(перс. дотар, от до — два и тар — струна)
струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в различных разновидностях во многих странах Востока. В СССР — у таджиков (дутор), туркмен, узбеков. Состоит из корпуса грушевидной формы, переходящего в длинную шейку с грифом, с 13—20 навязными, жильными ладами. Имеет 2 струны (шёлковые или кишечные). Настройка струн Д. — по квартам, иногда по квинтам. На основе народного Д. в Узбекистане сконструировано семейство оркестровых Д. (прима, альт, бас и контрабас), вошедшее в состав узбекского оркестра народных инструментов.
-а, м.
Народный щипковый музыкальный инструмент с двумя струнами, длинным грифом и корпусом грушевидной формы (распространен у таджиков, туркменов, узбеков и др.).
м.
Народный щипковый музыкальный инструмент с корпусом грушевидной формы, длинным грифом и двумя струнами, распространённый у таджиков, туркменов, узбеков, а также во многих странах Востока.
ДУТАР (перс. - букв. - двухструнный), щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Распространен у многих народов Востока, в т. ч. в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении.
ДУТА́Р -а; м. В странах Востока: народный щипковый музыкальный инструмент с двумя струнами, длинным грифом и корпусом грушевидной формы. Памирский д. Бродячие певцы наигрывают на дутаре.
* * *
дута́р(перс., буквально — двухструнный), щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Распространён у многих азиатских народов, в том числе в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении.
* * *
ДУТАРДУТА́Р (перс., букв. — двухструнный), щипковый музыкальный инструмент типа лютни(см. ЛЮТНЯ). Распространен у многих народов Востока, в т. ч. в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении.
(перс. дотаp, от до - два и тар - струна) - струнный щипковый муз. инструмент c большим грушевидным корпусом из гнутых клёпок (10-12) и длинной шейкой, суживающейся к концу. Oбщая длина инструмента ок. 1150-1300 мм. Лады навязные, жильные (13-20). Звукоряд в нижнем регистре хроматический, в верхнем - диатонический. Диапазон 11/2-2 октавы. Имеет 2 шёлковые (иногда металлические) слабо натянутые струны, настроенные в кварту, квинту, унисон (реже в октаву). Pаспространён в разл. разновидностях во мн. странах Bостока. B Cов. Cоюзе - в Узбекистане, Таджикистане, Tуркмении; тадж. и узб. Д. однотипны, туркм. - меньших размеров (ок. 900 мм) c долблёным корпусом и металлич. подвижными ладами, хроматич. звукорядом в объёме 11/2 октав. Звук Д. негромкий, нежный, c характерным призвуком (от скольжения ногтей на деке). Штриховые приёмы правой руки - бряцание вверх и вниз, щипки, тремоло и др. Применяется движение параллельными квартами, квинтами, секстами, бурдонное двухголосие. Pепертуар Д. разнообразен - от небольших бытовых пьес до крупных макомов, дастанов. Д. используется как сольный, ансамблевый (в сочетании c гиджаком, танбуром, рубабом, дойрой) и аккомпанирующий пению инструмент. Широко употребляется в домашнем музицировании (в частности, женщинами) и нар. музыкантами-профессионалами. Ha основе бытующего типа нар. Д. в Узбекистане в cep. 30-x гг. сконструировано семейство оркестровых Д. (прима, альт, бас, контрабас), вошедшее в состав Узб. оркестра нар. инструментов им. T. Джалилова.
И. M. Bызго-Иванова.