земского самоуправления, вызывая общественные силы на служение материальным и нравственным интересам окружающих...

    А.Ф. Кони. Труды и задачи СПб. Юрид. общества.

    Ср. Selfgovernement.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, самоуправления, ср. (Право).

    1. Узаконенный порядок, по которому какие-нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление (дорев.). Органы местного самоуправления.

    2. Право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия (см. автономия в 1 знач.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления.

    отт. Выборный орган, осуществляющий такое управление.

    2.

    Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    САМОУПРАВЛЕНИЕ - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальной единицей - местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого волеизъявления (например, референдумы, сходы), а также через выборные органы местного самоуправления, решающие самостоятельно вопросы, не отнесенные к компетенции государства.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. self-government органы местного самоуправления ≈ institutions of local governing город с самоуправлением ≈ шотланд. burgh местное самоуправление ≈ local government, provincial government право на самоуправление ≈ autonomyсамоуправл|ение - с. self-government;
    ~яющийся self-governing.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    самоуправление с Selbstverwaltung f c; Autonomie f, pl -mi|en (автономия)

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Selbstverwaltung f; Autonomie f, pl -mien(автономия)

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    self-government m (pl self-governments); autonomie f(автономия)

    органы местного самоуправления — collectivités f pl locales

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    autoadministración f, autogestión f; autonomía f

    о́рганы ме́стного самоуправле́ния — administración autónoma local; autogobierno m

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    autonomia / autogestione amministrativa; autogoverno

    городское самоуправление — amministrazione municipale / comunale

    органы местного самоуправления — organi di autonomia locale

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    自我管理, 自治, 自主

  35. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  36. Энциклопедический словарь экономики и права

    - самостоятельность к.-л. организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. предприятия - способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

  37. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  38. Энциклопедический словарь

    САМОУПРАВЛЕ́НИЕ -я; ср.

    1. Внутреннее, своими собственными силами управление делами какой-л. организации, общества, административной единицы. Земское с. С. городов. С. в школах. Местное с. Студенческое с. // Местное, выборное учреждение, осуществляющее такое управление. Городское с.

    2. Право административной единицы иметь свои правительственные органы, решать вопросы внутреннего законодательства и управления; автономия. Борьба колоний за с.

    Самоуправле́нческий, -ая, -ое. (1 зн.).

    * * *

    самоуправле́ние

    самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц — местное самоуправление.

    * * *

    САМОУПРАВЛЕНИЕ

    САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Местное самоуправление (самоуправление административно-территориальных единиц(см. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ)) — самостоятельная деятельность граждан по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), местную администрацию, местные референдумы, собрания граждан. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях с учетом исторических и местных традиций; структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно. Органы местного самоуправления могут наделяться рядом государственных полномочий, реализация которых подконтрольна центру. В дореволюционной России аналогом местного самоуправления были выборные земские учреждения, введенные реформой 1864 года.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Советская историческая энциклопедия

    рус. газета, издавалась в Швейцарии в 1887-89 эмигрантами-народниками (орган социалистов-революционеров). Вышло 4 номера. В газете помещались статьи и известия о крестьянском и рабочем движении, положении ссыльных и другие материалы о России. С июля 1917 по 1918 под названием "С." в Петрограде выходил еженедельный орган муниципальной комиссии при ЦК партии эсеров.

  41. Источник: Советская историческая энциклопедия



  42. Вся Япония

    - система организации власти в префектурах, городах, поселках и деревнях. Вся территория Японии делится в административном отношении на 47 префектур. Административными единицами в каждой префектуре являются города, поселки и деревни. Организация власти на местах определяется конституцией и "Законом о местной автономии" от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти - префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания, численный состав которых устанавливается в зависимости от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Как местные собрания, так и главы местных управлений избираются населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лишь лица, достигшие 20 лет и проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Кандидатами в члены префектуральных, городских, поселковых и деревенских собраний могут выдвигаться лица, достигшие 25 лет, кандидатами в губернаторы, мэры и старосты - лица, достигшие 35 лет. Голосование производится по тем же избирательным участкам и спискам и в основном по тем же правилам, что и при парламентских выборах. Срок полномочий выборных лиц всех ступеней местного управления - четыре года. Выборные органы на местах не могут быть распущены по приказу "сверху". В то же время юридически допускается возможность досрочного роспуска местных собраний и отставки отдельных депутатов, губернаторов, мэров и старост по требованию большинства местного населения. На практике такие случаи крайне редки. Префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания пользуются в пределах своей территории правом самоуправления и могут издавать постановления и принимать решения по следующим вопросам: утверждение местных бюджетов, рассмотрение вопросов, касающихся арендных платежей, жалованья чиновников муниципальных учреждений и местных налогов, рассмотрение вопросов о коммунальном имуществе, находящемся в ведении местных властей, и т.д. Местным собраниям формально дано право контроля над действиями исполнительных органов местной администрации. Парламент не может без одобрения местных собраний какой-либо административной единицы издавать законы, относящиеся лишь к этой административной единице. В непосредственном подчинении у губернаторов находятся префектуральные управления. В подчинении у губернаторов и префектуральных управлений находятся мэры и старосты, возглавляющие городские, поселковые и сельские управления. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. В руках мэров и старост сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах. Провозглашаемая законом автономная самостоятельность органов местного управления на практике существенно ограничена центральной государственной властью. Местные собрания лишены, например, полной самостоятельности в решении финансовых вопросов: их бюджеты находятся в постоянной зависимости от субсидий из центра. Контроль столичных властей осуществляется и прямым административным путем - через Министерство по делам местной администрации, которое решает вопросы, связанные со структурой местных органов власти, и осуществляет контроль над ними. Прочие министерства также имеют на местах сеть своих учреждений, осуществляющих контроль за органами местной администрации. С середины 1990-х гг. в рамках административной реформы принимаются существенные меры по децентрализации, расширению прав и укреплению самостоятельности органов местного самоуправления.

  43. Источник: Вся Япония



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    самокерува́ння

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    самокерува́ння

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Энциклопедия социологии

    - англ. selfmanagement; нем. Selbstverwaltung. 1. Автономное функционирование к.-л. организационной системы или подсистемы. 2. Управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно.

  49. Источник: Энциклопедия социологии



  50. Словарь социолингвистических терминов

    См. Автономия

  51. Источник: Словарь социолингвистических терминов



  52. Российская социологическая энциклопедия

    - в самом общем смысле автономное функционирование к.-л. организационной системы (подсистемы), принятие ею решений по внутренним проблемам. Та или иная степень С. свойственна предприятиям, учреждениям, поселениям и т. п. С социологич. т. зр. С. выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в работе соответствующего органа управления, как включение исполнителей в процессы выработки общих решений. С. не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленч. деятельности вообще. Технология современного управления требует квалифицированного технич., правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, издания, контроля за исполнением и т. д. Самоуправление предлагает сочетание демократизма со специализацией, что определяет его не только производственную, но и соц. эффективность. При этом различие между управляющей и управляемой подсистемами отчасти преодолевается, т. к. объект управления в некрой степени становится и субъектом его. Единство централизованного управления и С. составляет основу целенаправленного управляющего воздействия в об-ве. Развитие С. в об-ве идет в направлениях повышения самостоятельности трудовых организаций, расширения демократич. основ управления, активизации инициативы граждан и т. д. Лит:. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. Пригожин А.И.

  53. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  54. Толковый словарь по социологии

    -англ. selfmanagement; нем. Selbstverwaltung. 1. Автономное функционирование к.-л. организационной системы или подсистемы. 2. Управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно.

  55. Источник: Толковый словарь по социологии



  56. История слов

    ПО-ВИДИМОМУ. Модальное слово по-видимому возникло в конце XVIII — в начале XIX в. из выражения судя по видимому (и отдельно: по видимому). Так, у Н. Полевого «Мешок с золотом» находим: «Я уверен, что люди добрее, нежели мы о них думаем, судя по видимому»16. Ср. в «Похождениях Жилблаза де Сантилланы»: «Хотя и кажется, по видимому, что мы здесь в безопасности, однако быть в осторожности всегда не худо» (Лесаж, т. 2, с. 180). «Его отсутствие не токмо не уменьшает моей любви, но дает, по видимому, ей новую силу» (там же, т. 1, с. 237). О. И. Сенковский тесно связывает происхождение выражения по-видимому с канцелярским стилем. Он ставит его в один ряд с словами: сей, оный, посему, долженствовать, упомянутый и т. п. В отзыве о вышедшей в 1840 г. книжке «Сокращение русской грамматики» Сенковский иронически писал: «Не могу же я, обедая в модном трактире, ни написать, ни произнесть при порядочных людях, по твоим правилам и примерам, грамматика: “Внемли гласу моему, о лакей! В сем супе плавают власы: я не хочу сего супа; подай мне оных цыплят, кои столь пахнут маслом, а посему и долженствуют быть очень вкусны; а также прибавь к оным зеленого гороха, дабы покормить их хотя после смерти, ибо упомянутые цыплята по-видимому умерли от голода, как сие видно из их кожи, объемлющей одни только кости...“. Точно таким же языком и так же изящно написан период, составляющий предисловие к одной ”Краткой русской грамматике“»17.

    Публикуется впервые как композиция из фрагментов текста, сохранившегося в рукописи на четырех листках небольшого формата, написанных в разное время. — М. Л.

  57. Источник:



  58. История слов

    См. великий гений

  59. Источник:



  60. История слов

    САМОУПРАВЛЕНИЕ

    При исследовании генезиса и семантической эволюции нау чных, общественно-политических и технических терминов необходимо сочетать историко-морфологический анализ слов с культурно-историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или понятий. Если взять, например, слово самоуправление, то по своей морфологической структуре оно представляется древним славянизмом. В самом деле, слово управление известно из древнейших русских памятников — как гражданских, так и церковных. Оно отмечено и в поучении Владимира Мономаха, и в поучениях Григория Назианзина (по рукописи XI в.), и в Изборнике 1073 г., и в Житии Феодосия, и в Рязанской Кормчей (по списку 1283 г.), и в Псковской летописи. В слове управление здесь сочетаются и старославянские и народные русские значения — соответственно значениям глаголов управить — управлять и управиться — управляться в древнерусском языке (Срезневский, 3, с. 1243—1247). В смысле `действие', `дело', `подвиг' слово управление (в форме мн. числа) встречается в древнеболгарском «Богословии» Иоанна Экзарха Болгарского.

    Сложение с местоимением само отвлеченных имен действия и состояния также принадлежит к числу старославянских моделей словосложения. Ср. самобытие, самовластие, самовольство, самодьржьство, самозаконие, самолюбие, самомьнѣ ние, самособие (неделимость, единство), самохотие, самохотѣние и т. п. (там же, с. 245—254).

    Любопытно, что среди старославянских сложных имен прилагательных отмечено слово самоправьньй (греч. ατóστοικος) в Пандектах Антиоха XI в. Все это делает вероятным предположение, что слово самоуправление могло сложиться в древнейший период истории старославянского или русского литературного языка. И все же такое образование не отмечено в русских литературных текстах до середины XIX в. Надо заметить, что сложные имена существительные отвлеченного значения с само- в первой части после первой широкой волны их в XI — XII вв. вновь начали активизироваться и производиться в значительном количестве в XVI — XVII вв.

    К этому периоду относится образование таких слов, как самонадеянность, самоуправство, самохвальство, самочиние и т. п. В русском литературном языке XVIII в. сложные слова этого типа получили новое подкрепление и пополнение под влиянием немецких образований вроде Selbstgefühl (самочувствие) и т. п.

    Слово самоуправление входит в широкий оборот литературного употребления, особенно в кругу журнально-публицистической прозы, с 60-х годов XIX в. Например, у Н. Г. Чернышевского (в статьях, относящихся к 1862—1863 гг., — из цикла «Современника»): Если мы представим себе общественную жизнь, развитую вполне из начал самоуправления, то, разумеется, и связать литературу с жизнью будет очень легко» (Чернышевский, 1906, 9, с. 172). У Н. П. Огарева (в статье «Расчистка некоторых вопросов»): «Дело пошло не на развитие свободного народного самоуправления, а на создание сильного государственного единства посредством насилия». В статье Д. И. Писарева «Меттерних»: «Он думал, что разогнать представительное собрание значит уничтожить в народе стремление к самоуправлению» (Писарев, 1894, 1, с. 603). У М. Е. Салтыкова-Щедрина: «...первую роль играло слово ”самоуправление“. Произнесенное рядом с словом ”земство“, оно должно было оказать магическое действие» («Письма о провинции», 8)350.

    Если подойти к слову самоуправление с точки зрения истории того общественно-политического понятия, которое в настоящее время связывается с этим термином, то едва ли можно генезис его возводить ко времени более раннему, чем середина XIX в. В самом деле, слово самоуправление в современном русском языке выражает два таких значения, тесно связанных одно с другим: «1. Узаконенный порядок, по к-рому какие-н. общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы нек-рые функции центральной власти. Местное с. Земское с. (дореволюц.). Органы местного самоуправления. 2. Право какой-н. государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия» (Ушаков, 4, с. 43).

    Русский термин самоуправление — при всей своей национальной самобытности— отражает и интернациональные черты этого правового понятия. Соответствующее понятие в английском языке выражается словом self-government, во французском — self-government (т. е. термином, заимствованным с английского); ср. также autonomie; в немецком — Selbstverwaltung (т. е. термином, который представляется калькированным переводом англ. self-goverment).

    Можно предполагать, что толчком, ускорившим образование русского слова самоуправление, было также влияние английского языка. К. Н. Лебедев, один из деятелей 50—60-х годов, в своем дневнике в 1863 г. писал: «У нас, по западной моде, теперь в ходу мысли о самоуправлении. Англичане не выходят из моды, self-goverment. Оно нигде не удалось в той мере, как действует в метрополии и как желали бы привить его подражатели и поклонники. Причину неудачи я вижу в одном: в недостатке публичной жизни, а причину ее отсутствия в недостатке гласности. (...) Самоуправление есть право, возможное и действительное при известном развитии общества» (Из записок сенатора К. Н. Лебедева // Русск. архив, № 4, с. 551). Показательно, что слово самоуправление не попало в словарь 1847 г. Да и в словаре Даля у этого слова отмечено лишь одно прямое этимологическое значение: «управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего». Это значение могло относиться только к области индивидуального словоупотребления. Лишь И. А. Бодуэн де Куртенэ добавил к толкованию Даля: «Независимое от центра государства, автономное, через выборных представителей, управление местными делами данной административной единицы: общины, округа, области и т. п.» (сл. Даля 1912, 4, с. 26). Акад. Я. К. Грот в своих «Дополнениях и заметках к ”Толковому словарю“ Даля» также отметил пропуск слова самоуправление в коллекции Даля (с. 105).

    Опубликовано в журнале «Вопросы языкознания» (1955, № 5) вместе со статьей «Полномочный и правомочный» под общим названием «Из истории слов». Сохранилась пронумерованная рукопись (7 листков), машинопись с авторской правкой, одна гранка, оттиск. К рукописи присоединены 3 карточки со следующими цитатами: «Не забудьте, ведь у нас никто ничего не требует, не просит. Самуправление, например, разве кто его просит?» (Тургенев. «Дым», слова генерала Ратмирова). «Б. Чичерин в книге ”Несколько современных вопросов“ (М., 1862, с. 194), характеризуя словесные ”ярлычки“ 50—60-х годов, указывает, что в ту эпоху ”похвалу означали ярлычки: община, мир, народ, выборное начало, самоуправление, гласность, общественное мнение и т. д.“ и, наоборот, ”мрачными демонами назывались: централизация, регламентация, бюрократия, государство». «Н. Г. Чернышевский, говоря о жизни племен, составлявших общий союз и в то же время самостоятельно управлявшихся, заявляет: “Ученым образом подобное состояние называется самоуправлением и федерациею)» (Критика философских предубеждений против общинного владения — Чернышевский, ПСС, т. 4, с. 316). При завершении статьи цитаты не были использованы автором, по-видимому, в связи с заменой их другими примерами употребления слова самоуправление в творчестве писателей второй половины XIX в. Печатается по оттиску с внесением ряда необходимых поправок и уточнений.— Е. X.

    350 Ср. также Ефимов А. И. История русского литературного языка, 1954. С. 344, 345.

  61. Источник:



  62. История слов

    См. эвакуация

  63. Источник:



  64. Словарь бизнес-терминов

  65. Источник:



  66. Тезаурус русской деловой лексики

  67. Источник:



  68. Большой Энциклопедический словарь

    САМОУПРАВЛЕНИЕ
    САМОУПРАВЛЕНИЕ - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальных единиц - местное самоуправление.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  69. Источник: