Большая Советская энциклопедия

    этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночество и т.п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители Б. — А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходит из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» О. Конта и «религией человечества» Л. Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сборник «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и богостроительство», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на острове Капри школу для рабочих — «...литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. как учение, несовместимое с марксизмом («О так называемых религиозных исканиях в России», Соч., т. 17). В. И. Ленин связывал Б. с политической тактикой отзовистов (См. Отзовисты) и ультиматистов (См. Ультиматисты) в России. В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» квалифицировало Б. как «... течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 222). В. И. Ленин писал, что это течение объективно отвечало стремлениям контрреволюционной буржуазии «...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» («О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 90).

    Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религиозной интерпретации марксизма.

    Лит.: Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому от 25 февр. 1908, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.

    И. Ф. Балакина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. богострои́тельство;
    2. богострои́тельства;
    3. богострои́тельства;
    4. богострои́тельств;
    5. богострои́тельству;
    6. богострои́тельствам;
    7. богострои́тельство;
    8. богострои́тельства;
    9. богострои́тельством;
    10. богострои́тельствами;
    11. богострои́тельстве;
    12. богострои́тельствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    Этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в первом десятилетии 20 в., трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    БОГОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО, богостроительства, мн. нет, ср. (ист.). Литературно-философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное большевистским центром, как порывающее с основами марксизма.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Философско-этическое течение, возникшее в начале XX в. в среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религиозными.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. филос.

    construction f divine

  11. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    см.богоискательство

  13. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    см.богоискательство

  15. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  16. Литературная энциклопедия

    Богостроительство

    БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — см. Богоискательство и Богостроительство.

  17. Источник: Литературная энциклопедия



  18. Философская энциклопедия

    БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

    течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители Б.— А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма»,1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую собой — «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («От. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», которым руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1,1970, с. 276).

    Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.

    Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.

  19. Источник: Философская энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь

    БОГОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО -а; ср. В России в начале 20 в.: философско-этическое течение в среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить марксизм с христианством.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Советская историческая энциклопедия

    враждебное марксизму религ.-филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с.-д. интеллигенции в эпоху реакции 1907-10 в России. После поражения революции 1905-07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж. интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к филос. идеализму и мистицизму, рост религ. настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства. Отражением этих влияний чуждой бурж. идеологии на нек-рых социал-демократов явилось возникновение т. н. Б., выражавшегося в попытках придать научному социализму характер религ. верования, связать с социал-демократией проповедь веры и т. п. Представителями течения Б. явились А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич и Н. Валентинов. К сторонникам Б. тесно примыкал А. Богданов. Особенно сильно идеология Б. проявилась в работах Луначарского, к-рый в своих богостроит. исканиях пытался придать социализму форму, "более приемлемую" для непролетарских слоев. В работе "Религия и социализм" (1908) Луначарский выдвигал необходимость определить место социализма среди религ. систем. Считая, что никто в достаточной степени не подчеркнул эстетич. и религ. ценность марксизма, он называл социализм "новой религией", "религией труда". В статье "Атеизм" в сб. "Очерки по философии марксизма" (1908), к-рый В. И. Ленин назвал "Очерками против философии марксизма", Луначарский предлагал "сбросить ветхий плащ серого материализма". Пролетариату, по его мнению, нужен гармонич. синтез материализма и мистицизма. Активным пропагандистом Б. был меньшевик В. Базаров ("Богоискательство и "богостроительство", в сб.: Вершины, кн. 1, 1909; "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской", в сб.: Литературный распад, кн. 2, 1909).

    Чуждые идеологии марксизма богостроит. тенденции сочетались у этой группы социал-демократов с антипартийной борьбой, проявившейся во враждебных большевизму течениях отзовизма и ультиматизма. В 1909 A. Богданов, А. Луначарский, Г. Алексинский и др. организовали на о. Капри фракционную Каприйскую школу, получившую известность как лит. центр Б. К Б. недолго примыкал А. М. Горький ("Исповедь", 1907, "Разрушение личности", в кн.: Очерки философии коллективизма, 1909), к-рый под влиянием критики В. И. Ленина в 1910 отошел от Б. Ленин выступил с резкой критикой Б., разъясняя решит. враждебность марксизма всякой религии. В письмах к А. М. Горькому В. И. Ленин писал: "...всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного "самооплевывания" филистеров и мелких буржуа, "отчаявшихся и уставших"..." (Соч., т. 35, с. 90). "... Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве" (там же, с. 93). Вскрывая идейное родство Б. и богоискательства, В. И. Ленин писал: "Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего" (там же, с. 89). Критика Б. была дана также в статьях Г. В. Плеханова. На совещании расширенной редакции большевистской газеты "Пролетарий" (июнь 1909) произошел окончат. разрыв большевиков с отзовистами и сторонниками Б. Совещание приняло спец. резолюцию "О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде", заклеймившую Б. как течение, порывающее с основами марксизма. В дек. 1909 группа отзовистов и ультиматистов, представлявшая идеологию Б., создала антибольшевистскую группу "Вперед", к-рая не имела заметного влияния в рабочем движении России и в обстановке начавшегося подъема революц. движения в 1910-12 потерпела полный идейный крах.

    Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 411-17; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, с. 329-31; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81; его же, Совещание расширенной редакции "Пролетария", там же, с. 391-416; его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29-40; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., (М.), 1954, с. 211-22. (Совещание расширенной редакции "Пролетария"); Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17; Мейлах Б. (С.), Ленин и проблемы рус. лит-ры конца XIX - нач. XX вв., 3 изд., Л., 1956.

    И. Е. Златоцветов. Москва.

  23. Источник: Советская историческая энциклопедия



  24. Орфографический словарь-справочник

  25. Источник: