«Развитие»

Развитие в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Развитие»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Англо-русский словарь технических терминов
  14. Русско-английский словарь математических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  21. Философская энциклопедия
  22. Новейший философский словарь
  23. Энциклопедический словарь
  24. Начала современного естествознания
  25. Сводная энциклопедия афоризмов
  26. Русско-английский политехнический словарь
  27. Dictionnaire technique russo-italien
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Естествознание. Энциклопедический словарь
  31. Энциклопедия социологии
  32. Российская социологическая энциклопедия
  33. Толковый словарь по социологии
  34. Социология: Энциклопедия
  35. История слов
  36. История слов
  37. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  38. Русско-шведский бизнес-словарь
  39. Тезаурус русской деловой лексики
  40. Большой Энциклопедический словарь
  41. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (филос.) — см. Эволюция.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Разви́тие

    необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Способность к Р. составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

    Существенную характеристику процессов Р. составляет время: во-первых, всякое Р. осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность Р. Поэтому история научных представлений о Р. начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. В силу этого древняя философия и наука не знали идеи Р. в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной «от века» программе, воспроизводящие неизменную совокупность циклов: «Восходит солнце, и заходит солнце, и на место своё поспешает, чтобы там опять взойти; бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своём ветер, и на круги свои возвращается ветер... Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем» («Экклесиаст», 1, 5, 6, 9). Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто; что же касается механизма происхождения, то он толковался чисто умозрительно. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи. Речь могла идти не о Р., а лишь о развёртывании некоторых потенций, изначально присущих объекту и просто скрытых в нём (этот принцип нашёл отчётливое выражение в концепции преформации (См. Преформация)). Вместе с тем высокая логическая культура позволила античности создать богатую технику анализа различных типов изменения, движения, что послужило одной из важных методологических предпосылок позднейшего изучения процессов Р.

    Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распространялась им, правда, лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени постепенно начинает пробивать себе дорогу в исследовании природы и ведёт к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (См. Космология) и теории эволюции в биологии (классическую форму которой дал Ч. Дарвин) и геологии (Ч. Лайель). Идея Р. прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую её разработку даёт нем. классическая философия, в особенности Г. Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем Р., но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа Р., но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

    Целостную научную концепцию Р. построил марксизм: Р. понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме Историзма) основой объяснения истории общества и познания. Главные особенности процессов Р. выражает содержание основных законов материалистической диалектики (См. Диалектика) — единства и борьбы противоположностей (См. Единство и борьба противоположностей), перехода количественных изменений в качественные (См. Переход количественных изменений в качественные),Отрицания отрицания закона. Основные идеи диалектико-материалистической концепции Р. сформулировал В. И. Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное: — “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55). Диалектико-материалистическое учение о Р. составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества на коммунистических началах. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов Р. — эволюции (См. Эволюция) и революции (См. Революция). При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практический аспект этой проблемы, что нашло непосредственное выражение в теории социалистической революции и перерастания социализма в коммунизм. Благодаря диалектическому учению о Р. существенно расширился арсенал средств научного познания, в котором важнейшее место занял исторический метод в его различных конкретных модификациях. На этой основе возникает ряд научных дисциплин, предмет которых составляют конкретные процессы Р. в природе и обществе.

    Во 2-й половине 19 в. идея Р. получает широкое распространение. При этом буржуазное сознание принимает её в форме плоского эволюционизма (чему в немалой степени способствовало влияние философии Г. Спенсера). Из всего богатства представлений о Р. здесь берётся лишь тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание Р. лежит в основе идеологии Реформизма. В то же время догматическая ограниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта критика, с одной стороны, отрицала самую идею Р. и принцип историзма, а с другой — сопровождалась появлением концепций т. н. «творческой эволюции» (см., например, Эмерджентная эволюция),проникнутых духом индетерминизма и субъективно-идеалистическими тенденциями.

    Социальная практика эпохи империализма и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов Р. и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о Р. как о линейном прогрессе, вытекавшее из концепции строго линейного направления времени. Практика социальных движений 20 в. убедительно показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. общества есть результат сложного диалектического взаимодействия множества процессов, что среди этих процессов есть и такие, которые либо ведут в сторону от прогресса, либо даже регрессивны. Всё это выявило непосредственную связь социального Р. с идеологической борьбой, что стало особенно очевидно в условиях противоборства двух мировых социальных систем — социализма и капитализма. В такой ситуации подлинно прогрессивное Р. общества выступает как результат целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на объективные законы истории. Поэтому в современную эпоху прогрессивное Р. неразрывно связано с идеологией марксизма-ленинизма, с научно обоснованным социальным управлением, способным вырабатывать адекватные цели Р. и обеспечивать их реализацию.

    Расширились представления о Р. как в естественных, так и в общественных науках. Если 19 в. был преимущественно. веком освоения самой идеи Р. и утверждения эволюционных схем мышления, то в 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы Р. Например, Дарвину для формулирования теории органической эволюции было достаточно указать на Естественный отбор как на основной фактор эволюции, действующий через наследственность и изменчивость; это успешно объясняло схему эволюционного процесса в целом. Биология же 20 в. изучает конкретные механизмы наследственности (См. Наследственность) и изменчивости (См. Изменчивость). От анализа общей схемы процесса Р. она переходит к анализу его внутренней структуры и условий его протекания. На этой основе возникает современная т. н. синтетическая теория эволюции в биологии (см. Эволюционное учение).

    Такая переориентация существенно обогатила общие представления о Р. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс Р. не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии Р. (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного Р. (см. Прогресс) переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону Регресса. Более того, в космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного Р., по-видимому, равноправны по своему значению.

    Во-вторых, анализ механизмов Р. потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности их организации (См. Организация) и функционирования. Такой анализ оказался необходим и для выработки объективных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов Р.: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня организации в процессе Р. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в середине 20 в. наметилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Методологически подобное обособление оправдано в той мере, в какой процессы функционирования действительно составляют самостоятельный предмет изучения, если при этом учитывается, что получаемое в итоге теоретическое изображение объекта является частичным, неполным. Однако в некоторых научных направлениях этот функциональный аспект был гипертрофирован в ущерб аспекту эволюционному. Это свойственно, в частности, многим представителям структурно-функционального анализа (См. Структурно-функциональный анализ) в буржуазной социологии, а также некоторым сторонникам Структурализма, отдавшим предпочтение структурному плану анализа перед планом историческим. Такая позиция породила дискуссии о приоритете структурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию). Хотя многие вопросы здесь нельзя считать решенными, сами дискуссии и практика современных исследований показывают, что как аспект Р., так и аспект организации могут иметь вполне самостоятельное значение при изучении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии (См. Биология)). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов предполагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта — ритмика его функционирования и Р.

    При оценке перспектив построения синтетических теорий развивающихся объектов следует учитывать, что техника анализа процессов функционирования более развита, чем техника исследования процессов Р. (это объясняется большей сложностью последних). Поэтому одна из важных методологических задач — совершенствование представлений о структуре и механизмах процессов Р., об их взаимосвязи с процессами функционирования.

    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М. — Л., 1933; СеверцовА. Н., Морфологические закономерности эволюции М. — Л., 1939; Грушин Б. А., Очерки логики исторического исследования (процесс развития и проблемы его научного воспроизведения), М., 1961; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19—20 вв., М., 1962; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Гайденко П. П., Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века, в книга: Философские проблемы исторической науки, М., 1969; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Майр Э., Популяции, виды и эволюция, пер. с англ., М., 1974.

    Э. Г. Юдин.

    II

    Разви́тие

    организмов,

    1) индивидуальное Р., или Онтогенез, — совокупность последовательных морфологических и физиологических изменений, претерпеваемых каждым организмом от момента его зарождения до конца жизни. Р. — процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований. Количественные изменения — Рост— представляют собой увеличение массы, размеров тела в целом, его частей или органов. Качественные изменения — Дифференцировка—представляют собой преобразования структуры и функций организма, его частей и органов.

    2) Историческое Р., или Филогенез, организмов и их систематических групп (типов, классов, отрядов, семейств, родов, видов) в течение всего времени существования жизни на Земле. Связь онто- и филогенеза выражается в том, что филогенез представляет собой исторический ряд прошедших естественный отбор онтогенезов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. разви́тие;
    2. разви́тия;
    3. разви́тия;
    4. разви́тий;
    5. разви́тию;
    6. разви́тиям;
    7. разви́тие;
    8. разви́тия;
    9. разви́тием;
    10. разви́тиями;
    11. разви́тии;
    12. разви́тиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    РАЗВИ́ТИЕ, -я, ср.

    1. см. развить 2, -ся 2 .

    2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.

    3. Степень сознательности, просвещённости, культурности. Высокое умственное р.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.);

    действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.).

    Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства.

    2.

    Ход, протекание.

    Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий.

    3.

    Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

    Все оппортунистические предсказания опрокинуты ходом исторического развития. Киров, Ленинградские большевики между ХVI и ХVII съездами ВКП(б).

    4.

    Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора.

    При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку. Г. Линьков, Война в тылу врага.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    РАЗВИ́ТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.).

    1. Действие по гл. развить-развивать. Развитие мускулов гимнастикой.

    2. Состояние по гл. развиться-развиваться. Развитие промышленности.

    3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. «Развитие есть "борьба" противоположностей.» Ленин. «Изучение героической истории большевистской партии вооружает знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции.» История ВКП(б). Диалектическое развитие.

    4. Состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности. Политическое развитие.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. развивать II, развить II, развиваться II 1., 2., 3., 4.

    2.

    Результат такого действия; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

    3.

    Степень просвещённости, культурности, умственной и духовной зрелости.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    РАЗВИТИЕ - биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция); революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (смотри Эволюция); революционную, характеризующуюся качественные изменениями в структуре объекта (смотри Революция). Выделяют восходящую линию развития (смотри Прогресс) и нисходящую (смотри Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    разви́тие Калька нем. Entwicklung – то же, которое в свою очередь калькирует лат. ēvolūtiō или франц. dévеlорреmеnt – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) development;
    evolution совершать цикл развития ≈ cycle духовное развитие ≈ intellectual development
    2) (степень зрелости) maturityс.
    1. development;
    ~ событий development of events;
    ~ народного хозяйства development of the (national) economy;
    ~ общества social development, development of society;

    2. (степень зрелости) maturity;
    общее ~ general (intellectual) maturity;
    политическое ~ political level.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Англо-русский словарь технических терминов

    development, elaboration, evolution,(трещины) propagation

  25. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  26. Русско-английский словарь математических терминов

    n.development

  27. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    развитие с Entwicklung f c развитие личности Persönlichkeitsentwicklung f дальнейшее развитие Weiterentwicklung f в развитие (чего-л.) in Fortführung (G)

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Entwicklung f

    развитие личности — Persönlichkeitsentwicklung f

    дальнейшее развитие — Weiterentwicklung f

    в развитие (чего-либо) — in Fortführung(G)

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    développement m; évolution f(эволюция); progrès m(прогресс)

    развитие промышленности — développement de l'industrie

    развитие памяти — développement de la mémoire

    умственное развитие — culture intellectuelle



    в развитие чего-либо — comme développement de qch

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    desarrollo m, fomento m; progreso m

    разви́тие промы́шленности — fomento de la industria

    бу́рное разви́тие эконо́мики — expansión impetuosa de la economía

    разви́тие тури́зма — promoción del turismo

    разви́тие успе́ха воен. — explotación del éxito

    разви́тие па́мяти — entrenamiento de la memoria

    высо́кое у́мственное разви́тие — alto nivel de la intelectualidad

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    sviluppo m, evoluzione f, svolgimento m

    развитие промышленности — sviluppo dell'industria

    умственное развитие — sviluppo mentale

    общее и политическое развитие (человека) — cultura generale e politica(di una persona)

    ход исторического развития — corso dell'evoluzione storica

    (не) получить дальнейшее развитие — (non) avere sviluppi successivi

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    发展, 开发

  39. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  40. Философская энциклопедия

    РАЗВИТИЕ

    — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея Р. начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее «рискованным приключением разума», поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся («небесный» мир, органическая природа и др.). Сам Кант применил идею Р. для объяснения происхождения Солнечной системы, Ж.Л. Бюффон — в связи с историей Земли, Ж.Б. Ламарк — для объяснения эволюции живых существ, И. Г. Гердер — для описания истории культуры и т.д. Ч. Дарвином понятие Р. было распространено на все живые существа, включая человека, и стало основным принципом биологии.

    В философии нем. идеализма Р. было представлено как саморазвертывание божественного в мире. В качестве общей теории Р. Г.В.Ф. Гегель предложил диалектику, элементы которой содержались еще в философии Гераклита и в средневековой философии. Основной принцип диалектики, утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей, соответствует, по Гегелю, представлению о всемогуществе Бога. «Большинство положений диалектики, — пишет Ю. Бохеньский, — суеверия. Это и убеждение в том, что природа «дискутирует» сама с собой, и вера в некую «высшую» логику, и уверенность в том, что с помощью этой так называемой диалектической логики можно достигнуть каких-либо результатов. Ведь она в лучшем случае представляет собой собрание весьма примитивных советов, далеких от принципов современной методологии науки».

    Попытки создать универсальную теорию Р., описывающую механизм Р. в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно.

  41. Источник: Философская энциклопедия



  42. Новейший философский словарь

    РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. связывается в этих моделях с: цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторностью (факторностью в «теории факторов»); их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их «искусственности» (ор-ганизуемости) и «естественности». Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и «нулевой» (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть «последствия» Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.

  43. Источник: Новейший философский словарь



  44. Энциклопедический словарь

    РАЗВИ́ТИЕ -я; ср.

    1. к Разви́ть - развива́ть (2.Р.; 2-5 зн.) и Разви́ться - развива́ться (2.Р.; 2-6 зн.). Упражнения на р. мускулатуры, памяти, навыков устной речи. Необходимо делать все для развития в себе творческих сил, интереса к учебе. Р. легкой индустрии продолжается. Р. наступления прервалось. Р. скорости достигло критической величины. Мысль не получила дальнейшего развития. Р. личинок можно ускорить. Р. слепоты было постепенным. Взаимная симпатия не получила дальнейшего развития. Движение милосердия получило своё р. Р. действия пьесы. Неожиданное р. событий. Ход исторического развития.

    2. Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора; развитость. Р. ребенка соответствует норме. Чтение способствовало моему развитию. Уровень интеллектуального развития кого-л.

    * * *

    развитие

    I

    эволюция, направленное изменение какого-либо органического целого (биологического, социального, культурно-исторического), в процессе которого развёртываются его внутренние возможности. Протекает во времени в последовательности стадий, как переход от одного состояния к другому. Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс).

    II

    (биол.), процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Начала современного естествознания

    (см. также Эволюция, Генезис) — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно развертывание до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, отношений, которые имелись и прежде, существовали з потенции, но не были доступны восприятию. Развитие бывает или экстенсивным (проявление и увеличение уже имевшегося) или интенсивным (эпигенез — возникновение нового, новых форм).

  47. Источник: Начала современного естествознания



  48. Сводная энциклопедия афоризмов

    Развитие

    см. Совершенствование

  49. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  50. Русско-английский политехнический словарь

    development, elaboration, evolution,(трещины) propagation

    * * *

    разви́тие с.

    development; (рост) growth, progress, evolution

    получа́ть большо́е разви́тие — receive a large development effort

    разви́тие тре́щин — crack propagation

    * * *

    evolution

  51. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  52. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    sviluppo m; evoluzione f

    - индустриальное развитие

    - развитие ледника

    - развитие народного хозяйства

    - развитие науки

    - развитие порта

    - промышленное развитие

    - технико-экономическое развитие

    - техническое развитие

    - развитие трещин

    - форсированное развитие

    - экономическое развитие

  53. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    ро́звиток, -тку

    - локальное развитие

    - подпрямое развитие

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    ро́звиток, -тку

    - локальное развитие

    - подпрямое развитие

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (биол.), процесс тесно взаимосвязанных количеств. (рост) и качеств, (диффе-ренцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивид. Р., или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и др. система-тич. групп (ист. Р., или филогенез).

  59. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  60. Энциклопедия социологии

    - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. см. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

  61. Источник: Энциклопедия социологии



  62. Российская социологическая энциклопедия

    - 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфолог., физиол., биохимич. изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историч. Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органич. мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в рез-те к-рого возникает их новое качественное состояние. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

  63. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  64. Толковый словарь по социологии

    - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. См. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

  65. Источник: Толковый словарь по социологии



  66. Социология: Энциклопедия

    - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

    В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона - ]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).

    Проблема Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества).

    Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.

    Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений.

    Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р.

    Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.

    В.Л. Абушенко

  67. Источник: Социология: Энциклопедия



  68. История слов

    ТОМНЫЙ . Имя прилагательное томный в древнерусском языке употреблялось в значении `ослабевший, изнуренный' (например, в Житии протопопа Аввакума). Правда, в «Материалах» И. И. Срезневского слова томьнъiи нет (но ср. томение,томителевъ, томитель, томительство,томительствие, томити, томитиса, томление (Срезневский, 3, с. 971—972). Но трудно сомневаться в том, что слово томьнъiи употреблялось и в раннем русском литературном языке до XVII в.

    С тем же значением томный перешло и в простой и в средний стили русского литературного языка XVIII в. Во всяком случае, даже в академическом словаре 1847 г. у слова томный отмечалось лишь одно значение: `ослабевший, изнуренный, утомленный'. Примеры: Томный голос. Томное лицо. Томная рыба (сл. 1867—1868, 4, с. 601).

    Действительно, это значение обычно в языке Пушкина 20-х годов. Например, в «Сцене из Фауста»:

    Там, на груди ее прелестной

    Покоя томную главу,

    Я счастлив был...

    В «Евгении Онегине »:

    Как Child-Harold, угрюмый, томный,

    В гостиных появлялся он.

    Менее употребительно в языке литературы было областное значение `тяжкий, мучительный, томительный'. Ср. у Тургенева в «Нови» (в речи Нежданова): «А я... вперед не могу; назад не хочу. Оставаться на месте томно». У него же в рассказе «Живые мощи» (в речи Лукерьи): «А что будешь делать? Лгать не хочу — сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась — ничего; иным еще хуже бывает».

    Однако уже в сентиментальном стиле конца XVIII — начала XIX в. в слове томный развивается значение `полный сладкого томления, устало-нежный и печальный, выражающий трогательную истому'. Слово томный становится модным. Томность — свойство чувствительной натуры.

    Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине »:

    ...луна сияла

    И томным светом озаряла

    Тат ьяны бледные красы...

    Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (4 листка разного формата). Печатается по рукописи с внесением некоторых необходимых уточнений. — В. Л.

  69. Источник:



  70. История слов

    РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ

    Глаголы развивать — развить и возвратный развиваться — развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического состава. Слово развивать в словарях Академии Российской определяется так: «1) Свернутое что развертывать, раскатывать. 2) Свитое, заплетенное, закрученное вертя в противную сторону, разнимать, раскручивать, рассучивать, расплетать. Развить веревку. Развить венок. Развить косу». Соответственно этим различиям значений развивать разграничиваются однородные два значения и в глаголе развиваться: «Относительно к вещам свернутым, скатанным, значит: развертываться, распускаться, распространяться. Коса, кудри развились... Говоря о вещах, ссученных, скрученных, означает: расплетаться, рассучиваться, раскручиваться...». Ср.: «Развитый,... прил. `Раскрученный, расплетенный, рассученный'» (сл. АР 1806—1822, ч. 5, с. 807, 808, 809).

    В русском литературном языке последней четверти XVIII в. глагол развивать воспринимает отвлеченные значения французского développer (развитие — développement). Обычно это семантическое новообразование связывается со стилистической реформой Карамзина и его школы. А. С. Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» отмечал также новые фразеологические связи слова развивать в сочинениях Карамзина и его последователей: «Магической май!... осеняемый улыбающимся зраком твоим сообщаюсь величественному утешению развивающейся натуры» (Шишков, Рассужд. o ст. и нов. слоге, 1813, с. 55). «Вместо: какой благорастворенный воздух! Что я обоняю в развитии красот вожделеннейшего периода!» (там же, с. 58). «Одна во след другой идея развивалась... Что такое: одна идея развивается во след другой и нить их обнимает вселенную?» (там же, с. 62). «Он принял всевозможные старания о развитии ее характера» (там же, с. 122). «Что такое: развивать характер? Похож ли этот бред на русский язык?» (там же, с. 124).

    Ср. в пародии Шишкова на «новой слог»: «Мысли ваши, как у молодова рoбенка, совсем не развиты» (там же, с. 423). «Сколь разум твой развит, сколь трогательна ты» (там же, с. 435).

    А. С. Шишков в том же «Рассуждении о старом и новом слоге» доказывал, что понятия, соответствующие новому применению слов развитие, развивать и развиваться, могут быть выражены средствами русского или церковнославянского языка, что перевод французских слов développer, se développer, développement через развивать, развиваться, развитие является искажением русского языка. «Есть ли мы, не рассуждая о знаменованиях и производствах коренных слов своих, станем переводить их по точному составу французских слов и речи свои располагать по их речам, то, вместо чистоты и обогащения языка своего, будем на нем, как сумасшедшие, бредить; ибо défiler, dénicher еtс. станем переводить: распрясть, разгнездить и проч. — вместо страстный игрок, un joueur déterminé, станем писать игрок определенный: кто ж будет разуметь нас? Французы глаголом своим développer изображают перемену состояния вещи, бывшей прежде enveloppé. Когда они говорят: l'ésprit se développe, то воображают, что он прежде был enveloppé dans un certain chaos, и потом мало-помалу начал оказываться, или распускаться, на подобие цветка. Переводя слово сие развитием и говоря: разум его начинает развиваться, по смыслу слова сего должны мы воображать, что он прежде был свит; естественно ли представить себе свитой разум?...» (там же, с. 288—289).

    «Поистине разум и слух мой страдают, когда мне говорят: Ночные беседы, в которых развивались первые мои метафизические понятия; напротив того, я весьма охотно слушаю, когда в простой песне поют:

    Заплетися, плетень, заплетися,

    Ты развейся, камка хрущетая.

    Здесь развивание камки я понимаю; но чтоб постигнуть развиваниепонятий, признаюсь, что на этот раз ум мой не развивается и остается тем же свитым, каким прежде был» (там же, с. 290).

    Ср. у Аполлона Григорьева в очерке «Моя исповедь»: «Совсем человеком я сделать его не мог — для этого нужно было бы отнять у него его девять тысяч душ — но понимание его я развил...» (Григорьев Ап., с. 204).

    Новое употребление слова развивать, развитие, сложившееся под влиянием французских développer, développement, отразилось и в словаре 1847 г. Здесь указаны новое переносное значение развивать: `раскрывать умственные способности' — и новое отвлеченное значение глагола развиваться: «`приходить в большее действие; приумножаться, увеличиваться, раскрываться'. Силы развиваются. Его способности еще не развились» (сл. 1867—1868, 4, с. 17).

    У Тургенева в «Рудине» (в речи Пигасова): «Беспрерывно развиваясь (эти господа все развиваются; другие, например, просто спят или едят, — а они находятся в моменте развития спанья или еды...)...Итак, развиваясь постоянно, Рудин дошел путем философии до того умозаключения, что ему должно влюбиться».

    Примеры употребления производных слов развитой и развитость находим в «Отцах и детях» Тургенева: «Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе ”Наук“». См. там же: «...чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы». Ср. там же (в речи Базарова): «Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено».

    В статье Аполлона Григорьева «Безвыходное положение»: «Он ”упразднил“ значительное количество ”развитых и образованных“ людей» (Григорьев Ап., с. 325).

    В. С. Соловьев в своем сочинении «Философские начала цельного знания» писал: «Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, однако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания...». И далее развитие определяется как «такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели» (ЖМНП, 1877, март, с. 61, 62).

    На изменение значений слова развитие повлияло синонимическое сближение его с научным термином эволюция, происшедшее в русском литературном языке в 20—40-х годах XIX в. Понятие же эволюция пережило длинный и сложный процесс своего формирования в западноевропейской духовной культуре. «У Николая Кузанского мы впервые встречаем противоположные понятия complicatio и ехрlicatio (`свертывание и развертывание'), развитие ехрlicatio заменяется у него часто словом evolutio (”Linea est puncti evolutio“). У Якова Беме термин этот передается словом ”Auswicklung“. Со второй половины XVIII ст. понятие эволюции, развития начинает применяться к реальному, материальному миру, в то время как до того ехрlicatio, evolutio, Auswicklung, Еntwicklung применялись в области логического или математического доказательства определенных положений»334.

    Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (8 ветхих листков разного формата). Печатается по рукописи. — И. У.

    334 См. Деборин А. М. Новое учение о языке и диалектический материализм // ХLV академику Н. Я. Марру [Акад. наук СССР]. М.; Л., 1935. С. 45; ср. R. Eucken. Geschichte der philosophischen Terminologie. Leipzig, 1879. С. 82, 187 и др.

  71. Источник:



  72. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  73. Источник:



  74. Русско-шведский бизнес-словарь

  75. Источник:



  76. Тезаурус русской деловой лексики

  77. Источник:



  78. Большой Энциклопедический словарь

    РАЗВИТИЕ
    РАЗВИТИЕ - биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  79. Источник:



  80. Большой Энциклопедический словарь

    РАЗВИТИЕ
    РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция); революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  81. Источник: